Пишет вам киевлянка Алла Гаврилюк. С особым нетерпением ожидаю выхода каждого номера газеты «День», которая за последний год стала для меня информационным наркотиком. Ежедневно, открывая новый номер, обогащаюсь интеллектуально, духовно, информационно. А как приятно на страницах газеты видеть фотографии, которые демонстрирует ежегодно фотовыставка «Дня»! И опять окунаешься в воспоминания, анализируешь прошлое и думаешь, несомненно, о будущем.
Разнообразные, многовекторные темы, которые вы поднимаете ежедневно на страницах газеты, всегда актуальные, дискуссионные, резонансные. Не исключение поэтому и мое письмо.
Пишу вам впервые, однако надеюсь, что среди миллионов украинцев мой голос будет услышан «Днем». К написанию письма меня побудила статья «Жизнь в согласии с собой», которая была напечатана в №8 от 22 января 2009 года под рубрикой «Туристические маршруты. Маршрут №1».
Тема туризма является для меня очень близкой, поскольку я учусь в аспирантуре Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и пишу диссертацию «Государственное регулирование информационного обеспечения туристической отрасли в Украине». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас, госпожа Лариса, за то, что вы с чувством гордости и патриотизма популяризируете отечественный туризм. Приятно слышать, видеть, читать об удивительном украинском, которое рядом с тобой.
Сегодня я хочу пригласить вас и, надеюсь, всех украинцев, в виртуальное путешествие, которое в будущем может стать одним из самых интересных туристических маршрутов города Киева. Мой рассказ об исторической местности Подольского района столицы, которую местные жители называют по-разному: «Кинь грусть», «Лесное урочище Кристеров», «Дача Кульженко», «Кристерова горка». Среди ученых в дальнейшем закрепилось название «Комплекс остатков усадьбы Вильгельма Готлиба Кристера», который территориально очерчен улицами Западынской, Осиповского, Вышгородской, Красицкого, площадью Тараса Шевченко, Сошенко, Кобзарской и др. Уникальность этой местности в историческом и биологическом смысле доказана украинскими учеными. Удивительным является то, что на территории площадью около 13,5 га располагается собрание наиболее старых деревьев и экзотической растительности города Киева !
Самым старым хранителем исторического прошлого является исполинский дуб, который растет вблизи дома №1 по ул. Осиповского. Его возраст свыше 700 лет, высота ствола более 30 метров, обхват ствола на высоте 1,3 м составляет 6 м. Энергетика древнего дуба столицы привлекала своим магнетизмом не одну выдающуюся личность. Среди них Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, Вильгельм Кристер, Алексей Бобринский, Василий Кульженко и др. Уместно отметить, что самому старому дубу в Европе 1500 лет (находится в Литве), а его младшему украинскому родственнику, который растет в Ровенской области — более 1350 лет! В парке вблизи кинотеатра им. Т.Г. Шевченко растут вековые дубы, возраст которых 170—200 лет, с высотой ствола более 25 метров и обхватом ствола около 4 м. Одну из сторон ул. Вышгородской, прилегающей к парку, украшает более чем километровая аллея каштанов, высаженная самим В. Кристером. Среди экзотических деревьев наибольшую ценность представляют буки лесные, возраст которых более 150 лет, расположенные на территории Института пищевой химии и технологий Национальной академии наук Украины, по адресу ул. Осиповского, 2. Их высота более 30 м, окружность ствола на высоте 1,3 м у первого дерева — 620 см, у второго — 410 см и у третьего — 330 см. Из числа экзотической растительности здесь есть колючие (голубые) ели, тис ягодный, биота восточная различных форм, старые экземпляры туи западной, несколько видов можжевельника и многое-многое другое.
Углубляясь дальше от улицы Вышгородской и приближаясь к живописным прудам, попадаешь в парк «Кинь грусть», посреди которого возвышается липа, имеющая три ствола диаметром 50—60 см с общим стволом диаметром более 3 м и окружностью более 9 м. В верхней части парка, на миловидной Ярке и вокруг нее, есть старые сосны со стволами в 35—37 м высотой и диаметром более 100 см. Всего в части парка по улице Кобзарской произрастает 31 вид растений, среди которых преобладает липа сердцелистая.
Поэтому, разве представленный перечень не является уникальным сожительством вековых деревьев?! Разве есть еще где-нибудь на территории столичного мегаполиса такой калейдоскоп необычной растительности и красоты? Каждый, кто впервые бывает здесь, получает море приятных впечатлений и по-настоящему восхищается этим прекрасным пейзажем.
Отдельную страницу в летопись местности вписали исторические события прошлого, связанные с именами выдающихся личностей украинской и мировой истории. В эпоху Киевской Руси территория нынешней усадьбы В. Кристера считалась местом охоты киевских князей. В газетных хрониках XIX в. упоминается гора, с которой открывается прекрасный вид на Киев. В книге Л. Ярцовой «Прогулки с детьми по Киеву» этот уголок киевской природы описывается так: «Неподалеку от дороги возвышается Княжья гора, крутая, как будто вытесанная со всех сторон. По ней проведена дорожка от подножия вверх, а на самой вершине — беседка с прекрасной скульптурой Амура посредине. Именно с этой горы открывается прекрасный вид на Киев как на какое-то необыкновенно красивое явление, которое висит над землей в туманном пространстве с ярко сияющими золотыми куполами многоликих храмов». Исследователь Ярцова добавляет, что «киевские князья специально приезжали сюда любоваться красавцем-Киевом, поэтому гора и получила название Княжьей». Хотя с тех пор прошло очень много веков, Княжья гора и поныне остается прекрасным смотровым местом. К сожалению, увидеть с горы центральную часть Киева сейчас невозможно, но все-таки полюбоваться пейзажами современной Оболони и Сырца можно. Больше всего местная детвора любит Княжью гору в зимнюю пору года, получая неповторимые впечатления от безумного движения вниз на санках и лыжах.
Исторические события XVII в. повествуют, что на этой территории размещались шалаши казацкой заставы войск Богдана Хмельницкого. После Освободительной войны земля была передана Братскому монастырю. В 1787 году по дороге в Крым Российская императрица Екатерина II и князь Потемкин с придворными остановились в Киеве. Глубокоуважаемых гостей местная власть хотела удивить чем-то необычным и пригласила посетить одну из околиц столицы. Здесь на большой опушке, окруженной дубами, разбили палатки и устроили гуляния, которые продолжались несколько дней. Однажды погожим утром императрица решила в открытом ландо проехаться вдоль трех прудов вместе с князем Потемкиным, которому после очередного гуляния было нехорошо. Екатерина II замечательно себя чувствовала и с особым умилением любовалась красотой прудов, ив над водоемами. Заметив суровый вид князя, она сказала: «Гриша! Кинь грусть. Посмотри, какая красота вокруг»! Пророческие слова императрицы так и закрепили немного странное название за местностью, которая находится между улицами Сошенко и Кобзарской. Сегодня здесь проложены дорожки, расположена детская площадка, футбольное поле и бювет с артезианской водой.
Больше всего поражает отдыхающих уникальная растительность, которая бережно хранит воспоминания о прошедших событиях. Находясь на северной окраине Киева, убеждаешься: Екатерина II не ошиблась. Здесь действительно царит неповторимая красота и покой, окружающая природа дарит тебе бесконечный заряд энергии и воодушевления. На самом деле, улетучивается печаль, мысли окрыляют. Побывав здесь однажды, мечтаешь о следующей встрече!
В начале XIX века на территории Усадьбы Кристеров жила семья Лукашевичей, сделавших очень многое для обустройства местности. Для оживления пейзажей парка, Лукашевичи переселили сюда несколько семей крепостных, которые работали на фермах, огородах, полях и теплицах, выпасали на живописных полянах скот и заготавливали сено. В больших каменных оранжереях выращивали огромное количество экзотических растений. Теоретики садово-паркового искусства тех времен предоставили местности «Кинь грусть» статус английского парка, где не было ни безлюдной природы, ни пустынного одиночества. В 1844 году инспектор Петербургского учебного округа П. Максимович писал: «Лукашевич первым умыл, одел и причесал киевскую природу и из нее то вышло, что Царскосельский и Павловский сады пред ней блекнут, уступая роскоши растительности и живописности пейзажей». Во времена Лукашевичей на территории парка действовали «чайные домики» — своеобразные места семейного отдыха, украшенные растительностью и цветами. За символическую плату там можно было заказать обед или ужин на свой вкус, послушать красивую музыку военного оркестра и танцевать сколько угодно, не беспокоя хозяина.
Впоследствии на территории усадьбы проживал граф Алексей Бобринский — инициатор построения первого на Украине сахарного завода в г. Смела и строительной железной дороги Киев-Балта. Для упорядочения и обогащения местности деревьями ценных и редких пород большой вклад сделал известный меценат, профессор медицины, лесовед и лесник Пуще-Водицкого лесничества С. Винтер.
С основанием в 1850 году Вильгельмом Готлибом Кристером фирмы «Садоводство и семенное хозяйство. В. Кристер» в истории северной окраины Киева начинается новый этап упорядочения. Изучение опыта заботливого, рационального ведения хозяйства имеет для потомков неоценимый смысл, ведь за последние 50—60 лет в мире практически утрачены природные (биологические) методы выращивания сельскохозяйственных культур. В хозяйстве Кристеров выращивались высокие урожаи без массового применения гербицидов, инсектицидов и генетически модифицированных семян. Кроме того, обеспечивалось поразительное многообразие плодовых культур: 250 сортов груш, 158 — яблонь, 40 — вишен, 30 — слив, 24 — черешен, 12 — винограда. Ежегодно продавалось 100 тыс. декоративных деревьев и кустов. Жители Куреневки и Приорки, получив знания у Кристера, работали садовниками по всей Украине. После смерти отца дело меценатства продолжали его сыновья Юлиус и Эдмунд. В начале XX века садоводство охватывало 128 десятин земли и фирма ежегодно продавала 5 млн. саженцев декоративных деревьев, винограда, фруктовых деревьев, семена цветов и тому подобное. Однако в 20-х гг. хозяйство Кристеров было национализировано, превращено в садово-парковое хозяйство г. Киева.
С 1925 года на территории садоводства Кристера функционировала детская трудовая колония, преобразованная в 1929 году в агрофилию №3 киевского детского городка «Ленинск», которая готовила из беспризорных детей специалистов по садоводству, огородничеству, молочному скотоводству, пчеловодству. Почти 100 детей получали здесь трудовые навыки.
Сегодня территория «Кристерова горка» площадью 4,3 га объявлена памятником природы, на котором сохранились старые деревья и целый каскад прудов общей площадью 0,5 га, обустроенных Кристерами в местах выхода родниковых вод.
Особый магнетизм был свойственен этой местности. Не только гостить приезжали сюда выдающиеся личности ХIХ века, многие также хотели работать, творить, осуществлять свой вклад в жизнь страны именно здесь, потому что местность эта обогащала духовно, лечила морально и физически закаляла.
Остановимся еще на одной исторической фигуре, которая и по сей день на устах местных старожилов. Это Стефан Васильевич Кульженко, пришедший в этот мир, чтобы обогатить сокровищницу книжного царства. Недаром имена издателей всегда стоят рядом с именами художников слова. Династия печатников Кульженко сделала неоценимый вклад в книгоиздательское дело нашей страны. Стефан Кульженко — личность незаурядная и многогранная. Ему пришлось пройти путь, который проходят многие представителям нового поколения предпринимателей, которые всего добились своим умом, талантом и неутомимым трудом. «На то время, — как-то заметил Стефан Васильевич — печатное дело в художественном исполнении мало продвигалось вперед. Чтобы издавать книги на высоком художественном уровне, нужны были новые машины». Так в 1886 году он открыл у себя отдел графического искусства, который был единственным на весь северо-западный край. Благодаря этому он принимал заказ не только из Киева, но и из Одессы, Харькова, Полтавы, Москвы. И даже пытался издать свою газету.
Вскоре за дело принялся и его сын — Василий. В 1903 году Василий Стефанович основал художественно-ремесленную мастерскую-печатню, а сам руководил работой цеха фототипии, преподавал технику книгопечатания. Это была единственная на то время в России школа фотографического дела, при которой на высоком художественном уровне издавалось два журнала: «Искусство и печатание» и «Искусство Южной Руси». В 1909 г. в Киеве прошла Международная фотографическая выставка, на которой три высшие награды были присвоены Киевской школе-мастерской Василия Кульженко! В 1917—1919 гг. в типографии Кульженко печатались только государственные бумаги, деньги и почтовые марки УНР.
Рассказ о Кульженко-отце был бы неполным, если бы мы не вспомнили о его пристрастиях. Он был большим любителем и знатоком пения, и организовал прекрасный хор из своих рабочих, в котором и сам охотно участвовал. Любимым местом душевного покоя и здорового отдыха была местность «Кинь грусть», которая в народе получила название «Дача Кульженко». Здесь меценат занимался пчеловодством и садоводством. Среди местных жителей и сегодня есть те, кто помнит о том, что в 30-е годы XX века ходил автобус по маршруту «Дача Кульженко — Новопетровцы». Прожив 70 лет (умер в 1906 г.), Стефан Кульженко за свое благотворительность и просветительскую деятельность получил почетное гражданство жителя столицы.
Вот такие воспоминания об историческом прошлом северного украшения Киева хранят столетние великаны-дубы, разлапистые сердцелистые липы и пересказы местных жителей.
Сегодня я и моя семья не представляем себе жизни без постоянного общения с этой местностью. Дом, в котором мы живем, находится неподалеку от великана-дуба и Княжьей горы. Энергетика этих мест работает независимо от поры года и позволяет каждому чувствовать себя частичкой природы. Как приятно наблюдать за приходом весны, когда все вокруг одевается в изумрудные одеяния; ожидать погожих весенне-летних ночей, когда мелодичные трели соловья трогают душу, а среди дущистых ароматов столетних лип слышны голоса надоедливо-нарочитого лягушачьего семейства! Золотистыми и оранжевыми цветами осень по-своему радует глаз отдыхающих и напоминает об очередном прожитом годе рядом с киевскими старожилами. Зимой парк вблизи кинотеатра им. Т.Г. Шевченко превращается в огромный муравейник, в котором всем хватает места на заснеженных пригорках. Веселый детский смех перекликается с голосами заботливых пап, мам, дедушек и бабушек. И так из года в год. И именно в такие минуты забываешь о проблемах, вспоминаешь яркие страницы прожитого и радуешься, что все удивительное рядом с тобой. Бери его, цени, и не забывай о грядущих поколениях, для которых такие местности во многомиллионных мегаполисах — это спасение, утешение и продолжение жизни.