Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Верхивня: в гости к Бальзаку

Несколько литературных эпизодов из истории одного житомирского села
14 апреля, 2005 - 20:27
КАМИН В КАБИНЕТЕ ПИСАТЕЛЯ / ГОРЕЛЬЕФ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА, УСТАНОВЛЕННЫЙ НА ФАСАДЕ ВЕРХИВНЯНСКОГО ДВОРЦА ПОРТРЕТ ЭВЕЛИНЫ ГАНСКОЙ «МАЛЫМ ЛУВРОМ» НАЗВАЛ БАЛЬЗАК ДВОРЕЦ ГАНСКИХ ФЛИГЕЛЬ (1800 г.), В КОТОРОМ ЖИЛ УПРАВЛЯЮЩИЙ ЧАСОВНЯ-УСЫПАЛЬНИЦА СЕМЬИ ГАНСКИХ АЛЛЕИ ВЕРХИВНЯНСКОГО ПАРКА В ЗАЛЕ С БАРЕЛЬЕФАМИ НА МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ДРЕВНЕГО РИМА ПРИНИМАЛИ ГОСТЕЙ. НА ОРКЕСТРОВОМ БАЛКОНЕ ИГРАЛИ МУЗЫКАНТЫ-КРЕПОСТНЫЕ ШКАФ И КАРТЕЖНЫЙ СТОЛ В ГОСТИНОЙ БАЛЬЗАКА ФОТОКОПИИ ПОРТРЕТОВ-РИСУНКОВ РОМАНИСТА В ИСПОЛНЕНИИ ЕГО СОВРЕМЕН

Недавно «День» представил новую рубрику «Малые — Великие города Украины», которая, как оказалось, стала востребованной. Начали поступать письма с предложением посетить конкретные исторические места. Наш постоянный автор и давний друг газеты Владимир Панченко, вице-президент Киево-Могилянской академии, прочитав о Переяслав-Хмельницком, сразу сам туда отправился. А вернувшись, предложил всем вместе поехать в Сквиру Киевской области (об этом читайте в ближайших номерах «Дня»), а по дороге заехать в село Верхивня, которое находится на Житомирщине, где жил Оноре де Бальзак. И когда в редакции мы делились яркими впечатлениями, главный редактор Лариса Ившина сказала, что нам не обойтись без рубрики «Малые — Великие села Украины».

ПОЧТОВЫЙ РОМАН

Двухтысячное село Верхивня Ружинского района Житомирской области известно далеко за пределами Украины. Здесь в имении графини Ганской с 1847 по 1850 год жил великий французский писатель Оноре де Бальзак.

Эвелина Ганская, прочитав «Сцены частной жизни», послала Бальзаку письмо, подписавшись: «Иностранка». В них она рассказывала о своих ярких впечатлениях от произведения. За первым письмом последовало второе и третье... В одном из них незнакомка просила адресата откликнуться несколькими словами через парижскую газету «Котидьен», которая всегда вовремя приходила в Верхивню (интересно, сколько дней сейчас сюда идет письмо из Киева?). Это должно было означать, что Бальзак получил все сообщения и она без опасений может продолжать ему писать. Мужчин привлекает неизвестность. Увлекшись этой корреспондентской интригой, писатель так и поступил. Анонимная переписка продолжалась почти год, пока женщина не предложила встретиться в Швейцарии. Для женщин это классический пример, как нужно ковать свое счастье.

Эвелина Ганская походила из старого польского рода Ржевуских. Ее отец Адам-Лаврентий переписывался с самим Вольтером. Старший брат Генрих был автором нескольких неординарных романов. «Польским Вальтером Скотом» — назвал его Бальзак. Младший Адам дослужился до командующего войсками Киевского военного округа. Эвелина же была красивой и образованной. Она свободно владела несколькими языками, играла на фортепьяно... Ее девятнадцатилетней выдали замуж за Вацлава Ганского, который был старше ее на двадцать два года. Богатые супруги часто путешествовали, развлекались на балах польской шляхты и русского дворянства. Посещая салонные вечера своей сестры Каролины, Эвелина познакомилась с Александром Пушкиным и Адамом Мицкевичем, которые восхищались ее красотой.

Уважаемых гостей Ганские обязательно приглашали к себе на вечера, которые устраивали в Верхивнянском дворце. Именно оттуда Оноре де Бальзаку приходили письма: сначала от неизвестной корреспондентки, а затем — от любимой женщины, с которой он периодически встречался в странах Западной Европы. У бальзаковедов есть разные взгляды на отношения писателя с графиней. Одни уверены, что романист ее очень любил, а Ганской нужна была только его слава. Другие утверждают, что Бальзака, который всегда жил взаймы, привлекало ее богатство. Он надеялся, что отношения с Эвелиной принесут ему финансовую стабильность.

Только спустя пятнадцать лет после их первой встречи в Швейцарии, когда прошло несколько лет после смерти мужа Эвелины, писатель смог приехать в Верхивню. Из Парижа сюда он ехал семь дней: поездом через Брюссель, Кельн, Ганновер, Берлин, Краков, на конях — через городок Броды Львовской области и на Житомир.

«МАЛЫЙ ЛУВР»

К бывшему имению Ганских ведет длинная аллея под гору. Внизу — село: дом к дому. Слева речка Верховенка. Подходим ближе, и перед нами открывается прекрасная панорама. В центре — дворец, построенный в 1800 году в ампирном стиле, отличительной чертой которого был возврат к античному искусству. Строительство заканчивал уже Вацлав Ганский, к которому Верхивнянские земли перешли в наследство от отца. Совсем рядом построены два флигеля, соединявшиеся с дворцом подземными ходами. В одном была кухня, откуда носили еду господам через подземный ход. В музее Оноре де Бальзака хранятся записки повара господина Ганского: «Дня 1 ноября 1838 года. Прошу выдать из огорода для кухни дворцовой моркови, три кучки сельдерея, шесть штук порея...» В другом флигеле содержалась столярная мастерская, а также жил управляющий, брат Вацлава Ганского — Карл. В своей книге «Ошибка Оноре де Бальзака» украинский писатель Натан Рыбак пишет, что Карл любил водить к себе красивых крестьянок. В стиле социалистического реализма автор описывает трагический случай. Девушка, изнасилованная накануне своей свадьбы, повесилась в барском саду. Ее жених — сельский кузнец решил отомстить — с вилами в руках. За это его постригли в солдаты. Место, где нашли девичье тело, назвали аллеей смерти. А совсем рядом — аллея любви, где любила прогуливаться графиня. По тропинкам доходим до старого дома, в котором когда-то жили семейный врач, ветеринар, садовник, агроном... А неподалеку находится винный погреб. В нем до сих пор хранятся бочки для вина.

Недалеко от дворца построена усыпальница семьи Ганских... Оттуда можно пойти вглубь парка и наслаждаться тишиной. Здесь посажены дубы, ясени, липы, тополя, которым по полторы сотни лет, а то и больше. А можно пройтись по пешеходному мосту через овраг, где в те времена текла рукотворная река. За домом было высажено несколько десятков кустов красных и розовых роз, которые особенно завораживали сладковатым ароматом после дождя.

«Я увидел малый Лувр, греческую святыню, позолоченную заходящим солнцем», — такими были первые впечатления Бальзака от имения графини Ганской. «Просто трудно себе представить, какие здесь пространства, какая плодородная здесь земля, которую никогда не удобряют и на которой каждый год сеют пшеницу. ...У молодой графини насчитывалось около двадцати тысяч крестьян мужского пола (т.е. у них в общем приблизительно сорок тысяч «душ»), но и они не могут обработать все эти земли. Для этого требуется по меньшей мере четыреста тысяч человек», — впоследствии написал он сестре Лори Сюрвиль.

Ему отвели комнаты на втором этаже. По массивной деревянной лестнице мы поднимаемся в его апартаменты, где сейчас разместился Житомирский литературно-мемориальный музей Оноре де Бальзака. Посредине гостиной круглый картежный стол, покрытый зеленым сукном. По-видимому, он стоял в одной из комнат для гостей, где на нем играли в покер и преферанс, раскладывали пасьянс... Слева — старый добротный шкаф-сервант с резными узорами. Справа — фортепьяно ХVIII века. Раритетные экспонаты дополняют современные: коллекция графических работ, презентованная музеем Бальзака во французском замке Саше; произведения писателя, подаренные Парижским музеем. В кабинете из бледно-розового искусственного мрамора стоит письменный стол, за которым Бальзак написал «Депутата от Арси», «Мелких буржуа», «Театр, какой он есть». А на нем — канделябр, при свете которого, по предположениям исследователей, писатель создал свою известную драму «Мачеха», ведь ее рукопись подписана: «Верхивня, Украина, декабрь 1847 г.» С тех времен сохранился камин. Возле него стоят два мягких кресла. Так и хочется в них сесть, чтобы сделать фото на память! «А вы не хотите здесь сфотографироваться?» — как будто читала наши мысли заведующая кафедрой социальной работы Белоцерковского филиала университета «Украина» Екатерина Пливачук, которая сопровождала нас в Верхивню. Владимир Панченко был приятно удивлен, что все экспонаты великого француза доступны. «На полу — ковер, очевидно дорогой когда-то, — продолжала Катерина Владимировна. — В спальне не сохранилась мебель того времени. Сейчас в ней размещены в основном портреты-рисунки романиста в исполнении его современников». В ноябре 1847 года писатель писал родне: «У меня роскошный апартаментик... кабинет из розового искусственного мрамора, с камином, прекрасными коврами и удобной мебелью, окна полностью из стекла, без оловянной фольги; пейзаж открывается передо мной во все стороны. Можешь себе представить, что за Лувр эта Верхивня, где есть пять или шесть таких апартаментов для гостей...»

Гостей Ганские принимали в роскошном зале с барельефами на мифологические темы древних Рима и Греции. На балконе играл оркестр из музыкантов-крепостных. По рассказам Екатерины Пливачук, до сих пор жива легенда о скрипаче-виртуозе Мухе Димиче, для которого Бальзак привез скрипку из Парижа. Из зала был выход в столовую. На первом этаже находились комнаты для отдыха. Когда балы заканчивались далеко за полночь, здесь можно было заночевать.

Французский писатель Андре Моруа в своей книге «Прометей, или Жизнь Бальзака» написал: «Считают, что пребывая на Украине, Бальзак был счастлив. Впервые в своей жизни он оказался в одном из тех дворцов со множеством предупредительных слуг, о которых мечтал с детства. Бальзака не смущало то обстоятельство, что за постоянной почтительностью вымуштрованных слуг кроются строгие наказания даже за малейшую провинность. ...Он впервые (целых три месяца!) чувствовал себя свободным от ежедневных забот, от необходимости предоставлять рукописи издателям, от опостылевшего беспокойства о разных векселях и неуплаченных счетах...»

В начале 1848 года Бальзак вернулся во Францию. Из Парижа он писал Эвелине: «Я бредил Верхивней целый день. Я так верхивничаю, так переношусь в мечтах в Верхивню, что вижу самые мелкие домашние вещички. В своем воображении я открываю шкафчик с конфетами, который стоит возле подоконника в твоей спальне... пересчитываю капельки воска от свеч на бархатной скатерке стола, за которым мы играли в шахматы... Клянусь честью, любовью к тебе — я живу там...» Второй раз в Верхивню Бальзак приехал в сентябре 1848-го и пробыл там вплоть до конца 1849 года. Во время своего третьего визита он женился на Эвелине Ганской. Церемония венчания состоялась 14 марта 1850 года в костеле Святой Варвары в Бердичеве. А в мае супруги уехали в Париж, где через несколько месяцев прозаик умер. «Господа, Европа теряет гения», — сказал Виктор Гюго за несколько часов до смерти Бальзака. Эвелина больше не вернулась в Украину. Она умерла в 1882 году и похоронена возле мужа на парижском кладбище Пер-Лашез. Об этой истории любви написано много книг и сняты фильмы. В 1968 году вышла картина «Ошибка Оноре де Бальзака» украинского режиссера Тимофея Левчука. «Свадьба господина Оноре» — польская версия отношений Бальзака с Ганской, роль которой сыграла знаменитая Беата Тышкевич. А во французской ленте о писателе снимались знаменитые Фанни Ардан и Жерар Депардье.

ЭНЕРГЕТИКА ДВОРЦА

Последним хозяином Верхивни был брат Эвелины Адам Ржевуский. Именно ему ее дочь, обеднев, продала свое наследство. После прихода советской власти в 1921 году помещения дворца заняла агрошкола от Киевской сельскохозяйственной академии. В 1933-м ее переименовали в сельскохозяйственный техникум, сегодня — филиал Житомирского агротехнического колледжа. Реальной причиной того, что здание не разрушилось, стало то, что в нем находилось учебное заведение. Иначе его судьба была бы печальной, как и судьба большинства памятников древней украинской культуры. Но когда в часовне-усыпальнице, где было похоронено шестнадцать человек из рода Ганских, сделали спортзал, дальние родственники забрали их останки и перезахоронили в Польше...

Комнаты дворца давно переоборудованы в учебные кабинеты, кроме тех, где находится музей великого француза, где уютно и красиво. А в общем, помещение нуждается в капитальном ремонте как снаружи, так и внутри! «Косметический» ремонт снаружи сейчас проводится за счет техникума. И вообще, стоит подумать о том, чтобы куда-то учебное заведение переселить. А здесь сделать памятник истории, архитектуры и садово- парковой культуры, где бы собирались и выставляли свои работы украинские художники и скульпторы, бурлила бы духовная жизнь. Ведь ежегодно 20 мая, в день рождения писателя, в Верхивне проводится Международный литературный праздник «Весна Прометея», который обязательно посещает кто-нибудь из Посольства Франции в Украине, сотрудники французских музеев Бальзака, бальзаковеды со всего мира... И в течение года сюда приезжает немало наших соотечественников и гостей из-за границы: Верхивня входит в реестр исторических мест, которые предлагают посетить ведущие туристические агентства. В конечном счете, Верхивнянское имение уникально не только своей архитектурой и событиями. Здесь ощущается непосредственная непрерывная связь с историей, живая энергетика хозяев и гостей дворца, хранящаяся в художественных ценностях, предметах быта... Потому что часто, когда пытаются воспроизвести исторические памятники, выходят муляжи и бутафория — в них теряется живой дух эпохи.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Леонида БАККА, «День», Киев — Верхивня — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ