Сегодня, 22 января, свой 50-летний юбилей отмечает опытный телеменеджер, генеральный директор «1+1 Медиа» Александр Владиславович Ткаченко. Медиа-группа «1+1» после Революции Достоинства одной из первых показала планку, к которой должно стремиться украинское телевидение. «День» неоднократно писал о важных для страны проектах: программах «Храбрые сердца», «Голос страны», «Голос. Дети», сериалах «Гвардия», «Слуга народа», «Последний москаль», политическом шоу «Право на власть» и других, которые пытались продемонстрировать качественно новый уровень телепродукта.
В нашей традиционной рубрике «Звонок имениннику» возможность поздравить Александра Владиславовича мы использовали в качестве повода поговорить о первых результатах запрета российских сериалов, достижениях канала Ukrainian Today и личных и профессиональных планах юбиляра на будущее.
— После запрета российских сериалов «1+1» первым призвал ТВ продуцировать свои ленты. Скоро канал покажет сериал «Хозяйка» производства «1+1 продакшн». До сих пор еще в интернете активно обсуждают «Слугу народа» и другие премьеры 2015-го. Каких кино-сериальных премьер стоит ждать зрителям «1+1» в 2016-м году?
— В этом году фактически вся праймовая линейка сериалов на «1+1» будет украинского или совместного производства. То есть вы практически не увидите ни одного закупленного или сделанного не в Украине или без участия Украины сериала. Выделять что-то конкретно я бы не хотел, но, бесспорно, нас очень радует, что вернутся как минимум два сериала — «Последний москаль» второй сезон и «Слуга народа». Также ожидаются знаковые для нас телепремьеры. Одна из них — четырехсерийный сериал, снятый по бестселлеру «Век Якова». Это первая попытка постичь историю Украины на протяжении 100 лет в телевизионной форме.
— Когда, по вашим прогнозам, собственным продуктом удастся полностью заполнить нишу, которую занимают российские сериалы?
— Если говорить о том, что было раньше, и том, что мы видим сейчас, то можно утверждать, что на замену российским сериалам уже пришло много чего украинского производства. И не только на канале «1+1», но и на канале «Интер», на канале «ICTV». Это и местные истории с местным колоритом, артистами и так далее. Такое замещение происходит активно и сегодня, в отличие от двух лет назад, когда сериалы, произведенные в России, составляли львиную долю, чуть ли не 90—95%, эта доля уменьшилась до 25—30%.
— В марте будет год, как действует закон о запрете российских фильмов. Как можете оценить эту дату: что удалось, а что нет — если говорить о масштабах всего отечественного ТВ?
— Если вы имеете в виду не запрещение российских фильмов, а ограничение использования российских фильмов, произведенных после 2014 года, то есть первые признаки, о которых мы говорили — относительно украинских сериалов. И единственное, что смущает — что один из игроков на телевизионном рынке продолжает пренебрегать законом, манипулировать датами выхода сериалов в эфир и показывать сериалы, произведенные очевидно после 2014 года.
— Запущенный в августе 2014 года «Плюсами» новостной международный вещатель UkraineToday стал прецедентом на украинском ТВ. Оправдал ли вещатель на первом этапе ваши ожидания? Как медиагруппа будет развивать канал дальше? Чувствуете ли хоть какую-то поддержку государства?
— Это был своеобразный призыв еще в апреле 2014 года после оккупации Крыма рассказать в первую очередь европейскому и американскому зрителю, что на самом деле происходит в Украине и что на самом деле происходит в странах восточной Европы. Мы не ожидали многих подводных камней и скал, которых не было видно во время запуска нашего корабля в плавание, но это хорошая школа понимания того, с насколько неоднородным зрителем-читателем нам приходится сталкиваться и насколько все же пустила свои корни кремлевская пропаганда в западном мире. Но это хороший большой опыт. К сожалению, сотрудничество с государством в виде минстеця не сложилось. За государственные средства было решено производить практически аналогичный продукт, как UkraineToday, но, к сожалению, худшего качества, и мы, честно говоря, не понимаем, кто является зрителем канала UkrainianTomorrow, в отличие от UkraineToday. Только мы с нашим зрителем общаемся напрямую, знаем, кто он, и можем посчитать количество миллионов наших зрителей.
— Уже в первый день нового года часть медиасообщества буквально набросилась на «1+1» с обвинением в цензуре. Речь идет о «сокращении» праздничного поздравления от Петра Порошенко. В «Дне» вышла статья под заголовком «Новогодняя неслучайность, или Нужно ли использование в праздничную ночь телеэфира как инструмента политической пропаганды?» Как сегодня оцениваете эту критику, ведь речь идет не только о Новом годе, но и о других традиционных «просьбах» власти по поводу и без предоставить эфир?
— Честно говоря, я вообще впервые за все время работы на телевидении столкнулся с ситуацией, что к традиционному поздравлению президента была присоединена еще нарезка кадров, в которых был своеобразный отчет президентской администрации за прошедший год. В нем были перепутанные кадры как деятельности самого президента, так и сбитого турецкими ППС российского самолета. Нам показалось это неуместным, и мы решили оставить новогоднее поздравление Президента, но уберечь нервы зрителей от созерцания политической агитации в новогоднюю ночь. Однако это подтолкнуло к большой дискуссии, потому что в принципе это постсоветский синдром, когда в одно и то же время на всех каналах идут либо обращение, либо фильмы, либо какие-то передачи, потому что можно сколько угодно оправдываться тем, что у нас беспокойное время и всем нужно донести точку зрения руководства государства до своих граждан, но все же нужно отходить от истории, когда все каналы выстраиваются по стойке смирно и выполняют политические заказы сверху. Это не говорит о том, что мы не будем показывать политобращения с новым годом, но очевидно, что нужно подумать, в какое именно время это уместно.
— Вопросы относительно проблем медиа часто не удается как следует продискутировать, потому что нет мощной и солидарной для этого платформы. Ставите ли целью сделать обновленную «Телекритику» главным аналитиком рынка СМИ? После того как команда Н. Лигачевой ушла, кое-кто предположил, что сайт не будет работать. Сегодня он работает, ищет новые форматы. Какую цель видите в нем?
— Дело в том, что невозможно повторить то, что делала команда Лигачевой. У них был своеобразный призыв борьбы за свободу слова для того, чтобы поддерживать свободные медиа во время, когда это было необходимо. На мой взгляд, после Революции Достоинства дискутировать по поводу того, что у нас нет свободы слова, уже неуместно, и команда Лигачевой решила делать свой новый проект. Мы же считаем, что «Телекритика» может сосредоточиться не только на критике телевизионного эфира, на выявлении каких-то элементов появления цензуры или нарушения журналистских стандартов, но и на проведении анализа телевизионного и кинорынка как такового. Это большой пробел, и об этом мире мы узнаем преимущественно из таблоидов, а не из аналитики.
— С каким настроением и планами встречаете день рождения?
— Вы знаете, у меня появились новые цели. Это очень приятно. Хотя я не осознаю, сколько еще лет до их реализации. Но тот факт, что у меня есть мечты и хочется их исполнить, меня очень радует, и я это буду делать.