Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нежин: urbi et orbi*

Несколько эпизодов из интеллектуально-духовной жизни города
26 мая, 2005 - 19:25

Наше следующее путешествие — в Нежин Черниговской области — было неслучайным.

У «Дня» долгие дружественные отношения с местным университетом. Туда в 1999 году была приглашена главный редактор Лариса Ившина. Собственно та встреча со студентами положила начало мастер-классам во многих украинских университетах. Вообще, Нежин оказался легким на почин. В нем состоялась одна из первых фотовыставок газеты, после которой ежегодный фотоконкурс путешествует по Украине. С тех пор прошло немало времени. Нам было интересно узнать, чем живут преподаватели, студенты, и, наконец, сами нежинцы. И повод уместный нашелся: именно там должен состояться научный семинар на тему творчества Владимира Винниченко, куда, кстати, ехал и автор «Дня» Владимир Панченко. А заодно по дороге из Нежина мы планировали проехать по усадьбам украинской аристократии: Тарнавского — в Качановке, Скоропадских — в Тростянце, Галаганов — в Сокиринцах. А также попробовать отыскать на бывшем хуторе Ивановском, а ныне Шевченко, могилу знаменитого русского художника Николая Ге (об этом читайте в следующих номерах газеты).

ЭПИЦЕНТР ДУХА

От Киева до Нежина больше ста километров. Где-то приблизительно после двух часов езды на машине мы были на месте. А дальше отправились по первому запланированному адресу. Здешний университет был и сегодня остается эпицентром научной и культурной жизни Нежина, как и, в конечном счете, всей Черниговщины. История его основания тесно связана с семьей Безбородьков. Александр Андреевич родом из украинской казацкой старшины. Работал в правительстве Екатерины II (в 1796 году даже добился частичного восстановления на Левобережной Украине административно-судебных учреждений Гетманщины!), был канцлером Павла I. Он завещал значительные средства на открытие учебных заведений. Замысел воплотил его родной брат Илья Андреевич. В 1805 году было принято постановление о строительстве «Гимназии высших наук князя Александра Безбородько» в Нежине, где находилось фамильное имение. Так в 1820 году открылось одно из первых высших учебных заведений в Российской империи! Сегодня это два корпуса в глубине роскошного парка: старый, построенный в стиле классицизма, и новый, построенный в стиле соцреализма в 70-х годах. А рядом находятся общежития. Все эти здания в комплексе и есть студенческий городок. Поэтому летом, когда студенты разъезжаются на каникулы, Нежин заметно пустеет.

Мы как раз приехали во время перемены. Студенты вышли на улицу: кто читал конспекты, кто беседовал со знакомыми, а кто расслабленно лежал на траве под открытым небом...Нас встретил заведующий кафедрой украинской литературы Александр КОВАЛЬЧУК, кстати, один из авторов учебника по украинской литературе для учеников 11 класса общеобразовательных школ Украины. Прозвенел звонок на пару. Двор опустел. Это был повод осмотреть университет: длинные с высоким потолком в виде арки коридоры, старые деревянные ступеньки, просторные аудитории... Если бы не иногда встречающиеся современно одетые студенты, казалось бы, что сейчас из каких-то дверей появятся гоголевские спудеи из «Вия». За почти двухсотлетнюю историю учебного заведения его выпускниками были: писатели Николай Гоголь и Евгений Гребинка, баснописец Леонид Глибов, фольклорист Александр Афанасьев-Чужбинский, график Яков де Бальмен (это ему Тарас Шевченко посвятил поэму «Кавказ»), живописец Анатолий Мокрицкий, писатели Юрий Збанацкий и Евгений Гуцало...

В университетских стенах расположена картинная галерея, открытая еще в 1845 году внуком основателя. По словам Александра Ковальчука, на 25 летие Нежинской высшейшколы граф Кушелев-Безбородько подарил 175 полотен из собственной коллекции живописи. Хотя часть из них — копии. Но ведь копию «Мария Магдалена», например, сделал сам Тициан из своего произведения! Здесь представлены работы Рубенса, Караччи, Брейгеля, Ван-Лаара, а также неизвестных художников. Только сказать, доказано, что «Пресвятая Дева с младенцем Иисусом» принадлежит школе Пьетра Перуджино, учеником которой был сам Рафаэль Санти! Из более поздних поступлений — скульптуры Ивана Кавалеридзе, картины Татьяны Яблонской... Экспозиция университетской галереи является одной из богатейших в Украине. Александр Герасимович рассказал, что около двух месяцев тому назад были попытки похитить художественные ценности. К счастью, злоумышленников задержала милиция.

А библиотека гордится редкими экземплярами древних книг XVI — XVIII веков, некоторые из них подарены еще Безбородьками. Среди раритетов: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия на греческом и латинском языках, 1567 года издания (представляете !!!), «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Слово о полку Игоревом», 1800 года издания, рукописи гетманских универсалов, сборник произведений Михаила Ломоносова....

Зайдя в читальный зал, мы заметили как только что кто-то сдал подшивку «Дня» за январь этого года. Выяснилось, университет традиционно выписывает нашу газету. Смотрим, а экземпляры затертые. «Интересуются?», — спрашиваем у библиотекаря. «День» часто берут читать, особенно, студенты историко-правоведческого, филологического факультетов, а также факультета иностранных языков — говорит Наталья Мухомодеева. — Приходят за ней и местные жители — не у всех есть возможность купить или выписать газету. Вот видите того черноволосого молодого мужчину, сидящего во втором ряду?» Мы подошли к нему — он как раз работает с «Днем». Студент историко-правоведческого факультета Андрей Хамар на основе наших публикаций писал реферат о современных украинско-американских отношениях!

А чтобы читали еще и книги из серии «Библиотека газеты «День», мы подарили в библиотечный фонд «Украина Incognita», «Две Руси» и «Війни і мир».

Вообще, Нежинский университет есть одним из наиболее уважаемых университетов старой Европы. «Стараниями и трудом» — написано латынью на его входе. Именно стараниями и трудом профессоров здесь формировались много деятелей украинской культуры, чьи знания и талант служили городу и миру или urbi et orbі, как говориться на по латыне. Со времени своего основания он был не только образовательной и культурной ячейкой, но и сердцевиной украинского духа Центральной и Восточной Украины, которая тогда входила в состав Российской империи. Стоит вспомнить хотя бы о нежинских вольнодумцах — группе профессоров, которые в 20-х годах XIX века пропагандировали идеи французского Просветительства: свободу, демократию, за что и были уволены с должностей. Долго и непросто происходило превращение классического учебного заведения в советский вуз, где главным стал факультет социального воспитания... Преподавателей украинского языка переквалифицировали в учителей старославянского и русского. Но и тогда формировался интеллектуально-духовный потенциал нации, который не смогли уничтожить коллективизация, голодомор, немецкая оккупация и сталинские репрессии. Ведь «дух не вмирає, дух не згаса...»

МЕСТО ДЛЯ СЪЕМОК ИСТОРИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ

Нежину больше тысячи лет. Впервые о поселении Нежатина Нива упоминается Нестором- летописцем в «Повести временных лет» по Ипатиевскому списку 1078 года. Современное название утвердилось только в начале XVI века. В составе Черниговского княжества город вошел в княжество Литовское, потом — в Московское государство, а впоследствии стал частью Речи Посполитой. Нежинские казаки известны тем, что участвовали в восстании под управлением Якова Остряницы и Богдана Хмельницкого. Во время национально-освободительного движения 1648-54 годов нежинский казачий полк был военной и административно-территориальной единицей. В 1663 году здесь на ярмарочной площади состоялась печально известная «Чорна рада», на которой «чернь» — казацкие низы избрали гетмана Левобережной Украины Ивана Брюховецкого. Тогда же погиб другой претендент на булаву полковник Яков Сомко. Событие стало сюжетной основой для одноименного романа Пантелеймона Кулиша. Собственно, Пантелеймон Александрович является одним из основателей жанра исторического романа в украинской литературе. В советское время это произведение в последний раз переиздавалось в период украинизации, а после 1945 года было запрещено. В школах его стали изучать только в начале 90 х. А осмыслили ли? «История все-таки учит. Только я бы не называла ее учительницей жизни. Это скорее строгая надсмотрщица, наказывающая за незнание ее уроков, — пусть это будут уроки Переяславской рады или Черной рады...», — написала главный редактор «Дня» Лариса Ившина в своем предисловии к книге «Украина Incognita» из серии «Библиотека газеты «День».

Вообще, с историей Нежина связаны жизнь и творчество многих известных личностей. В нем родились церковный деятель Иван Максимович, ректор Киевской академии Георгий Конисский... Здесь побывали Иван Величковский, Стефан Яворский, Иван Котляревский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Тарас Шевченко, Марко Вовчок с Лесем Мартовичем, Мария Заньковецкая, Марко Кропивницкий, Николай Садовский... Кое-где уцелели и дома, в которых они останавливались. Интересно, что центр стотысячного Нежина преимущественно одноэтажный. В городе сохранились целые кварталы с застройкой XIX — начала ХХ веков. Здесь можно снимать историческое кино! Улицы вымощены старой мостовой. Бок о бок парикмахерские, магазинчики, кафе, ателье, ремонт обуви и бюро ритуальных услуг... Из-за такого близкого соседства случаются даже курьезы. Например, на внутренних дверях магазина тканей висит вывеска «Закрыто», а с улицы висит готовый венок для похорон... Кажется, из глубины скверика двусмысленность ситуации замечает Гоголь, увековеченный в мраморе. Он был, как известно, настоящим ценителем тонкого юмора и иронии. В городе несколько памятников писателю. Но этот бюст особенный. Если смотреть на него справа, видно профиль автора скульптуры Пармена Забилы.

Совсем рядом находятся сразу несколько церквей, построенных в стиле украинского барокко. «Николаевский собор построенный в XVII веке на деньги казаков и мещан, в частности нежинского полковника Ивана Золотаренко, персонажа повести «Конотопская ведьма» Квитки-Основьяненко, — рассказывает Александр Герасимович. — В «Летописи Самовидца» за 1663 год упоминается, что новоизбранный гетман Брюховецкий именно в нем давал присягу». Заходим внутрь, и создается впечатление, что здесь все первозданно: тот же алтарь, иконостас... Около икон, древних на вид, рассеивают тьму лампадки. Кажется, что с тех пор рука реставратора не касалась ликов Святых, нарисованных невыразительными красками на стенах. Ведь сейчас библейских персонажей изображают в большинстве случаев в светлых цветах. Примером этого является Всесвятская церковь, построенная в ХVIII веке. После реставрации храм лишь побелили и установили роскошный резной из дерева иконостас, украшенный рушниками. Украшать церкви вышивками — древняя украинская традиция.

Через несколько метров отсюда — музей «Почтовая станция». Известно, что это единственный комплекс зданий почтовой конторы ХVIII века, сохранившийся в Украине. Музейная экспозиция посвящена развитию конной почты нескольких последних веков. Здесь демонстрируется уникальная выставка открыток, большинство которых из серии «Виды и типы Малороссии» с изображением украинских пейзажей и самих украинцев различных регионов. В отдельной комнате воспроизведен интерьер рабочего места станционного смотрителя: старый, мастерски сделанный стол, а на нем чернильница с пером, подсвечник, счеты, копии подорожных Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Согласно подорожным, то есть билетам, говоря современным языком, предоставляли необходимое количество коней и устанавливали плату за проезд — 1 рубль 10 копеек за версту. В том же зале обустроен уголок для отдыха путешественников... Вот сундуки, куда складывались пожитки путешественников, накрытый стол... Выглядит уютнее, чем «забегаловки», которые мы встречали на трассе Киев — Борзна. «Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показывавший, что был не в первый раз в дороге...», — Александр Ковальчук процитировал отрывок из «Мертвых душ» Гоголя. Кстати, нежинцы часто обращаются к творчеству писателя, особенно, когда сравнивают своих соседок, свекровей или тещ, знакомых в общем с гоголевскими героями. Например, сумасбродная, как Хивря (персонаж из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»).

Неподалеку от музея находится скверик Марии Заньковецкой. Так его называют потому, что в нем установлен памятник великой актрисе. Мария Константиновна родилась в селе Заньки на Черниговщине, венчалась в Нежине, где впоследствии бывала на гастролях в составе труппы Марка Кропивницкого. Заведующий кафедрой украинской литературы университета рассказал, что с 1908 по 1915 год она даже руководила здешним любительским кружком... Это любимое место детворы и студентов. Первые напропалую гоняют здесь голубей, вторые — назначают свидания, как никак, а рядом находится приличное кафе.

Вообще, почти каждый уголок центра Нежина соответствует какой-то одной исторической эпохе. Наиболее представлены ХIХ — начало ХХ веков.

ТАЛАНТ К ПОКУПАТЕЛЬСТВУ И ТОРГУ

Сегодня точно неизвестно о том, в каких именно произведениях Николай Гоголь воспроизвел атмосферу тогдашнего Нежина. Однако нежинцы убеждены, что многие эпизоды из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» взяты из жизни их предков. Базар, например. «С утра еще тянулись нескончаемой вереницей чумаки с солью и рыбой. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на повозке плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей... Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин...», — так Николай Васильевич описывал Сорочинскую ярмарку. Однако, по словам жителей Нежина, такой же колоритной была она и здесь сотню-две лет тому назад. Поскольку город лежит на дороге Львов — Киев — Москва, сюда съезжались отовсюду. Поэтому местные жители считают, что талант к покупательству и торгу у них в крови! Ну, что ж, убедимся сами.

В полдень базар в самом разгаре. Покупателей много: присматриваются, торгуются... «Не уступлю и копейки! — раздается при входе. — Конечно, пойдите поищите дешевле». Далее спор перерастает в разговор о курсе доллара и цены на горючее. Доходит даже до прогнозов, которые в народе называют «одна баба сказала»... Проходим вглубь торговых рядов и слышим: «А вы ей что?», «А она вам что?» «А вы ж ей?»... Чем не диалог Возного и Выборного из «Наталки-Полтавки» Ивана Котляревского?.. Не хватает лишь колоритного выражения «теє-то, як його»... Кстати, сегодня в Национальном академическом драматическом театре им. И. Франко премьера спектакля «Наталка Полтавка» с Олегом Скрипкой в роли Возного.

С нескрываемым любопытством останавливаемся возле старого дедушки, сосредоточенно считающего копейки. «Много заработали?» — спрашиваем. «Да не очень. Продавал лук со своей грядки — пучок за 50 копеек. Тех два, что остались, вам отдам за 80», — предлагает он. Чтобы поддержать разговор, покупаем лук. «Я прихожу на базар побыть среди людей. А чтобы не зря здесь сидеть, беру овощи на продажу», — рассказывает 82 летний Николай Иванович.

Местный продовольственный рынок для пожилых людей является своеобразным «выходом в свет». Владимир Сурмачевский только что приехал из Саратова в родной Нежин, сразу пришел сюда. «А где еще узнать все местные новости: кто родился — женился — развелся — умер? — говорит он. — Я жил здесь до 1965 года. И хотя родители уже умерли, их дом не продаю — чтоб было куда приехать».

«Девушка, купите гурки», — предлагают нам. «Гурки» — это огурцы. А нежинские огурцы — это бренд! Вообще, в Нежине молодежь разговаривает на украинском или на русском языках, а старшие говорят в основном на местном диалекте, похожем на суржик.

Идем и видим, что нам улыбается мужчина: «Берите пол- литра меда из своей пасеки. Дешево отдам». Приглядываемся к нему: поседевшие виски, добрые глаза, аккуратные седые усы. Чем не Солопий Черевик, герой гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?.. «Цену снижать не будем. Хотите, берите пол-литра за 12 гривен, а если литр, то за 24. И так почти даром продаем, — заявила его жена: шумная и крикливая, как Хивря! Какие метаморфозы! За полтора часа хождения по рынку мы уже стали сравнивать, как это делают здешние жители. Нет, все же молодой Гоголь должен был запомнить эту неподдельную атмосферу Нежина, чтобы потом отдельные нюансы воспроизвести в своих произведениях. Так он писатель русский или украинский?..

ИСТОРИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Въезжая в Нежин, мы были убеждены, что увидим много следов советских времен в архитектуре соцреализма, да и, вообще, в человеческой ментальности. А выяснилось, что украинская культура пустила здесь крепкие глубокие корни. В ментальности и поведении нежинцев невольно бросаются в глаза типичные украинские проявления. Например, индивидуализм, гордость, которую в Галичине называют гонором, набожность... Ежегодно 14 октября, на Покрову, здесь отмечают храмовый праздник, хотя эта традиция утрачена во многих селах Центральной и Восточной Украины! В городе есть церкви, принадлежащие Православной Церкви Киевского патриархата. Вспоминаю, мой добрый друг режиссер Сергей Архипчук рассказывал, что на Костопольщине (Ровенская область) до сих пор подавляющее большинство церквей Московского патриархата. Он всегда сравнивает Нежин с Коломыей Ивано-Франковской области, в которой до 1939 года, прихода советской власти, было 39 печатных органов, несколько мощных издательств, хоров, профессиональный театр. Кстати, сейчас в Нежине активно действует драматический театр. Выясняется, что в городе были собственные технологии борьбы с советской властью. Киевлянин Юрась Красюк, чей отец родом оттуда, рассказал свою семейную трагедию. Все его родственники хорошо помнили, как брат дедушки исчез только потому, что тихо напевал гимн «Ще не вмерла України», работая в огороде... «С тех пор все стали очень осторожны, — говорит Юрась. — Однако дедушка, в прошлом участник Великой Отечественной войны, а впоследствии известный в городе врач, дозировано давал моему отцу читать исторические книги, произведения писателей «расстрелянного возрождения», пользоваться словарем Гринченко, один на один беседовал с ним на украинском... У нас вся крамола происходила на кухне: за чаем или за наливкой говорили с самыми близкими о сокровенном. Будучи студентом, отец начал посещать кружки, на которых он и его однокурсники, старшекурсники обменивались запрещенными изданиями, среди которых был и самиздат. А это 60-ые годы...» Вот только одна из историй ломания украинскости.

Фактически не только в советские времена, но и в течение нескольких последних веков Нежин был центром сопротивления порабощению, насаждению чужих культур, в конечном счете, китчу. Доказательством этого являются уцелевшие культовые сооружения в стиле украинского барокко, нарядные дома, которые богатые украинцы строили для себя, однако строили на века. И то, что современный райцентр не стал культурной провинцией, частично достижение предыдущих десятилетий и веков. Происходила своеобразная ретрансляция информации от поколения к поколению, ощутимая и сейчас. Поэтому город интеллектуально-духовно питает наш и другие народы. Urbi et orbi — городу и миру.

* (лат.) городу и миру


Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День», Киев — Нежин — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ