На текущей неделе стало известно, что Государственный департамент и Министерство обороны США договорились о выделении как минимум $40 млн на борьбу с иностранной пропагандой и дезинформацией, которую финансируют, как указывается, «отдельные государства».
Два ведомства подписали меморандум о взаимопонимании относительно перевода средств на антипропагандистскую и антидезинформационную деятельности американскому Центру глобального взаимодействия (Global Engagement Center, GEC), работающему при Госдепе. Как сообщают СМИ, средства поступят в специальный фонд поддержки проектов по разоблачению и борьбе с пропагандой и дезинформацией.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
На получение средств смогут претендовать общественные, негосударственные организации, производители медиаконтента, исследовательские институты и другие частные и государственные структуры, как американские, так и зарубежные. «Мы были бы счастливы получить заявки от любой группы, которая разделяет нашу преданность борьбе с дезинформацией», — цитируют СМИ заместителя госсекретаря по вопросам публичной дипломатии и государственным делам Стива Гольдштейна.
Центр глобального взаимодействия был основан в 2016 году для борьбы с исламистской пропагандой. Однако позже его мандат расширили для того, чтобы он мог противодействовать пропаганде и дезинформации, которую финансируют и другие государства. СМИ отмечают, что Россию прямо не называют, но обозреватели ждут, что противодействие деструктивной деятельность РФ в информационной сфере теперь является одной из основных задач центра.
Кроме бюджетных ассигнований, на борьбу с пропагандой и дезинформацией будут направлены и средства из негосударственных источников. Как сообщил Гольдштейн, часть из $40 млн выделил частный сектор. «Это финансирование является критически важным для обеспечения того, чтобы мы могли продолжать отвечать на злоумышленное влияние и дезинформацию и чтобы мы смогли привлечь глубокие партнерские отношения с нашими союзниками, Силиконовой долиной и другими партнерами в этой борьбе», — сказал Гольдштейн. По его словам, меры по противодействию иностранному влиянию должны в дальнейшем реализовываться «не только в сдерживающем, но и в наступательном ключе».
СТАНДАРТЫ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Деятельность США в сфере противодействия информационным угрозам кардинальным образом отличается от шагов Европейского Союза. В Вашингтоне считают, что антиамериканская пропаганда и дезинформация является угрозой национальной безопасности, и потому этим вопросам теперь занимается Министерство обороны.
В Брюсселе смотрят на эту проблему по-другому, с точки зрения защиты ценностей свободного мира и демократии, в смысле соблюдения стандартов журналистики и качества медиа. Поэтому европейский «аналог» американского Центра глобального взаимодействия (GEC) — Рабочая группа по стратегическим коммуникациям (StratCom), которая создана Европейской службой внешних действий, — сосредоточена на опровержении фейков, то есть реагирует на общеизвестные и уже совершенные информационные атаки, не пытаясь их предупредить. В Рабочей группе по стратегическим коммуникациям работает в несколько раз меньше сотрудников, чем в GEC, она получает в несколько раз меньше финансирования, и к тому же нет сведений, что StratCom получает поддержку со стороны оборонных ведомств стран ЕС.
...Недавно я была на одном эфире вместе с известной активисткой «стопфейкового» движения в Украине. Во время передачи я пыталась объяснить, что опровержение неправдивых новостей — это неисчерпаемая задача для тех, кто хочет противодействовать распространению пропаганды и дезинформации. После эфира я сказала откровенно — работа по опровержению фейковых сообщений является чрезвычайно важной, необходимой, ...но «сизифовым трудом».
Отрицать ложь и искажения в материалах медиа можно бесконечно, но это никак не мешает авторам неправдивых новостей продолжать их придумывать и распространять. А если принять во внимание, что аудитория проектов «стопфейк» в десятки, сотни, тысячи раз меньше, чем количество зрителей, слушателей и читателей пропагандистских медиа, то эффективность работы «конвейера опровержений» выглядит еще более сомнительной. Но такая деятельность полностью устраивает европейцев, которые таким образом с дезинформацией (якобы) борются, и свободу слова никоим образом не ущемляет.
ВСЕ — НА БОРЬБУ С ФЕЙКАМИ
Украина, которая страдает от российской агрессии, пытается расширить инструменты противодействия враждебному влиянию в информационной сфере. Это и запрещения российских СМИ и социальных сетей, и депортация российских пропагандистов — то есть действия, которые считают жизненно необходимыми для защиты национальной безопасности Украины, но вызывают негативную реакцию на Западе.
Недавно ЕС в очередной раз обсуждал свою стратегию в сфере противодействия пропаганде и дезинформации.
В конце февраля на конференции в Брюсселе ученые, журналисты и медиаэксперты обсуждали, что нужно сделать, чтобы пропагандисты, фабрики троллей и боты перестали искажать действительность.
Но снова, как и раньше, в фокусе — лишь «антифейковая» активность для защиты демократии. «Ложные новости могут даже угрожать нашим ценностям как демократического общества, — цитируют СМИ еврокомиссара по цифровой экономике Марию Габриель. — Поэтому так важно привлекать к процессу как можно больше людей и пытаться найти решение».
Ожидается, что Еврокомиссия обнародует свои планы по противодействию фейковым сообщением в ближайшие месяцы. Но уже сейчас можно спрогнозировать, что основные усилия будут сосредоточены на повышении медиаграмотности аудитории и повышении качества журналистики.
ЕЩЕ НЕ ХОЛОДНАЯ ВОЙНА, НО...
Пока неизвестно, какие именно меры поддерживают Соединенные Штаты в рамках усиления антипропагандистской и антидезинформационной деятельности. Раньше, во времена Холодной войны, в 1980-х, в США работала т.н. Рабочая группа по противодействию активным мероприятиям (Active Measures Working Group). Эта структура анализировала советские «активные меры», прежде всего (!), дезинформацию и пропаганду, и предлагала варианты противодействия. К работе группы были привлечены не только представители Министерства обороны, но и ЦРУ, ФБР...
Пока до возвращения полномасштабного противостояния с «империей зла» еще далеко. Впрочем, какие-то шаги «из прошлого» за океаном уже осуществлены. В отличие от европейцев, которые не идут дальше словесной критики российских пропагандистских структур типа RT (экс-Russia Today), в прошлом году американское Министерство юстиции заставило российский государственный телеканал RT зарегистрироваться в качестве «иностранного агента». Процедура состоялась согласно «Акту о регистрации иностранных агентов», или FARA. Данный закон был принят в США накануне Второй мировой войны, в 1938 году.
«Акт о регистрации иностранных агентов», несмотря на название, направлен не против шпионов или агентов иностранных разведок, а против людей и организаций, которые по заданию и при финансовой поддержке других стран пытаются влиять на формирование общественного мнения в США. Главным образом имелась в виду нацистская Германия, которая тогда усиленно пыталась повлиять на общественность Америки для противодействия вовлечения США в войну.
Теперь, через 80 лет, «антигитлеровский закон» — который с тех пор, правда, значительно смягчили, но все равно это тот же закон, — применяется против России.
На что еще готовы пойти американцы, чтобы защититься от деструктивного информационного влияния со стороны иностранных государств, мы сможем узнать, когда будет известно, на какие именно проекты пойдут 40 млн долларов. Впрочем, если принимать во внимание опыт прошедших времен, то о большинстве запланированных и реализованных мероприятий по противодействию «активным мероприятиям» «отдельных стран» нам даже не расскажут, а намекнут, в лучшем случае лишь спустя много лет. Например, снимут о таких специальных операциях Голливудский фильм.