Об Андрее Охримовиче известно, что он родом с Волыни (но уже давно живет в Киеве). В журналистской среде его знают по авторским программам на «Радио «Свобода». Участникам литературного процесса и читателям Охримович известен, в частности, как автор поэтической книги «Замкнутий простір». А зрителям Первого Национального с недавнего времени — как ведущий и соавтор исторической программы «Далі буде...». По словам Андрея Охримовича, уже само название программы говорит о том, что историю остановить невозможно. Он уверен — украинская история была, есть и «далі буде». История, которую каждому украинцу необходимо знать и помнить. Что же до событий прошлого Украины, которые еще надо переосмыслить и исследовать, то их хватит не на один масштабный телепроект. Конечно, у каждого проекта, посвященного украинской истории, — свои цели. У его авторов — свои видения и трактовки. Но если есть возможность сравнить те или иные версии — рождаются собственные выводы. «День» обратился к Андрею Охримовичу, как человеку, который сегодня непосредственно занимается историческим просвещением граждан телевизионными средствами, с предложением поделиться своим видением роли и места украинской истории в нашем обществе.
— Пан Андрей, сегодня в эфире украинских телеканалов появляется немало проектов, посвященных нашему историческому прошлому. К какой аудитории вы апеллируете? Как вы считаете, насколько удобен для изучения истории «календарный» принцип построения вашей программы?
— Отличие от других в том, что «Далі буде...», прежде всего, — национальный продукт. Мы стараемся подать объективный и непредубежденный взгляд на историю Украины. Относительно аудитории... Она умственно-активная. Независимо от возраста.
— Одна из основных проблем заключается в том, что говорить об украинской истории сегодня довольно сложно. Спорны исторические источники, люди с разными политическими взглядами и убеждениями. Как вы находите выход из этой ситуации? Чем руководствуетесь, если отбираете события для передачи и какими историческими источниками пользуетесь?
— Готовя программу, мы советуемся со специалистами. И вдобавок программа имеет своего постоянного консультанта Ярослава Тинченко. История всегда была заангажированной. Таким себе инструментом в руках тех или иных политических сил. Мы не можем говорить о какой-то абсолютной объективности. Истина принадлежит только тому, кто владеет критерием истины. Кажется, кроме Господа Бога никто и никогда монополии на это не имел. Примером спорных моментов может послужить Кладбище Орлят во Львове или же вопрос признания ОУН-УПА воюющей стороной. Поляки думают одно, россияне другое, коммунисты тоже не равнодушны в этих вопросах. Но важно заявить сугубо украинскую позицию. Объективности стараемся достичь цитированием нескольких разных источников и представлением разных точек зрения. Выводы пусть делает зритель. Насколько удачно у нас это получается судить может только он.
— Сегодня популяризация исторического опыта минувших поколений абсолютно необходима для становления украинской политически сознательной нации. И, в первую очередь, такой популяризацией должны заниматься СМИ. Например, одна из стратегических линий «Дня» — полосы «Украина Incognita» и «История и Я», а с 2002 года еще и издание исторических книг. И на них существует большой спрос, а значит — историей интересуются. В чем, по вашему мнению, сегодня заключается актуальность исторических знаний для современного человека вообще и украинца в частности? И насколько готовы сейчас, на ваш взгляд, журналисты заниматься этим делом?
— Универсальным ключом в этом смысле есть фраза поэта Расула Гамзатова: «Кто в прошлое стреляет из пистолета, будущее в того выстрелит из пушки». Украинское общество более дезинформировано, чем проинформировано. Существует целое поколение, которое выросло на советских учебниках и брошюрках спецслужб. История там подавалась в искривленном или же в выгодном для СССР контексте. Украинская нация должна помнить, что существовала Запорожская Сечь, что украинец — это не просто тягловая сила. Украинец, прежде всего, — воин, поэт, мыслитель... Он может знать, что предки его были сильными людьми, умели бороться и с честью выходить из тяжелых и драматических ситуаций. Мы должны преодолеть комплексы неполноценности навязанные советской историографией и сегодняшними мастерами перекручивать факты. Разными способами нам доказывали и доказывают, что нас «не было, нет и быть не может». «Далі буде...» носит реанимирующую функцию. Украинец должен вспомнить, кто он и для чего он.