Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Тревел-шоу – как стиль жизни

Съемочная группа программы «Мир наизнанку» рассказала «Дню» о том, чего украинцы достигли за рубежом и почему это не удается сделать дома
5 февраля, 2016 - 12:54
ОДНО ИЗ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ БОЛИВИИ. ДОРОГА СМЕРТИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕЛЕКАНАЛА «1+1»

Рекордно небольшая съемочная группа — всего два человека: путешественник-экстремал Дмитрий Комаров и оператор-альпинист Александр Дмитриев поражают украинских зрителей показом «Мира наизнанку» на «1+1» — захватывающим тревел-шоу о странах, в которые не принято ездить с туристическими путевками. Попав в далекую экзотическую страну, путешественники на несколько месяцев поселяются в ней, и только адаптировавшись к местному быту, обычаям и культуре, слившись с местными, начинают съемки. Как рассказали ребята в эксклюзивном интервью «Дню», за пять лет кропотливого труда удалось подготовить более 100 выпусков программы, и это самое большое количество серий тревел-шоу, снятых самой маленькой съемочной группой. За это время путешествий зрители увидели уникальную историю альбиносов Танзании и кремацию в сакральном месте на берегу реки Ганг, в индийском городе Варанаси, и самое дикое и малоизученное место на планете — индонезийскую провинцию Папуа на острове Новая Гвинея.

Одной из главных изюминок программы является то, что даже в самых отдаленных странах Дмитрий и Александр всегда пытаются найти... украинцев! Что помогает нашим соотечественникам становиться успешными за границей, знают ли в экзотических странах об Украине, где, объехав полмира, любят отдыхать путешественники в своей стране? На эти и другие темы «День» беседовал с Дмитрием Комаровым и Александром Дмитриевым за день до отъезда в их новую экспедицию — в Непал, где они будут снимать восьмой сезон «Мира наизнанку».

Дмитрий КОМАРОВ: — В новой экспедиции у нас будет несколько стран. Первая — Непал. Мы ее выбрали по нескольким причинам. Прежде всего ищем «модель» счастья для украинцев. Сегодня наша страна переживает непростые времена... У кого-то большая депрессия, разочарование. Хочется «позаимствовать» какую-то условную модель для оптимизма. Понимаете, Непал — одна из самых бедных стран мира. Если сравнивать средний доход украинца и непальца, то для них мы здесь — очень богатые люди. Но большинство непальцев чувствуют себя счастливыми. Я уже бывал в этой стране, много общался с местными. Они не жалуются на жизнь и ищут счастья в элементарных вещах. Как им это удается, мы и попробуем выяснить. Другая причина выбора страны — там не так давно было землетрясение. Хотелось бы посмотреть, как страна восстанавливается. Кроме того, недавно прошел в прокате нашумевший фильм «Эверест». Думаю, что украинцам интересно будет посмотреть эти края нашими глазами в программе «Мир наизнанку». Все, что показывали в фильме до базового лагеря, абсолютно реально.

— Знаю, что вы планируете также подняться на Эверест...

Д.К.: — Мы обязательно пойдем на Эверест. Но не в этот раз. Это наша с Александром мечта, а точнее цель. К сожалению, рабочий график не дает возможности физически к этому подготовиться. Чтобы привести себя в физическую форму для такой экспедиции, нужно как минимум два года подготовки.

Александр ДМИТРИЕВ: — Много слышал о Непале, но там еще не был. Мечтаю посетить эту страну. Знаю одно — там сейчас холодно. Будем брать больше батарей для фотоаппарата. Также коптер, ведь хотим показать зрителям кадры с неба. Мы будем там искать человека-ети. Также планируем рассказать о живой богине Кумари. Может, повезет взять у нее интервью.

— Вы показали украинцам много экзотических стран и «жизнь наизнанку» местных людей. А где отдыхаете в Украине и что можете посоветовать посмотреть у нас?

Д.К.: — Номер один моего списка — Карпаты. В любое время года! Если интересует комфортный отдых, то это Буковель. Приключенческий — можно пойти на Говерлу и спуститься оттуда на лыжах. В плане опасности и эмоций это не отличается от Кавказа, а местами в плохую погоду может даже Эверест напоминать. Шепот Карпат — село Пилипец, там лавиноопасные места, но невероятно красиво. Летом Карпаты — это трекинг. Что касается отдыха на пляже, то любимый морской курорт — Одесса. А вообще у меня есть традиция — ехать туда, не знаю куда. В свободное время могу прийти на вокзал, спросить, куда направляется ближайший автобус, сесть и поехать. Какое-нибудь небольшое село в Житомирской области, о котором ты еще вчера не знал, может своей историей поразить и влюбить в себя навсегда.

А.Д.: — Я здесь не оригинален — тоже Карпаты. Увлекаюсь скалолазанием, поэтому люблю посещать Букский каньон в Черкасской области. Там, кстати, классно остановиться с палаткой, полазить. Также люблю Дениши — село в Житомирской области.

— Привлекает внимание в программе, что даже в самых отдаленных странах мира вы находите украинцев и показываете, как они там живут, удалось ли адаптироваться...

Д.К.: — Да, мы их специально ищем.

— Наверное, это нелегко. Как находите? К тому же часто показываете именно успешных украинцев.

Д.К.: — У нас было буквально несколько случайных встреч. Все остальные — подготовки. Найти украинца за рубежом сегодня не особо сложно. Есть клубы земляков, есть посольства, есть, наконец, «Фейсбук» и интернет-форумы. Интересный источник поиска — Ассоциации славянских женщин. Много где женщины, вышедшие из постсоветских стран, объединяются в сообщества. Такие ассоциации называются по-разному. Еще три года назад они преимущественно назывались «Клуб русских жен». Сегодня за границей идет самоидентификация украинцев. Себя с русскими украинцы больше не отождествляют. Поэтому все чаще можно встретить собственно украинские объединения. Мы хотим показать своим зрителям, как в разных мирах живут украинцы, как они оберегают свою культуру.

На счет того, что показываем успешных украинцев — да, этот фактор присутствует. Как правило, снять себя на видеокамеру позволяют люди, которым есть что показать и рассказать. Например, в Мексике нашли Светлану, и хоть она и небогата, однако открыла свое дело — скромное, маленькое кафе, где готовит украинскую кухню. Знаете, этот бизнес ей дает возможность просто выжить. Что касается успешности, то да — у людей, покинувших свою страну, родных, привычный быт, другого выбора просто нет. Нужно грызть землю, но что-то делать. Поэтому мы встречали богатых и даже очень богатых украинцев по всему миру. Как правило, переехавшие прилагают невероятные усилия, чтобы стать успешными.

А.Д.: — У многих есть мысль, особенно в трудные времена, бросить все и уехать из страны. Мы находим таких людей и показываем, как им тяжело приходится жить. Показываем, что в каждом конкретном случае много «подводных камней». Не нужно принимать поспешных решений и куда-то бежать. В большинстве случаев у нас лучше. К тому же в экзотических странах, какие бы захватывающие они ни были, ты вряд ли станешь владельцем какого-то очень большого бизнеса, потому что тебя, скорее всего... «кинут». Часто ты юридически не можешь быть владельцем дела, поэтому берешь в совладельцы местных. Бывали случаи, даже среди героев наших программ, когда у людей просто «отжимали» бизнес. Относительно личной жизни, случается, когда выключается камера, наши женщины чуть ли не со слезами говорят: «Не ходите, девушки, в Африку гулять...». Нужно понимать, что ты переезжаешь не просто на постоянное место жительства в другую страну, цивилизацию, это — другой мир. Мы по-разному думаем, в разных богов верим, нас смешат разные анекдоты. Об этом нужно помнить.

— Чего нам, украинцам, для успешности не хватает дома? Вернувшись из очередной экспедиции, которая может длиться два-четыре месяца, какие первые ощущения?

Д.К.: — Не хватает доброты и взаимоуважения. Не хватает взаимовыручки. Спокойствия. У нас ты заходишь в транспорт и видишь в глазах людей депрессию. И сразу вспоминаешь глаза людей в тех странах, где был, вспоминаешь, как там они живут и каким элементарным вещам научились радоваться. Во многих экзотических странах, когда на дороге кто-то кого-то «подрезал», люди улыбаются и желают успеха друг другу. У нас выбегают, размахивают руками и матерятся. В той же Индии, когда мы попали в аварию, люди вышли и начали улыбаться. Более того — помогли нам.

А.Д.: — У большинства людей, которых встречаем в экспедициях, позитивное мышление. А когда возвращаюсь, не хватает улыбок. Люди всегда в своих проблемах. Они замкнуты. Привычная «хрущевка» киевлянина — это дворец по сравнению с тем, как живут люди в мире.

Д.К.: — Да, нам не хватает доброты. В Индии на нашем джипе пробилось колесо. Останавливаются помочь абсолютно все. У нас домкрата не было — дали. Более того, отогнали от авто и сами заменили колесо. А вот на днях в Киеве у меня сел аккумулятор. Я мог вызвать службу за 100 гривен, которая его подзарядит, но не было времени их ждать. Думаю — какая проблема? Сейчас подниму руку, и кто-то остановится. И вот картина: у меня в одной руке провода для «прикуривания», другой машу и прошу помощи. Простоял с проводами 20 минут, пару сотен машин проехало — никто не остановился. Все отворачиваются, делают вид, что они не видят. «Моя хата с краю» — наверное, их девиз.

— Вы работаете во многих интересных странах, и, очевидно, у вас спрашивают, откуда приехали. Много ли где знают об Украине, и главное — что именно знают?

Д.К.: — Еще четыре года назад, услышав ответ, что мы из Украины, люди говорили: Украина — это Россия, Украина — это Горбачев (?), Украина — СССР... Чем дальше от цивилизации находится племя или поселение, тем меньше о нас хоть что-то знают. Сегодня знают больше. Если честно, приходится прежде всего благодарить спортсменов. В первую очередь это Андрей Шевченко. Его знают везде — даже в самых отдаленных племенах. Меньше, но знают братьев Кличко. Показать на карте, где именно находится Украина, мало кто смог. Однако сейчас абсолютное большинство образованных людей в мире знают, что такое Украина и что у нас здесь идет война. Знают об АТО и Крыме. Но проблема в том, откуда люди черпают новости, достоверная ли у них информация? На Кубе, например, режим Рауля Кастро... Включаешь государственный канал, и сразу же первая новость: «У нас все хорошо, полные полки продуктов». И показывают один и тот же базар. Хотя на самом деле проблема с едой огромная! Магазины пустые. Вторая новость: Рауль Кастро что-то сделал, и он это сделал очень правильно и вовремя. Третья новость о том, что в мире что-то произошло, и Рауль это правильно прокомментировал. К чему это я? К тому что сразу за этим — четвертая или пятая новость почти каждый день об Украине. Эти новости начинаются с фразы: «Как сообщает Russia Today...». Знаете, они даже логотип российского канала оставляют, давая в эфир новость. Тотальная российская позиция относительно Украины. И это чувствуется во время разговоров с кубинцами.

— Ощутимо ли информационное присутствие Украины в тех странах, в которых вы побывали?

Д.К.: — Конечно, я не эксперт в информационной политике, но думаю, что нет, не ощутимо. Наше медиаприсутствие недостаточное. В Европе, конечно, все знают о ситуации в нашей стране. В частности, через канал Ukraine Today группы «1+1 медиа». Манипулировать мнением европейцев сложно. Но информационная агрессия РФ показывает, что возможно. Если говорить об экзотических странах, то наше государство знают, в курсе, что идет война и аннексировали Крым. Но о глубине проблемы никто и понятия не имеет. В Боливии, где на площади в свое время вешали президентов, результатами Революции Достоинства в Украине довольны. Нам прямо говорят о том, что украинцы молодцы, потому что плохих руководителей нужно выгонять силой.

— Напоследок вопрос о кулинарии. Как вы едите всю эту экзотическую живность: пауков, тараканов, змей?..

Д.К.: — Интересный вопрос. Скажу честно: в работе продюсера такого проекта съесть таракана — это самая простая задача. Когда ты найдешь малоизвестное племя, переводчика, договоришься о встрече, о съемках, поселишься там, организуешь приезд и попросишь, чтобы старейшина племени по древнему рецепту поджарил на открытом огне какого-то таракана — съесть его проблем не будет. У меня логика такая: если местные люди это едят, то я тоже смогу.

— Александр, Дмитрий на камеру работает, обязан есть экстравагантные блюда. Вы его морально поддерживаете?

А.Д.: — У меня все значительно проще. Я все это жадно съедаю просто потому, что голодный. Я ем абсолютно все, хоть и не на камеру. (Улыбается.)

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ