Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Абсолютный киношедевр

Почему фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков» стал камертоном для украинского киноискусства с середины 1960 годов
4 сентября, 2015 - 12:00

Пятьдесят лет назад, а именно 4 сентября 1965-го, в киевском кинотеатре «Украина», что в самом центре столицы, состоялась незабываемая, драматичная премьера фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Лента была создана на киностудии им. Александра Довженко по одноименной повести Михаила Коцюбинского — к 100-летию со дня рождения классика украинской модерной литературы.

Фактически за неделю до премьеры «Теней забытых предков», а именно 26-28 августа 1965 года, начались первые аресты украинской интеллигенции после кратковременной идеологической «оттепели» в СССР.

В целом были арестованы 25 активных членов украинского национально-освободительного движения и вызваны на допросы сотни людей. Молодые украинские патриоты в разных уголках Украины стали на путь противостояния имперской власти, они писали и распространяли через самиздат острые публицистические материалы, что напугало режим, который боялся развертывания политической борьбы за украинскую независимость.

И именно на премьере «Теней...» несколько смельчаков, среди которых Иван Дзюба, Василь Стус, Вячеслав Чорновил, Иван Светличный, решили выразить протест против репрессий власти и открыто сделали это, призвав зрителей осудить режим.

Впоследствии «Тени забытых предков» стали правдивым художественным киновзрывом, который донесся до зрителей в разных уголках мира. Особое же впечатление картина произвела на кинематографистов.

Помню, каким неожиданным для меня стало свидетельство звезды американских боевиков Чарльза Бронсона, который рассказывал, как режиссер Сэм Пекинпа, прославленный ревизионист вестерна, рекомендовал ему «Тени...» как образец абсолютного кино. В свою очередь, Эмир Кустурица пять лет назад назвал фильм Сергея Параджанова лучшей картиной, снятой в мире.

Уже в следующем после выхода ленты на экраны, 1966-ом, году в польском журнале Ekran было напечатано: «Это один из самых удивительных и утонченных фильмов, которые приходилось нам видеть в последнее время. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и воображения, достоверности и фантазии. Воображению Параджанова, кажется, нет пределов. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на коне под красным зонтиком и с полуобнаженными ногами, брутальность похоронного ритуала с обмыванием умершего тела и сцена оргиастических забав в финале. Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на трагедию личности».

«Тени забытых предков» — это преисполненная живописной кинопоэтики история жизни, любви и смерти Марички и Ивана, гуцульских Ромео и Джульетты. Лента погружает зрителя в невероятную стихию народного бытия в его верованиях и обрядах, в его драматизме и совершенстве.

Фильм Сергея Параджанова стал камертоном для украинского киноискусства с середины 1960 годов. Он положил начало уже упомянутой, а впоследствии разгромленной кормчими коммунистами как «реакционной» и, очевидно, «националистической» школе Украинского поэтического кино, которая подарила ряд выдающихся экранных произведений.

В начале 1970-х, вместе с разгромом школы на идеологическом уровне, очередная волна репрессий — под разными, часто надуманными поводами — накрыла и причастных к созданию картины и ее премьере в 1965 году. В тюрьму, в частности, попали Сергей Параджанов и Иван Дзюба.

А сам фильм был фактически запрещен в Украине — его нигде нельзя было демонстрировать и видеть. И уже во времена идеологических послаблений в Советском Союзе в конце 1980-х запрет сняли.

Не знаю, кто «дал добро», но как-то двух студентов кинофакультета — меня с приятелем-однокурсником — декан отправил в областной кинопрокатный архив, где хранилась одна из копий ленты. Мы ее и привезли в нескольких тяжелых яуфах рейсовым троллейбусом № 20 к факультетской кинопроекционной, одному из корпусов Киево-Печерской лавры.

После чего на факультете начался нескольконедельный, практически непрерывный киносеанс — именно так «Тени забытых предков» возвращались к украинской кинохудожественной и культурной жизни.

Можно сказать, что для создания «Теней забытых предков» счастливо сложились звезды. Безусловно, движителем всего процесса была художественная и жизненная энергия карнавального и жаждущего к познанию неизвестного ему мира Сергея Параджанова, рожденного в Тбилиси армянина, который учился режиссуре в Москве у Игоря Савченко, практиковался на съемках его «Тараса Шевченко» и приехал на родину мастера творить новое кино.

Параджанов собрал вокруг себя лучших — молодых и отчаянных художников, среди которых оператор Юрий Ильенко, художник Георгий Якутович, композитор Мирослав Скорик, художница по костюмам Лидия Байкова, актеры Лариса Кадочникова, Николай Гринько, Иван Миколайчук, который затем стал иконой украинского кино, и другие, указанные и неуказанные в титрах картины.

Ведь кино — это искусство коллективное. И Параджанов называет полноправными соавторами ленты и гуцулов села Криворивня, в окрестностях которого снимались «Тени забытых предков». Кстати, там же Михаил Коцюбинский написал и свою повесть.

Сам Сергей Параджанов отмечал: «Все, что вы видите на экране, было в действительности. Так, как плачут гуцулы, никто не может плакать. Это был год жизни, прожитый у очага, у источника вдохновения. Это необычный край, который надо познавать и изучать во всей его обворожительности».

Не только зрительный пластичный ряд, но и музыкальный стал среди главных компонентов образной структуры фильма «Тени забытых предков». Композитором выступил молодой, 26-летний, Мирослав Скорик, который знал «карпатскую тему», скажем так, с рождения.

Гуцулов-музыкантов подбирал именно Скорик. И их возили в Киев, записывали в павильоне. А еще нужно было записать трембиты... Дело в том, что поэтический рефрен картины — это три пастуха, появляющиеся в переломных моментах сюжета. Рыдание их трембит придает событиям надлежащую эмоциональную окраску, подчеркивает колорит легенды.

Так вот, под открытым небом записать звуки трембиты было чрезвычайно трудно, практически невозможно. Поэтому Параджанов десять музыкантов вместе с трембитами едва запихнул в самолет и привез в Киев.

Вообще, в фильме, кроме трембиты, звучат распространенные в Карпатах инструменты — сопилка-денцивка, флояра, коза, дрымба. Песни, мелодии свадебных музык, уже упомянутые причитания, колядки и щедривки. До этого ни один украинский фильм не знал такого богатства звуковых составляющих, которые создают особенную и целостную звуковую философско-эстетичную концепцию.

«Тени забытых предков» находятся среди тех удивительных фильмов, которые не теряют с течением времени своей культурной, общественной, художественной, сугубо кинематографической актуальности. Имеем признаки абсолютного шедевра.

Смотрите программу «Аргумент-кино» и бессмертную классику «Тени забытых предков» Сергея Параджанова в ночь с 6 на 7 сентября в 00.50 на телеканале «1+1».

Владимир ВОЙТЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ