Инфографика в современном обществе — мощный тренд. Однако в Украине качественный визуальный контент чаще потребляют, чем продуцируют. Интернет-шутники рисуют разве что так называемые мемы, чтобы развлечь себя и «виртуальную тусовку», а вот до серьезных интерактивных проектов ни у общества, ни у государственных учреждений руки пока что не доходят.
Пока в развитых странах инфографику повсеместно используют для отчетности, придания огласке принятых законов, предвыборной агитации и даже в военном деле, в Украине лишь несколько медиа-компаний и общественных организаций ведут политику открытых данных. Преимущественно визуализации данных не учат и на соответствующих факультетах украинских вузов. Исключением являются разве что авторские курсы молодых специалистов, которые уже сегодня осознают настоящий вес «говорящей» информации.
О перспективах развития визуальных медиа «Дню» рассказал один из создателей науки об инфографике, автор книги The Functional Art, американский специалист Альберто Каиро. Он с 2012 года преподает в Школе коммуникации Университета Майами, возглавляет программу визуализации Центра компьютерных наук этого университета и является постоянным спикером самых влиятельных мировых лекториев по современной журналистике и медиа-дизайну. Недавно со своим мастер-классом он посетил и Украинский Католический Университет во Львове.
«День» как медиа-платформа, которая последовательно развивает рубрику «Инфографика» на своем сайте, поинтересовался у Альберто Каиро, каких изменений ждать обществу от информационной эпохи, как воспитать в себе медиа-грамотность и эффективно противостоять пропаганде.
— Вы увлеклись инфографикой в начале девяностых. Тогда искусство визуализации данных еще не пользовалось особым спросом. Как случилось, что вы обратили внимание именно на это — теперь уже прогрессивное направление журналистики?
— Во время обучения в университете я думал, что стану радийщиком. Всегда во время практики стажировался на местных волнах — читал в студии вечерние новости. Однако последний академический год я не слишком усердно занимался учебой, в результате в практике на взлелеянном в мечтах радио мне отказали. К счастью, один знакомый профессор знал, что я с подросткового возраста интересовался комиксами и умел немного рисовать, поэтому он познакомил меня с редактором небольшой местной газеты, которая искала интерна с хотя бы приблизительным представлениями о графике. К статьям, которые писали штатные журналисты, нужно было создавать графики, таблицы, диаграммы... Я не знал об этом ничего, но старшие коллеги давали советы, поощряли, а когда дело касалось иллюстраций к их материалам, мы делали инфографику всей редакцией. Спустя некоторое время у меня начали получаться самые простые вещи, а затем я увлекся и осознал, что хочу сделать визуализацию данных делом своей жизни. В настоящее время инфографика — это мейнстрим, почти в каждой эффективной стране специалисты из абсолютно разных сфер пользуются ею.
— В своей книге The Functional Art вы отметили, что инфографика — вещь бытовая, простой в использовании инструмент, который поможет справиться с самыми разнообразными вызовами повседневной жизни. Что вы имели в виду?
— Во время регистрации в социальных сетях все мы бесстрашно делегируем вычислительным системам терабайты личной информации, отвечая на, казалось бы, банальные вопросы: как нас зовут? сколько нам лет? где мы живем и чем занимаемся? Система навигации отслеживает, где и как часто мы бываем. Таким образом, каждый человек имеет свою виртуальную историю. Свои истории имеют и места: например, учебные заведения, спортивные клубы, больницы и т. п. Анализируя эти истории и упорядочивая их с помощью инфографики, каждый человек может дать себе ответы едва ли не на любые вопросы: где сшить свадебное платье, как экономнее отдохнуть, когда безопаснее загорать на пляже. Приведу пример. Когда мы с семьей переехали в Майами, я не знал, в какую школу лучше отдать своего ребенка. Решил почитать на сайтах школ об общей успеваемости. Но этого оказалось мало. Поэтому я упорядочил данные и сделал сравнительную графику средней успеваемости по чтению и математике разных школ. То, что пряталось под баллами и оценками, стало прозрачным. После этого я исследовал, какие школы являются фаворитами в отдельных районах, изобразил графически закономерности между успеваемостью конкретных школ и уровнем социально-экономического развития этих районов. Да, конечно, я уделил этому занятию целый вечер. Но куда отдать ребенка после этого — не сомневался. Инфографика за меня сделала выбор.
— В свое время вы создали первые онлайн-курсы по вступлению к визуализации данных. Недавно интернет-ресурс Техасского университета в Остине анонсировал еще одну онлайн-програму, которая будет касаться инфографики. Какая цель ваших интерактивных лекций?
— Если посмотреть на мои первые работы, а это начало девяностых, они являются абсолютно никудышными. Я потратил достаточно много времени, чтобы научиться делать сухие данные и цифры понятными, эстетически привлекательными и «говорящими» с аудиторией и обязательно запоминающимися. Все принципы этого дела я познавал путем проб и ошибок, поэтому главная цель всех моих курсов — сохранить время людей, которые решили овладеть инфографикой и визуализацией. Вначале каждому нужен наставник. Вы можете смотреть на график и думать, что он выполнен безупречно, но если поставить несколько вопросов, например: «Насколько целостно он отображает реальную ситуацию?», «Остаются ли у вас вопросы относительно освещенной темы?», «Не искажает ли автор инфографики пропорцию цифр?», вы сами в тот же миг осознаете все недостатки и преимущества инфографики. Я верю, что то, чему я учился около семи лет, можно вложить в двухмесячный курс. Поэтому с участниками курсов мы учимся обнаруживать визуальные пробелы в чужих наработках, совершенствовать неудачную инфографику, производить свой контент и наконец критически его осмысливать.
— Сегодня, после Революции Достоинства, мы все являемся свидетелями того, как создается модерная украинская идентичность: национально сознательная, готовая претендовать на место в ЕС и бороться за свою независимость. Как с позиций инфографики украинской власти, СМИ и обществу эффективнее вести диалог с международным сообществом, чтобы быть услышанными в своих стремлениях и рвениях?
— В современном мире как журналисты, так и политики производят информационный продукт, который распространяется с помощью медиа. Мой главный совет для всех — при любых обстоятельствах не лгать. Ведь когда идет речь о количестве погибших солдат, гектарах освобожденной территории, отчетах о потраченных средствах и реформах государственного аппарата, абсолютно везде есть пространство для манипулирования, искажения, полуправды и даже обычной халатности относительно данных и их презентации. В настоящее время в мире есть специалисты, которые безошибочно заметят такие вещи, лишь бросив взгляд на «странную» или «подозрительную» инфографику, которыми часто пользуются для представления информации, и обязательно все проверят и выяснят. Вот, например, у меня есть конкретные доказательства того, что Россия лжет. Это доказанный факт, объявленный публично, поэтому РФ может больше не рассчитывать на доверие международных лидеров. Она будет долго еще нести имиджевые потери, а сегодня это является очень серьезным последствием даже для влиятельной страны с серьезной репутацией. Поэтому, чтобы противостоять пропаганде, украинское общество, власть и СМИ должны строить свою риторику на фактах и доказательствах, проверенных и основательных, а это и есть — главные принципы визуализации.
— Как вы думаете, какие перспективы развития имеет инфографика? Неужели действительно — будущее за визуализацией?
— Я не считаю себя человеком, который хорошо делает прогнозы. Однако уже сейчас становлюсь свидетелем диффузии многих ранее классических и абсолютно постоянных специальностей. Я и журналист, и дизайнер, и ученый, сегодня в этом нет ничего странного. Все мы на периферии, потому что это не сложно — рисовать в Adobe Illustrator или в Infogram, в Data или Wrapper, а раньше в это было невозможно поверить. Мой знакомый журналист Джонатан Кон из американского журнала The New Republic однажды задержался в редакции, потому что хотел дописать статью. Дизайнеров уже не было, поэтому он решил сделать инфографику самостоятельно, первый раз в жизни. Он вбил в Google: «Как просто и бесплатно сделать инфографику?» А затем нажал на ссылку и сделал. Перед тем, как отдать свое творение в печать, Кон сбросил изображение инфографики в Twitter; я и несколько других людей покритиковали, посоветовали, что изменить. Я, например, только потому, что мне очень понравилась его статья, предложил изменить колористику. Кон прислушался, доработал и полноценный иллюстрированный материал вышел. Раньше бы под ним стояли три фамилии: журналиста, дизайнера и программиста. А теперь только одна. В этом я и вижу будущее: в конвергентности, скорости и рационализме.