Омываемый тремя морями (Черным, Азовским и Сивашом — Гнилым морем), Херсонский край можно смело назвать самым привилегированным регионом Украины. Самые сладкие арбузы, самый длинный в стране полуостров Арабатская стрелка и самый известный в стране биосферный заповедник «Аскания-Нова» не могут оставить равнодушным даже самого искушенного туриста. На долю столичных журналистов выпала возможность посетить этот уникальный экологически чистый край и лично проехаться Чумацким Шляхом.
СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ
Визитной карточкой Херсонщины всегда были степные ветра. Регион был и остается житницей и здравницей Украины. В этом году из-за сильной засухи первая позиция уступила пальму первенства второй. По словам руководства области, в этом году сильно пострадали урожаи зерновых. Тревогу насчет урожая херсонских арбузов развеяли доводами, что сейчас именно «кавунячая» погода, так как арбуз может «доставать» влагу с 10-метровой глубины.
«...КАЧЕСТВО ДО ПЕРВОЙ ПРИСТАНИ»
Первым центральным пунктом нашего тура стало посещение винодельного завода им. князя Т рубецкого, расположенного на берегу Каховского водохранилища в поселке Веселое. Князь Трубецкой не случайно выбрал эти склоны под виноградники. В виноделии существует правило, что если склон имеет 15 градусов к югу — это лучшее место для виноградников (лоза любит холмы, каменистый грунт, так как там аккумулируется больше солнца).
Фотографии на входе в центральное здание-замок подтверждают, что в 1898 году на этом заводе уже были сложившиеся плодоносящие виноградники. Они опрыскивались той же «бордоской» жидкостью, которая до сих пор используются и ничего более прогрессивного взамен ее не придумали. Фотографии марочных вин в подвалах свидетельствуют о том, что как минимум 10 лет от этой даты можно убрать.
Продукция завода — это натуральные столовые вина, не подверженные корректировке. По рассказам технологов завода, французы практически все красные вина оставляют у себя в стране. У нас все наоборот — за границу отдаем те, что получше, а себе оставляем ширпотреб.
Отечественная наука, раньше занимавшаяся преимущественно машиностроением, сейчас обратила свое внимание и на виноделие. Ведь многие современные лечебные препараты имеют в своем составе сухие вина.
Многим коллегам было интересно узнать, как рождается вино. Простое физическое отстаивание виноградного сока происходит в дубовых чанах. Затем — брожение в дубовых бутах. После — выдержка в дубовых бочках и хранение в них же. Так как все процессы происходят в дубе, то такой метод называется классическим. Позволить его могут себе лишь считанные заводы. Ведь дуб для специальных бочек уже не вырабатывается. Причина — строгие требования к дубу: дерево должно быть возрастом около 100 лет, расти в маловлажных и трудных регионах (когда он не растет, а «страдает»). Прочность такого дуба приближается к камню. Дуб — единственный материал, который имеет прочность и может «дышать».
Новыми бочки поступают на коньячные заводы, потому что этому благородному напитку нужны для развития ферменты дуба. По нормам они (бочки) там находятся до 15 лет. Когда из дуба экстрагируются все вещества — тара поступает к виноделам. Вину от дуба ничего не надо, и если на завод приходит «моложавая» бочка, то технологи ее вымачивают до двух лет в воде.
Вино, как и человек — рождается, формируется, созревает, стареет и умирает. Оно также испытывает человеческие состояния — бывает отдохнувшим, разлаженным, больным. Сухое вино «живет», как правило, 25 лет. Бытует мнение, что только первый стакан вина из бочки будет классным, второй уже будет хуже. Поэтому важной деталью качества приобретенного вина являются условия хранения. На заводских этикетках пишут «хранение в температурном режиме 8— 16 O С», но часто, заходя летом в магазины, мы видим, что температура там достигает до +40, на бутылки падают солнечные лучи и т.д. У князя Трубецкого на бочках было написано: «Гарантирую качество до первой пристани». В условиях отсутствия холодильников гарантировать высокое качество было безумием. Так что, открыв бутылку сухого вина, старайтесь соблюдать условия хранения, указанные на этикетке. Но технологи-профессионалы советуют вино открытым не хранить, а выпить его еще «здоровым».
КАК ПРИРУЧИТЬ ВОЛНУ
После прохлады винных погребов нас приветствовали на ветреном причале туристической фирмы «Таврида». Этот развлекательно-оздоровительный центр на Днепре уникален для Херсонщины. На его территории бьет подземный источник с пресной кристально чистой водой, достраивается комфортабельная гостиница. В перечне услуг — широкий выбор экскурсий, водных развлечений и прочие атрибуты «красивой» жизни.
— Поднимите руки, кто будет кататься на скутерах?
Отчаянных оказалось четверо. Четырехколесный мотоцикл «Бомбардье» упрямо потащил своего «водного брата» к воде. При взгляде на Днепр уверенности в своих экстремальных порывах немного поубавилось — порядком штормило. Решив попробовать температуру возможной среды приземления со скутера, я, как на лыжах, скатился в волны по причалу — он оказался скользким от водорослей. Купальный сезон начался конфузом, но добавил уверенности в силах оседлать водный мотоцикл. Инструкторы, решив, что волна высока, предложили журналистам разместиться на яхте или катере и отплыть «к экстриму» в более спокойный канал. Посреди реки яхту качнуло, и кто- то вспомнил «Титаник». На «юмориста» недобро посмотрели, и каждый «про себя» постучал по дереву.
Удобно усевшись на кожаной сидушке двухместного мотоцикла, я внимал инструктажу по управлению. Но затем инструктор, наверное, решив, что мы еще «салаги», предложил нас просто покатать. Мы расстроились, но согласились. Разочарование прошло, как только скутер рванул с места. Махина, развив бешеную скорость, в руках приручившего ее инструктора выписывала головокружительные вензеля по водной глади. Пассажиры едва успевали схватиться за кожаный ремешок за спиной водителя. Взъерошенные, в симпатичных спасательных жилетиках, «туристы» выпадали на берег, бурно выражая свое восхищение. С катера заметили оживление на берегу, и число желающих прокатиться с ветерком удвоилось. Благодаря им первопроходцы смогли убедиться в надежности инструкторов и безопасности мотоциклов — одна из пассажирок вместе с инструктором перевернулась, но они очень оперативно вернулись в седло и под аплодисменты причалили. Под «занавес» катаний нам все-таки разрешили пилотировать «Бомбардье», и везунчики выжимали газ до отказа.
В КРЫНКИ, К ОСТАПУ ВИШНЕ
На ночевку мы отправились в место, куда любил приезжать на все лето украинский писатель-юморист Остап Вишня. Одноименная туристическая база располагается в сердце царства воды величайшей реки Днепр в селе Крынки. Здесь могучая водная артерия делится на множество рукавов, рек, протоков, образуя многочисленные озера с живописными островами. Одноэтажные коттеджи базы привлекают в эти места «зеленых» туристов. Вечером после отбоя тишину ночи нарушали только насекомые и ночные птицы.
ЦЮРУПИНСКИЙ САМОРОДОК
На другой день наш автобус остановился в городе Цюрупинск. Историки установили, что в этом месте в Х—ХII столетиях находился большой славянский торговый город Олешье. В 1711 году запорожские казаки основали здесь Олешковскую сечь, которая просуществовала до 1734 года. В 1928 году город был переименован в честь соратника Ленина А.Д. Цюрупы. Город-пролетарий в последнее время стал еще и центром художественного творчества. Благодаря самодеятельной художнице Полине Андреевне Райко в Цюрупинске появилась расписанная усадьба.
Первые художественные таланты у Полины Андреевны пробудила еще школьная учительница. «Раньше в школу принимали с 8 лет. Учительница вызвала меня к доске и говорит: «Полина, нарисуй судно морское». А я его только в книжечках видела. Ну я нарисовала и получила пятерку. Никто из моих предков не рисовал, и я считаю, что это у меня господний дар», — рассказывала художница. Первый этап художественных поисков прервала война. «Когда пришли фрицы, к моей маме прибежали соседские дети и попросили ее отпустить меня в школу. Но она не разрешила, потому что нужно было кусок хлеба добывать», — объясняет Полина Райко.
Второй раз к рисованию Полина Андреевна пришла не от хорошей жизни. Живет она сама — дочь погибла, сын умер в тюрьме. «Мне было 69 лет, когда я снова начала рисовать. Тогда я ремонтировала забор. Сделала на нем карнизик желтенький и задумала нарисовать по голубю, но не умею. На столе лежала ручка с бумагой (писала в тюрьму сыну). Я попробовала. Смотрю — голубь. И тогда как пошло у меня! Давай тогда я рисовать. Зимой скучно, работы в огороде нет. Так и по ночам немножко засну, а меня оно прямо будит. Встаю среди ночи, пою церковные и народные песни, рисую», — рассказывает хозяйка художественного чуда.
Стены комнат украшают «американские бабочки», павлины и леопарды. Большинство животных в жизни художница не видела и поэтому рисует их так, как представляет. В одной из комнат на стене разыгрывается драма из птичьего мира. Павлин запутался в чувствах к двум подругам. Полина Андреевна, комментируя ее, поясняет: «Не только люди изменяют друг другу».
ГОЛАЯ ПРИСТАНЬ. ЗА ЗДОРОВЬЕМ В ГРЯЗИ
Жители Голой Пристани веселят гостей, только переставив ударение в последнем слове названия. Хотя история упоминает о том, что курьезы с названием начались еще на заре развития радио. В 1902 году по инициативе великого российского ученого — изобретателя радио А.С. Попова, в этом городе была установлена первая в Украине радиостанция. Первая беспроводная связь состоялась между Херсоном и Голой Пристанью. И в девственный украинский эфир полетел своеобразный позывной: «Херсон, Херсон, я Голая! Как меня слышите? Прием».
Названием курьезы не заканчиваются. С высоты птичьего полета Голая Пристань очень похожа на большую рыбину. Создается впечатление, что планировщики города специально отображали образ карпа в чертежах. Ведь серебряный карп — самая популярная рыба в водоемах возле города.
Но отбросив шутки в сторону, голопристанцы с гордостью рассказывают об изюминке своего края — озере Соляном. Неизвестно, кто первым заметил целительные свойства воды и грязи этого водоема. Возможно, это были чумаки, которые в дороге за солью сбивали в кровь ноги. Возможно, запорожские казаки, которые после битв заживляли раны в Соляном озере. Но факт остается фактом — рапа озера неимоверно быстро заживляет раны и язвы, а грязь снимает боли в мышцах. В июне 1889 года на Соляном озере была открыта земская водогрязелечебница, на базе которой вырос ныне широкоизвестный санаторий «Гопры». Согласно компетентным выводам известных ученых Украины, целительная грязь по своему составу и свойствам лучше грязей Мертвого моря.
«Быть в таком месте и не принять грязи — грех», — сказал я себе и отдался в руки медперсонала санатория «Гопры». И когда я уютно разместился на кровати из грязи и на меня стали наносить ее первый слой, прямо напротив открылась дверь и в помещение нагло залез объектив видеокамеры оператора из нашей группы. Лица любопытных коллег за его спиной выражали бешеное веселье. После того, как шумная толпа оставила «пациента» в покое, меня замотали по новой. Горячая грязь из озера Соляного успокаивала и настраивала на философские размышления. Представилось, как лечебная грязь благотворно влияет на кровообращение, дыхание и обмен веществ. Простимулировав защитные силы организма меньше положенных 15 минут, отмываться от грязи я встал под струи хлоридно-натриевой рапы. Если размешать в стакане пять ложек соды, получится нечто похожее по концентрации. Вернувшись к группе, я услышал от коллег, что приобрел со здоровым цветом лица еще и «пикантный» запах.
ОСТРОВ ДЖАРЫЛГАЧ
Под вечер второго дня нашу компанию ожидал корабль, предназначенный для транспортировки журналистов на самый крупный остров Черного моря — Джарылгач. Этот остров — уникальная заповедная территория в Черном море. Животный и растительным мир его настолько редок, что большинство видов занесены в Красную книгу. Известный писатель К.Г. Паустовский в повести «Черное море» писал: «У северных берегов Крыма есть свое Саргассово море. Называется оно Джарылгачский залив. Там заросли зостеры поднимаются осенью со дна обширными полями». Джарылгач — уголок первозданной засушливой степи. Сейчас здесь организован одноименный ботанический заказник. На его территории площадью 300 гектаров сохраняется единственная на юге Украины популяция золотобородника. Ежегодно заповедный уголок принимает тысячи туристов из всей Украины и зарубежья.
ЛАЗУРНОЕ МОРЕ
Вечером наша группа отправилась в поселок городского типа Лазурное, расположенный на берегу Черного моря. Сам поселок в настоящее время как бы отодвинут вглубь суши и выполняет функции тыла. На самую кромку берега, впритык к роскошным, сплошь состоящим из мелкого песка пляжам, выдвинуты здравницы, которых здесь более тридцати. В санаторно-оздоровительном комплексе «Гилея» нас разместили на ночлег. Море впечатлило. Оно действительно соответствует названию поселка Лазурное. С севера от днепровских вод оно отделяется Тендровской косой. С юга от Крыма — островом Джарылгач. Открыто оно лишь волнам, идущим с центральной части бассейна Черного моря.
Название СОК «Гилея» подсознательно связывается с выдающимся украинским художником Давидом Бурлюком. Таким же именем он назвал свою футуристическую группу. Обладая недюжинными организаторскими способностями и неуемной внутренней энергией, Бурлюк притягивал талантливых людей и стал центром русского футуристического движения, хотя воплотился в поэзии и живописи менее других. В херсонской газете «Юг» в 1909 году состоялся его поэтический дебют. В сентябре 1909 года Д. Бурлюк организовал здесь художественную выставку футуристической живописи «Венок». Выступал с лекциями, издал в Херсоне несколько сборников «гилейцев». Открыто «Гилея» заявила о себе в Петербурге в начале 1910 года. В нее входили тогда Давид и Николай Бурлюки, Владимир Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых, Б. Лившиц. Эта историческая справка дает полное право санаторию «Гилея» гордиться своим поэтическим названием.
«АСКАНИЯ-НОВА», КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ
Много, и не только в слове... Общая площадь заповедника 33307,6 га. Площадь территории природного ядра (целины и перелогов с возрожденной степной растительностью) — 11054 га. Здесь содержится 1734 представителя звериного и 2986 — растительного царств.
Экскурсия в это заповедное место на третий день пресс-тура была гвоздем программы. Журналистов ожидал выезд в целинную степь на бричках и тачанках. Дорога к месту посадки стелилась по дендропарку с представителями флоры разных стран и множеством рукотворных ручьев. Дендрологический парк «Аскании-Новой» на сегодняшний день состоит из трех разновозрастных массивов, органически связанных между собой: старого ботанического парка площадью 28 га, закладки 1887—1895 годов; лесостепного редколесья с дубравами (42 га закладки 1908—1913 годов); нового парка (100 га, созданного в 1966—1972 годах). Эти парковые массивы отличаются видовым составом насаждений, структурой деревьев, решением композиционных центров. Объединяет их только одно — они гармонично вписываются в окружающий степной ландшафт и создают впечатление природных насаждений.
После прохладных аллеек парка степной воздух наждаком прошелся по легким. Пишущую и снимающую братию разместили на пресловутых тачанках и повезли в самое сердце «Аскании- Новой» — на Большой Чапельский под. Часть маршрута пролегала через легендарный Чумацкий Шлях. Предварительно всех попросили в степи не курить.
В заповедную степную зону можно попасть только через специальные ворота, которые закрылись, как только мы проникли внутрь. Погонщики объяснили причину такой поспешности тем, что за оградой начинается дикая жизнь и территорию может покинуть какое-то редкое животное. И сразу же после этих слов вдалеке от нашей колонны промчался пятнистый олень, который уводил нас от детеныша, спрятанного в ковыле. С каждой минутой становилось все жарче, и на головные уборы пошли все подручные средства. Пока все занимались изготовлением «панам», вдалеке показались первые стада. Перечисление всех представленных особей копытных и гибридных форм, относящихся к семействам и родам лошадей, оленей, антилоп, бизонов, быков, было бы делом не одного часа. Их здесь 111 видов. Животных содержат в больших вольерах (33—1550 га). На протяжении маршрута мы встретили наиболее крупных зверей в заповеднике — зубров. Неуклюжие на вид, они легко бегают со скоростью 50 км/час и могут преодолевать трехметровые барьеры. Но эти звери оказались дружелюбными, и нам разрешили фотографироваться на близком от них расстоянии. Следующее стадо пришлось рассматривать издалека. Внушительного вида кафрские буйволы у себя на родине в Африке входят в «золотую пятерку» наиболее опасных животных. Характерной группой животных являются антилопы. В «Аскании-Новой» собраны только некоторые наиболее крупные и интересные виды — канна, гну голубой, белобородый и другие.
После довольно продолжительной экскурсии степями Аскании наш маршрут следовал к зоопарку. Здесь можно было посмотреть на зебр, куланов, страусов и других представителей дикой фауны. Самые крупные птицы в орнитопарке «Аскании- Новой» — африканские страусы. Они достигают 175 кг веса, могут нести яйца до 2200 граммов, причем самка иногда откладывает несколько десятков яиц. Самые громкие — павлины. Их крики напоминают скорее кошачье мяуканье, чем пение. В самом орнитопарке насчитывается около 60 видов птиц. Наибольшее число видов — фазанов и уток.
В ходе экскурсии стало известно, что наш маршрут не эксклюзивный, и позволить его может себе каждый гость «Аскании-Новой». Для туристов предоставлен широкий перечень маршрутов. А для специалистов — консультации по разведению диких животных и птиц.
После экскурсии по этому замечательному заповеднику было не очень приятно осознавать тот факт, что в прошлом году в «Аскании-Новой» побывало всего 52 тыс. туристов (из них 2 тыс. — иностранцы). Ведь не секрет, что заповедники такого уровня в Европе ежегодно посещают сотни тысяч путешественников. Исправить ситуацию намерена Национальная туристическая организация совместно с фондом «Евразия», которые инициировали совместную акцию «Развитие экотуризма в биосферных заповедниках». Программа предусматривает рекламно-информационную поддержку отечественных заповедных мест. По инициативе НТО впервые в этом году заповедник «Аскания-Нова» был представлен на самой престижной туристической выставке ITB в Берлине. Радует, что скоро выйдет в свет видеофильм «Аскания-Нова» и буклет (на русском и английском языках). Как обещают в НТО, биосферный заповедник «Аскания-Нова» — первый шаг в популяризации отечественных центров экотуризма.
АРАБАТСКАЯ СТРЕЛКА
Что по созвучию объединяет Москву и херсонщину? В столице России есть свой Арбат. В Украине есть целая Арабатская стрелка. «Словарь географических названий» так пишет о ней «...узкий (от 270 м до 7 км), низкий и длинный (около 110 км) полуостров или коса, отделяющая Сиваш или Гнилое море от Азовского моря». Скифы называли эти морские просторы Каргулаг (богатый рыбой), миоты — Тимириндой (матерью морей). При въезде на Арабатскую стрелку гостей встречает крепость. Есть сведения, что впервые крепость Арабат появилась на карте в 1851 году.
Сегодня на Арабатской стрелке находится 109 действующих оздоровительных учреждений. Вся западная часть полуострова обращена к Азовскому морю и представляет собой сплошной пляж. Вода прогреваемая солнцем до 28—30 0 С и мелководность притягивает сюда родителей с детьми.
Все большее значение на Арабатской стрелке приобретает одна из альтернативных форм туризма — зеленый туризм. Сельский зеленый туризм — это специфическая форма отдыха в сельской местности с использованием всех природных факторов. При этом проживание, питание, обслуживание туристов обеспечивает сельская семья. Для жителей больших городов благодаря отсутствию в радиусе 100 км экологически вредного производства и шума такой отдых покажется сказочным.