Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр НАЗАРОВ: Когда у Нелли зашкаливают эмоции, она переходит на грузинский язык

11 января, 2008 - 00:00
КАДР ИЗ СЕРИАЛА «АТЛАНТИДА»

До появления в эфире «1+1» сериала «Атлантида» зрителям было очень сложно отделить актрису Нелли Уварову от персонажа «Не родись красивой» Кати Пушкаревой. Но новая многосерийная драма об учительнице географии, в один миг потерявшей свой призрачный рай (почти как ушедшая под воду Атлантида), изменила положение дел. И в новом 2008 году на «1+1» второй сезон «Атлантиды» вместе с командой ее создателей не устают демонстрировать новую грань актрисы — предельно драматическую. А поскольку команда у сериала та же, что и на «Пушкаревой», сложнее приходится вдвойне. Впрочем, режиссера телехита «Не родись красивой», а ныне креативного продюсера «Атлантиды» Александра Назарова это вовсе не пугает.

— Александр, не вы ли были инициатором идеи пригласить на главную роль в «Атлантиде» Нелли Уварову?

— Действительно, это я подсказал такое решение. Увидел интересную роль для Нелли. Я пришел в проект не с самого начала, меня пригласили, когда проект уже какое-то время работал. Но как раз в момент моего появления пылали дебаты — кто же будет играть главную роль.

— И вы сразу решили, что это будет Уварова?

— Нет, не сразу. Когда посмотрел сценарий, понял, что, конечно, ключевую роль в таком сериале должна играть звезда, это приятней и для зрителя, и для продюсера. Есть внятный манок. Понятно, что мы перебирали какое-то количество артистов, способных сыграть. Уварова сначала не приходила в голову.

— Почему?

— Потому что существуют описания персонажей, согласно которым, главной героине Вере около тридцати лет с небольшим. Уварова — младше, она даже не рассматривалась. Я попросил принести мне списки всех артисток от тридцати до сорока, чтобы найти героиню. А потом... Уварову я знаю давно — в этом году мы с ней отмечали десятилетие нашего знакомства. Ровно десять лет назад, в 1997 году, я пришел преподавать во ВГИК на курс Тараторкина, где училась Нелли Уварова. Она только что закончила школу, ей было семнадцать лет. Так получилось, что я помню то, что некоторые даже и не знают, — девочку с сильным грузинским акцентом. Когда у нее зашкаливают эмоции, она переходит на грузинский язык. Все-таки детство в Тбилиси провела.

— Ей приходилось от него избавляться?

— Актерами становятся не те, кто талантлив, а те, кто трудолюбив. С этим делом у Уваровой все в порядке. Поэтому она отделалась от акцента и последствий грузинского детства за год. Заговорила очень чисто. Соответственно, если Нелли сейчас 27 лет, я сперва не рассматривал эту актрису. Но с другой стороны — я понимал, что Нелли такая индивидуальность... Когда мне предложили проект «Не родись красивой» как главному режиссеру, я сказал, что согласен, потому что знаю, кто будет играть. И сразу сказал, что это — Нелли Уварова. Потом был честный кастинг, просто в конечном счете, я убедил всех и убедился сам, что это — Уварова. Почему? Потому что у нее очень хорошая фактура, которая позволяет ей играть все: красавицу, невзрачную, девочку... А может она сыграть, практически не гримируясь, тридцатилетнюю? Может. Она универсальная. Я сейчас сделаю одно сравнение, которое должно, в принципе, Нелли польстить. Это как фактура Михаила Чехова — человека, который, начиная с 18 лет, играл стариков и одновременно — Гамлета. Он был как бы никакой внешне. У него великая роль в фильме «Человек из ресторана», где ему, наверное, было лет 30 с небольшим, а он играл у Протазанова старика. И ничего лучшего в своей жизни я не видел. Не хочу старить Уварову, просто хочу сравнить. Наверное, еще послужило основной причиной то, что хотя у Нелли в жизни нет опыта материнства, но в ней живет настоящая женственность, не вульгарная, которая сейчас в моде, а настоящая. Вот она — женщина. И в этой ситуации она очень легко становится на экране, на сцене матерью. И когда я понял, что это — Уварова, то тут же пропали все сомнения.

Уварову можно и в шахту запихнуть, можно и в Достоевского. Для артиста это — комплимент. Для артиста это счастье, когда у него нейтральная внешность. Если есть еще и талант, то он на многое способен. Вот у меня, например, не нейтральная внешность. Изначально, когда учился в театральном, было ясно, что вот Назаров — это характерный артист. Гамлета ему не играть. Кого играть? Ну, Полония. Так до него еще дожить надо. Это лет 50 должно исполниться. Как обидно! А вот про нее такого не скажешь. Джульетту — пожалуйста, Офелию — может, Гертруду — без проблем. Любую роль. Вот как Евгений Миронов.

— Наверное, для Нелли «Атлантида» — шанс стать для зрителей не только Пушкаревой?

— Это кардинальное изменение привычного для нее амплуа, привычного для зрителя. Почему опять Уварова — потому что она не только хорошая артистка и очень яркая личность.... Еще когда я в школе работал, в какой-то момент понял: если ты умный человек, то неважно, сколько тебе лет. Уварова — изначально мудрый человек. Я не говорю о жизненном опыте, который не дай Бог всем нам: Тбилиси в самые страшные годы — ни света, ни газа, ничего... В принципе — беженка: просто родители снялись, приехали в Москву к родственникам. Жизненный опыт — не самый благополучный. Хотя абсолютно благополучной с точки зрения семьи, я знаю Неллину семью. Это счастье жить в таких семьях, с такой мамой, с такой сестрой. Это изначально счастливая семья. И она изначально мудрый человек, и когда даже была «Не родись красивой», мы с ней говорили перед началом съемок. Я говорил — вот перед тобой большая задача. Ты должна по большому счету сменить героиню современности. Что такое героиня современности? Дело в том, что все девяностые годы нам демонстрировали, что главная героиня — это проститутка. Это женщина, которая должна знать — кому, за сколько, когда и как дать. И тогда ты — хозяин мира. Такая легенда насаждалась. А теперь попробуем противопоставить другую историю. Некрасивая девочка, но умненькая, вдруг совершенно лишена экономического мышления, хоть и экономист. У нее нет задачи владеть кем-то, хозяйствовать, у нее задача — служить. Ну, так устроен человек, так ее научили родители. И теперь вот — в мир, который сошел с ума от своего экономического мышления, надо принести нормальное. Твоя героиня будет красивой, богатой, но не потому, что она к этому стремилась. Потому что она выбрала очень верную позицию. Позицию служения. Она изначально пришла в мир с вопросом — кому и чему я буду служить: какой идее, какой фирме, какому человеку. И вот это очень правильная позиция. Я говорю: если это прозвучит хоть как-то, это будет очень здорово. У нас был такой разговор. И так как это полюбили дети — для меня, для нас — это было самым главным результатом. Значит, фальши не было, значит, какое-то количество детей будут жить в этой стране с другой установкой: Катя Пушкарева — это хорошо, а Вика Клочкова — это плохо. Надо быть умной, нужно кого-то любить.

Светлана ЦЫБАНЕВА, Мария ЖЕЛЕЗНЯК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ