Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На край света... в поисках себя

Житомирский художник Юрий Камышный пересек Южную Америку от экватора до Огненной Земли, чтобы понять, какими красками Бог «нарисовал» эту землю
29 февраля, 2008 - 00:00
МАЧУПИКЧУ ЧУТЬ ЛИ НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОРОД... В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ, КОТОРЫЙ СОХРАНИЛСЯ В ПЕРВОЗДАННОМ ВИДЕ С XVIII ВЕКА, ПОСКОЛЬКУ БЫЛ ОБНАРУЖЕН ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКА / НА ОСТРОВЕ ПАСХИ ПОРАЖАЮТ НЕ ТОЛЬКО МАТЕРИАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ТАК И НЕ РАЗГАДАННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, НО И РАДУШИЕ ОСТРОВИТЯН НАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ГОРОДЕ КУЭНКА — ПРИМЕР УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДРЕВНИМ ТРАДИЦИЯМ

Одна из самых любимых тем картин, написанных известным житомирским художником Юрием Камышным, — украинские пейзажи с древними хатами под соломенными крышами. То есть виды, которые скоро если и останутся, то лишь на его полотнах или в работах других художников. Перечислить все выставки, на которых он представлял свои произведения, в том числе и за границей, очень сложно. Скажем только, что он удостоен премии имени Леси Украинки и Международной премии имени Николая Рериха. С некоторого времени художник совмещает выезды на пленеры, где вдохновенно воссоздает наши сельские пейзажи, с долгими странствиями в далекие края. Поездил, в частности, по Индии, а недавно вернулся из Южной Америки. О последнем путешествии и был наш с ним разговор.

— Пан Юрий, в Европе и Индии вы уже были. Теперь Южная Америка. С чего началось это путешествие?

— Захотелось посмотреть, какими красками Бог нарисовал полотно южноамериканского бытия и образа жизни. Близкого к древним индейским цивилизациям, к природе, вулканам, островерхим Андам. И вот мой знакомый Сергей, который сам из Киева, а сейчас живет в Москве, предложил такую поездку. Он относится к последователям индийского божества Шивы и имеет духовное звание сатья-ван, знаком также со многими другими религиями мира. Сложилась группа из шестерых россиян и трех украинских граждан, среди последних был и я. Мой взнос состоял из картин. Одна из московских туристических фирм отправила нас самолетом сначала в Мадрид, а оттуда мы вылетели в Эквадор.

— Эта страна обычно не часто вспоминается какими-то прелестями или достопримечательностями для иностранцев. Тем не менее, вы отправились именно туда.

— Из заснеженной Москвы мы прилетели в парниковую атмосферу с густым океанским воздухом. Особенно привлекало необычайное гостеприимство и доброжелательность местных жителей, многие из которых были одеты в традиционные пончо. Они улыбались нам и раскланивались даже на расстоянии. В Эквадоре мы впервые увидели древнее инкское поселение, называется оно Ингапирка. Расположенное на взгорье среди других гор выше двух километров над уровнем моря, оно построено то ли спиралями, то ли концентрическими кругами. В центре — храм в честь их богов, вокруг были оборонные сооружения и обитаемые жилища, а сейчас остались преимущественно лишь каменные фундаменты, а еще каменные жертвенники. Потому что строилось почти все из больших необожженных кирпичей. А когда делали каменную кладку, глыбы разной величины и формы очень тщательно подгоняли друг к другу. Такая кладка выдерживала частые землетрясения. Это сооружения времен инков, приблизительно ХIII—XIV ст. Рядом здания, где живут нынешние их потомки. Продают сувениры, дешево, в частности, человеческие черепа, о которых утверждают, что они с давних погребений. Могильники там нещадно грабят, как и у нас, также активно работают «черные археологи». В этом месте и в других мы встречали много могильников, в том числе разрытых. Причем много кладбищ могут быть неизвестны представителям власти. Собственно, все наше путешествие было фактически по следам инков.

А в городе Куэнко мы смогли присутствовать на местном народном фестивале. Очень яркий праздник, свидетельствовавший об уважительном отношении к старинным традициям. Многие местные жители играли на духовых, смычковых, ударных инструментах, пели и танцевали в характерной для них с древних времен одежде. Но финансы и современный быт в Эквадоре построены в равнении на Соединенные Штаты Америки.

— Дальше, как я знаю, были новые страны и еще тысячи километров впереди.

— После Эквадора наше путешествие направилось в Перу. Ехали в микроавтобусе — дорога сначала вилась через настоящие джунгли, но уже к столице страны Лиме мы следовали вдоль узкого побережья между океаном и Андами. На остановках иногда делал эскизы картин. Часто встречались нам странные, на наш взгляд, современные поселения, в которых дома были построены из камней, но не покрытые крышами. К наиболее сильным впечатлениям можно отнести еще один древний инкский город Мачупикча. К нему мы добирались на автобусе по крутому серпантину. Построен он на высоте около трех тысяч метров над уровнем моря на самом гребне горной гряды и состоит из нескольких частей. Главная — это хорошо укрепленная крепость для защиты от врагов с основным городом. А за ее пределами так называемый аграрный город, где со всех сторон сверху и снизу уступами расположены системы террас со специально принесенной землей. Это были их сельскохозяйственные угодья, там же выпасали одомашненных животных, тех же лам. Ниже в ущелье были инкские купальни, где они с удовольствием принимали оздоровительные ванны в источниках минеральных вод. На крутой скале, возвышающейся справа, тоже высечены дома. В основном городе за каменными стенами крепости жилые и хозяйственные здания из камня, в центре большая площадь, на которой, как в театре, разыгрывались какие-то аллегорические сцены, проходили соревнования. Рядом культовые места, дальше тюрьма — в ней руки наказанного человека вставляли в промежутки между камнями, привязывали, и его заживо съедали грифы. Первое впечатление — что все это не относится к реальности, словно смотришь суперфантастический фильм, где хорошо поработали режиссер и оператор, создав неземные пейзажи. Но все можно было пощупать, чтобы удостовериться, что оно существует в самом деле. По той причине, что жители города были почти отрезаны от другого мира, у них начался инцест, потому что братья и сестры женились между собой. Кстати, это один из факторов, обессиливавших инкскую цивилизацию. Потом уже они начали немного перемешиваться семейными связями с завоевателями-испанцами. Но, кстати, Мачупикча был чуть ли нет единственным городом в Южной Америке, который не был открыт и разграблен испанцами. Лишь в начале прошлого века одному путешественнику за небольшую плату его показал местный мальчик. Сейчас старинный вид города пытаются понемногу воссоздать — в частности, покрывают соломой крыши. Время его построения относят к ХIII—XIV ст., если не раньше, но потом, уже после появления в Перу испанцев, жители города постепенно ушли из него. По одной из версий, кроме угрозы вырождения, причиной этого стало известия, приходившие с подножья и с долин, что там люди живут значительно легче и имеют способы производства, блага цивилизации, которые привезли испанцы. Вспоминая этот город, могу сказать: если сравнивать увиденные мной пейзажи не только с фантастическими фильмами, но и с симфонической музыкой, то это Бах, и не меньше. Это шедевр мирового искусства. Его на американском континенте создал Бог. Почему я люблю писать украинские пейзажи с хатками? Потому что это элемент человека, созданного Богом существа, — он как-то облагораживает и мягко вписывается в естественные ландшафты. Но это присуще более ранним людям — с этими пластиковыми небоскребами мы перестали быть похожими на природу. И у нас, и у инков ранние здания более благородно, более натурально вписывались в окружающий мир.

- Когда заходит речь о Боливии, чаще всего вспоминается, что эта страна богата газом, рудами цветных и редкостных металлов, и что там есть одно из самых больших озер мира Титикака.

- Когда мы попали в Боливию, то по дороге нам часто встречались небольшие поселения - несколько домиков и большие пастбища для лам, овец вокруг. Домики - кладка из необожженных блоков кирпича, и сверху крытые соломой. Над воротами часто прикреплены глиняные фигурки коровок, между которыми можно увидеть христианский крест. В сравнении с Перу и Эквадором Боливия показалась нам более бедной страной. Но мы шли по Золотому пути инков - пути их паломничества от своих пирамид в Эквадоре, Перу к Огненной Земле. И вот мы на священном для них озере Титикака. На пароходике поплыли к камышовым островам. Там поселения, которым семь-восемь тысяч лет. В основу этих плавучих островов положены срезанные стебли камыша, а сверху постоянно накладываются новые и новые их прослойки. Вокруг привязаны лодки из того же камыша, есть лодки и с двигателями, из этого же растения сделаны хижины, вышки, даже телефонные будки. Настил постоянно прогибается под ногами. Нас встретили местные индейцы в своей традиционной одежде, сразу предложили сувениры, которые могут делать и при вас. Повели в свои хижины, и там мы, к своему изумлению, увидели DVD-устройства и телевизоры. На вопросы, откуда электричество, сигнал, местные жители заводили нас за дома и показывали солнечные батареи и спутниковые антенны. На этих островах ведут хозяйство - есть утки, гуси, куры, даже кошки. Из своего приусадебного хозяйства, а еще с продажи сувениров они и живут. Внутри жилых домов (стены из прошитого камыша) никаких украшений. На полу коврики из шерсти лам или паки. Вся семья в одной комнате, и никакой мебели. Но есть и камышовые гостиницы для туристов с «бешеными» ценами, рестораны, бары.

- Об инкских пирамидах я немного знал раньше, о камышовых островах впервые услышал от вас, о неразгаданных тайнах острова Пасхи читал в книгах знаменитого путешественника Тура Хейердала...

- Из Боливии мы через Аргентину прибыли в Чили, где из столицы Сантьяго самолетом нас «забросили» на остров Пасхи в Тихом океане за три тысячи километров от побережья. Хотя остров очень маленький, но на взлетную полосу, пересекающую его поперек (сам остров имеет всего 20 км в периметре), садятся очень большие лайнеры, которые доставляют туда туристов. Местные жители встречают самолеты гирляндами из ярких цветов, которые они вешают на шеи прибывшим. Вообще люди там очень темпераментные, эмоциональные, и этим мне очень понравились. Кроме того, у них очень красивый смуглый цвет кожи, характерный суженный разрез глаз - по-моему, в них соединились черты инков и какие- то монгольские приметы. На острове мы опять ощущали себя будто на другой планете. Он возник словно из жерл многочисленных вулканов, которые сейчас уже погасли, а в них много глубоких пещер, идущих, если верить легендам, на глубину до трех километров вниз, почти ко дну океана. Там же есть погребения, настенные рисунки.

Вулканические берега не дают пристать судам. Как появилась там оригинальная цивилизация, до сих пор точно никто не знает - все на уровне гипотез и легенд. Но самой признанной считается теория, что они пришли из Южной Америки, поскольку способ ведения хозяйства, культура больше похожи на индейские. Одно из предположений, почему люди, жившие там в древности, начали исчезать, звучит так: на острове для перемещения многочисленных каменных скульптур не хватало леса, а с гибелью леса там стала пропадать жизнь, сначала не стало животных, потом людей.

Эту культуру относят ко временам новой эры. Версии относительно причин изготовления ими знаменитых каменных скульптур ходят разные. Одна из главных: это жертвенные изображения для получения благосклонности богов, они охраняли жителей острова от различных несчастий, исходящих от океана, других естественных стихий, от нашествия врагов. Что меня поразило - все скульптуры обращены лицом в середину острова. Возраст статуи еще определяют по типу изображения - те, у которых есть шея, считаются более поздними, более интеллектуальными. Сами изображения, их расположение, легенды о происхождении - на меня веяло какой-то древней мистикой. Через них, думаю, какие-то высшие силы или стихии создают нашу историю, культуру, наше искусство, наш быт. Это как проявления какой-то божественной энергии и силы. Такой уникальной цивилизации больше в мире нет нигде, хотя в некоторой степени эти скульптуры напоминают наших древних каменных «баб», которые, впрочем, значительно меньше по размерам, чем островные. Этих фигур на острове Пасхи сотни. Их делали, как доказывают историки, так. Выбиралась цельная скала, начинали вырубывать сверху, с носа, лица, грудей, потом подсекали стороны и спину, и когда оставалась тонкая перегородка, подставляли колоды из деревьев, убирали последнюю перепонку и, когда скульптура опускалась на колоды, ее катили. Потом ставили. А как шляпы на них одевали - это вопрос. Наверное, тоже вкатывали по настилу из досок.

- Как я понимаю, на острове Пасхи вы получили очень сильные впечатления, но это не было последним пунктом путешествия.

- Мы отправились в Аргентину, и не просто туда, а на край света, на остров Огненная Земля. Город Ушуайя, являющийся одновременно портом и аэропортом, встретил нас сильным ветром и дождем со снегом. Стоя на берегу океана, я всматривался в даль, и мне казалось, что вижу Антарктиду. Но на моих фотографиях видна лишь морская гладь. И у природы там больше темных тонов - скалы, болота, много сухих деревьев, но есть и яркие кляксы кустов. Здесь ходят пароходы с российскими экипажами, самолеты также с российскими экипажами. Это действительно край света и одновременно плацдарм для переправки в Антарктиду.

...Самолетом из Ушуайи мы вылетели в Буэнос-Айрес, а потом в заповедник Игуасу. Там самым примечательным местом является водопад, один из крупнейших в мире. Половина водопада приходится на аргентинскую территорию, половина - на бразильскую. Кроме нас в лодке, в которой мы плавали, было еще человек двадцать: французы, немцы, испанцы, американцы - когда мы подплывали под сами струи воды, падавшей с большой высоты, все кричали от восторга, обнимались. Водопад образовывает из воды облако, которое поднимается в небо. И везде ступеньки, чтобы можно было дотронуться до этого чуда. Мы бросили туда украинскую монетку, чтобы вернуться. Поразило также то, что путешествует много инвалидов, чего очень хочется пожелать своей стране. И везде есть приспособления для помощи им. В заповеднике Игуасу передвигаются в маленьких вагончиках, где специально есть места для инвалидов на колясках. На обратном пути к Буэнос-Айресу мы могли погибнуть, потому что самолет вошел в грозовое облако, так как пилоты решили сэкономить горючее и не стали его огибать. Из Буэнос-Айреса перелет на Мадрид длительностью десять часов, потом на Москву, а оттуда - домой. И мы были счастливы, что вернулись. Все путешествие заняло полтора месяца - проехали, пролетели, проплыли по Южной Америке десятки тысяч километров. По казацкому обычаю, я везде возил с собой горсть родной земли, которую взял из-под окна своего дома...

Беседу о южноамериканских путешествиях провел Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День». Фото предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ