За девять лет существования телеканала ICTV (именно 15 июня впервые в эфир вышла «звезда телевидения Украины») у его штурвала сменилось несколько команд. Последнея смена руководства состоялось в сентябре прошлого года. Новая команда во главе с генеральным директором канала Александром Богуцким, сформированная на базе телекомпании «Уличное телевидение», свою работу сосредоточила на информационном блоке вещания. Если ранее «главным» поставщиком рейтингов на ICTV были американские сериалы для детей, то сейчас наиболее привлекательным продуктом канала стала информация. На вопросы «Дня» накануне неюбилейной даты отвечает Александр БОГУЦКИЙ.
— Ваша команда пришла на ICTV в сентябре прошлого года с намерением сделать «маленькую революцию». Вы разработали новую сеть вещания, предложили новую концепцию информационных программ — и надеялись на большой успех у зрителей. Как вы теперь оцениваете результаты усилий команды?
— Изначально успех ICTV был сформирован тогда, когда девять лет назад он стал первым негосударственным независимым телеканалом в Украине. А сейчас только национальных негосударственных телеканалов пять — и много каналов, которые развиваются — городские и т.д. Я на самом деле считаю, что наша команда сделала определенный прыжок в истории ICTV и рейтинги нашего телеканала выросли в 5—10 раз. Если ранее средний рейтинг мог быть 0,2— 0,5, то сейчас — 1,5—2 — и уже этим можно гордиться. Но много работал и менеджмент других каналов, что также способствовало увеличению нашей аудитории. Сейчас мы достигли сбалансированной сети вещания, для чего в самом начале сезона мы позволили себе эксперементировать с ней. Мы сняли с эфира сорок программ и запустили 12 новых, и сегодня, после девяти месяцев работы, можно говорить о взвешенной сетке вещания, которая имеет достаточное количество программ собственного производства и учитывает интересы различных аудиторий. Осталось работать над качеством.
— Как по вашему мнению, ICTV должен состояться как бизнес-проект ( это вы подчеркивали девять месяцев назад) или он будет оставаться инвестиционным проектом?
— Без сомнения, это удачный инвестиционный проект, и логика этих инвестиций понятна. Общий рынок рекламы в Украине — 35 млн. долларов. Рынок соседней Румынии — 100 млн. долларов, при чем в Румынии живет 10 млн. населения. Население же Украины составляет около 50 млн., и понятно, что объемы рекламного рынка имеют тенденцию к росту. Сопоставление этих цифр свидетельствует в пользу украинского телевизионного рынка в ближайшей перспективе. Украинский телеканал, который имеет часть аудитории, составляющую пять- семь процентов населения, в условиях рынка получит минимум пять-семь, возможно, и больше миллионов долларов в год. Кроме того, коммерческий успех таких торговых марок, как «Корона», однозначно свидететельствует о том, что рынок формируется. Т.е. — со стабилизацией рыночных отношений в нашей стране инвестиционный проект под названием ICTV постепенно может преобразоваться на прибыльный бизнес-проект.
— Известно, что сейчас происходят определенные процессы на каналах ICTV, СТБ, Новом — приходят к менеджменту новые люди, несколько меняются приоритеты... Какое будет логичное развитие этих событий?
— Месяц тому назад по нашей общей с Александром Ткаченко инициативе состоялось несколько рабочих встреч руководителей телеканалов СТБ, ICTV, Нового, Интера, ТЕТ, а также радиостанций «Наше радио» и «Доверие». Тогда мы договорились о формировании объединения руководителей всеукраинских ТРК, которое бы занималось лоббированием общих документов. Примеров для этого более, чем достаточно. Например, Закон «О государственной поддержке СМИ» предусматривает, что техника, которая ввозится для собственных производственных нужд, не облагается пошлиной. Вместо этого, в этом же Законе в заключительных положениях отмечено: «Кабмину в течение трехмесячного срока подать в ВР для утверждения соответствующие изменения, которые должны быть внесены соответственно в этот Закон». Кабмин в ВР никаких изменений не подал и все оборудование, которое мы ввозим в Украину, облагается пошлиной. Более того — мы предварительно договорились о том, что каждый участник объединения имеет право «вето», которое будет гарантировать ценность принятых решений для всех участников.
— Удовлетворены ли вы проектом «Свобода слова», как он будет развиваться далее? Кем заменят ведущего новостей В. Флярковского, который ушел с канала?
— Проект «Свобода слова» дает возможность сочетать в одной программе не только мнения его авторов и ведущих, но и мысли гостей. Если сначала гость был только один, то теперь в каждой программе мы имеем возможность наблюдать за определенным столкновением интересов: теперь гостей в студии двое — и, как правило, с противоположными точками зрения. Таким образом, уменьшается достоверность ошибки в обсуждении того или иного вопроса. Другое дело, насколько неделя богата событиями, может ли она быть представлена темой, которая отвечает общественному интересу в этот момент. Количество же звонков зрителей во время интерактивного опроса в программу «Свобода слова» демонстрирует, что отдельные наши программы имеют не меньший отзыв, чем программы на «больших» каналах. Относительно развития программы, то оно зависит от ее авторов — Дмитрия Киселева и Николая Княжицкого, это не проект канала, это исключительно авторский проект. Что же касается Владислава Флярковского, то у него завершился контракт на сотрудничество с телеканалом ICTV. Сейчас он получил приглашение возглавить службу новостей на телеканале «Культура» в России. Сотрудничество с этим журналистом стало школой для его молодых украинских коллег. Планируем, что новости отныне будет вести Дмитрий Киселев.
— Как ваш канал планирует участвовать в парламентских выборах?
— Наш канал был бы заинтересован в создании специальных форматов, которые бы прокручивали саму идею выборов. Разъяснение механизма выборов является наиболее реальным шагом к демократии. Поэтому, считаю, наш телеканал будет иметь такую программу. Если Центральная избирательная комиссия инициирует подобный проект, то мы будем тем каналом, который бесплатно предоставит ему эфирное время, более того — телеканал сам будет финансировать проект, связанный с разъяснением механизма выборов, но — с консультациями ЦИК.
Однако для того, чтобы сделать специальную программу, которая бы помогла избирателю сориентироваться в программах партий, участвующих в выборах, нужно найти человека, который сможет эту программу сделать. Если нам удастся выдумать какую-то оригинальную идею, связанную с политическими партиями, то мы ее реализуем. Если же не будет идей — мы попробуем провести эту тему через уже существующие программы — «Факти. Докладно», «Свобода слова», новости.