Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мой Иерусалим»

Съемочная группа «Discovering Ukraine» продолжает свое путешествие «Дорогами украинцев»
18 мая, 2007 - 00:00
КАМЕНЬ ПОМАЗАНИЯ / КРЕСТНЫЙ ПУТЬ ИЕРУСАЛИМ ГОЛГОФА

Благодаря Украинской православной церквинам, вместе с украинскими паломниками, удалосьпобывать на Святой земле.

Сюда стремится сердце каждого христианина.В Иерусалим и Галилею. Ступить на ту мостовую,по которой две тысячи лет назад ступал Христос.Тем более это важно для украинцев, рассеянныхпо целому миру, для которых — и в этом мы убедились — церковь стала главным объединительным началом и духовным центром на просторах отАргентины до Камчатки. В первую очередь — благодаря церкви украинцам удавалось веками сохранять свою идентичность на чужбине.

VIA DOLOROSA

Старая украинская традиция: раньше вокруг церкви ставили двенадцать крестов с изображением так называемых двенадцати станций — двенадцати остановок Христа на дороге к месту казни. Так паломники представляли себе Крестный Путь.

Совсем иначе выглядит настоящая «Дорога скорби», так переводится «Via Dolorosa». Начинается она у Львиных ворот Иерусалима, через которые вели преданного Иудой Иисуса в город на суд.

Настоящая скорбная дорога — узенькая улочка, закованная в светло-желтый камень. Воображение рисовало нам заповедный переулок, на котором царит, так сказать, музейная тишина. Но вместо этого пилигриму приходится пробираться сквозь шум и давку, торговцев, ловящих каждый взгляд на свой товар, и отыскивать на стене круглые бронзовые таблички с названиями «станций» — так здесь называют памятные остановки на дороге Христа. Вот мусульманская школа — здесь была крепость, где Пилат судил Христа, а здесь в недрах обычного иерусалимского дома была темница Христова. А на этом перекрестке сохранились остатки еще римской мостовой, здесь Спаситель впервые упал под весом креста, а здесь, прямо в помещении российской миссии ниже уровня земли на несколько метров — Судные ворота, через которые приговоренных к казни выводили на Голгофу. Ближе к Голгофе улица превращается в коридор со стрельчатым сводом, но поражает другое — вся эта улочка превращена в сплошной базар, где арабы в бесчисленных магазинчиках продают вперемешку сандалии, деревянные крестики на вес, иконы и фрукты. Наконец, неоднократно заблудившись, выходим на тихую безлюдную улочку, с которой открывается вид на купола храма. После давки, из которой мы вырвались, такая тишина кажется особенно торжественной.

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ

Собственно, мы больше знаем его под названием Храма гроба Господня. В него мы попадаем через эфиопский монастырь, размещенный прямо на крыше храма, пройдя через две церкви, мы, наконец, попадаем в храмовый двор. Заметим, что веками различные христианские конфессии пытались быть как можно ближе к храму: католики, греки, армяне, копты, и земля вокруг гроба Господня считается даже не на сантиметры, а на миллиметры. Да и хаотические крыши обычных городских домиков льнут к храму просто впритык. Десятки языков и сотни туристов — все перемешано, но при этом нет суматохи. Люди сидят на ступеньках, на остатках колонн, ведь храм когда-то был намного больше нынешнего. Каждый пытается побыть наедине с собой, не обращая внимания на новые и новые потоки туристов. И суета отступает.

ГРОБ ГОСПОДЕНЬ

Особенное, сакральное чувство возникает, когда идешь по тем же иерусалимским улочкам ночью. Сегодня в Храме гроба Господня будет ночная служба. Паломники молятся и ждут, когда откроют храмовый двор. В полночь попадаем в храм. Едва освещенный, величественный, теперь он открылся в своем настоящем величии.

Заходим внутрь, где свечи и лампады создают торжественный полумрак. Здесь все рядом. Прямо возле входа — камень помазания, где тело Иисусово, снятое с Креста, намазывали маслами перед положением в гроб. Узенькие ступеньки справа ведут на Голгофу. Скала просто вмурована в храм. А слева, обнесенная средневековой ротондой и накрытая гигантским куполом — главная святыня христианства — кувуклия, или, собственно, сам гроб Господний. Та самая погребальная пещера, в которую было положено тело Христово и где произошло чудо воскресения. Когда-то это была подземная пещера, но много веков назад камень вокруг нее обтесали, и теперь эта пещера на поверхности, встроенная в часовню. Сегодня здесь правит службу предстоятель Украинской Православной церкви блаженнейший Владимир совместно с Греческой православной патриархией. Греческое пение переплетается под сводом со славянской молитвой. Кульминацией службы становится исповедь паломников на Голгофе и причастие святыми дарами, освященными на престоле возле гроба Господня, где и произошло воскресение.

ИЕРУСАЛИМ

С раннего утра уже начинает кипеть жизнь, как в старом, так и в новом городе. Вообще старый город разделен на несколько частей: мусульманскую, иудейскую, причем, мусульманский сектор намного больший. А встретить можно представителей всех народов. Армяне, итальянцы, греки, даже японцы и индусы. Тысячелетиями разные народы приходили сюда с войной и миром. Вавилоняне, римляне, арабы, крестоносцы — все они одновременно разрушали и строили вечный город. И эти руины и строения тысячелетиями наслаивались, создавая неповторимый многослойный котел культур и национальностей, который и до сих пор продолжает кипеть.

САД ГЕФСИМАНСКИЙ

Скорее всего, таким был Иерусалим и во времена Христа. Поэтому местом для размышлений, уединения и молитвы Иисус избрал Масличную гору. Почему Масличную? Потому что на ее склонах были оливковые сады, в тени которых и любил сидеть Христос и его ученики. Именно здесь сохранился Сад Гефсиманский, где молился Иисус в ночь измены. Наше воображение рисовало тенистый прохладный сад с большими деревьями, а на самом деле это хотя и бережно ухоженный, но небольшой участок выжженной земли, с низкими оливковыми деревьями. Именно они, с толстым узловатым стволом, скорее всего и были свидетелями той драматической ночи более двух тысяч лет назад. Ведь оливковые деревья живут очень долго, и когда основной ствол отмирает, молодые побеги опутывают его, продолжая жизнь дерева.

МАСЛИЧНАЯ ГОРА

А еще с Масличной горы открывается самый лучший пейзаж на весь Иерусалим. Просто перед нами — Храмовая гора. Сегодня она принадлежит мусульманам и является одной из четырех самых больших святынь. Ведь с того места, которое накрыто золотым куполом, вознесся на небо Мухамед. У подножия этой горы — остатки стен храма Соломона, Стена Плача. Поодаль — серые купола Храма гроба Господнего. Этой панорамой можно любоваться часами, но делать это следует после того, как побываете в самом месте, и эта панорама не будет казаться вам лишенной жизни — за ней вы будете ощущать неугомонный характер и пульсирующий нерв этого вечного города.

Тарас ТКАЧЕНКО, Василий ИЛАЩУК, специально для «Дня», Киев — Иерусалим — Киев. Фото Александра БУРКОВСКОГО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ