Какие любопытные личности будут населять новое шоу канала «1+1» — «Гарем», зрителю еще предстоит узнать. Но одна из них, безусловно, светлая, знаменитая и популярная некогда в роли телеведущего, сегодня руководит «Гаремом» за кадром. Продюсер телекомпании «ВИД» и продюсер нового риалити-шоу канала «1+1» Андрей РАЗБАШ ныне дирижирует гаремным парадом. Почти так же элегантно, изящно и бескомпромиссно, как и в кресле ведущего программы «Час Пик». О тенденциях современного телевидения, о перспективах развития реального ТВ и о любви Андрей Леонидович рассказывает газете «День»:
— В чем, по-вашему, основная идея шоу «Гарем»? Какую цель вы преследуете?
— В течение последних трех-четырех лет потихоньку, сначала исподволь, а теперь уже явно рождается новый тип телевидения. Когда-то, начиная, наверное, с фильма «Бегущий человек», пришла идея использовать в кино во многом более талантливую рабочую силу — простых людей. Теперь это докатилось до телевидения. Но люди всегда знали, что жизнь зачастую интереснее, непредсказуемее, иногда стильнее и изысканнее, чем ложь творческой фантазии. Поэтому проекты реального телевидения сейчас захлестнули самые большие, самые популярные, самые влиятельные телевизионные каналы мира. Я думаю, через несколько лет это уже станет консервативным, серьезным и очень популярным жанром, таким, каким когда-то были игровые шоу. Поскольку компьютерные игры и Интернет очень серьезно «откусили» зрителей у игровых телевизионных шоу, то маятник телевидения качнулся в сторону реальной жизни. Это здорово. «Гарем» — для меня это модель человеческих взаимоотношений мужчины и женщины. Не сексуальных, а именно человеческих. Ведь современные люди тотально одиноки. Они сидят в своих одиноких комнатах, и жизнь у них идет по замкнутому кругу. Из которого они не могут вырваться. Как справиться со своим одиночеством? Надо просто выйти к людям. Участники «Гарема» делают это. Предлагаемые в шоу обстоятельства, конечно, романтичны — Африка, экзотика, Индийский океан, солнце, пальмы, львы, слоны, жирафы. Но суть мужских комплексов и женских от этого не меняется. Это такая модель жизни, потому что мы проживаем каждый день, не понимая, на самом деле, что он ушел, и что он последний, что он первый из оставшихся тебе дней жизни. Поэтому сверхзадача проекта — дать позитивную модель взаимоотношений мужчин и женщин.
— Андрей, не кажется ли вам, что это, в некотором смысле, провокация, спекуляция на человеческих чувствах? Как вы относитесь к реальному ТВ в таком аспекте?
— Самое главное, как мне кажется, это то, кто этим занимается. У меня много информации о том, в каких нечеловеческих условиях жили участники шведского формата. Для девочек это была тюрьма. Это была искусственная жизнь, внутри которой были проблески настоящей. Мы, славяне, относимся к телевидению, как к средству передачи жизни, а не как к бизнесу. Для шведов это все-таки больше бизнес. Поэтому, я знаю, что шведский продюсер даже страдал от того, что его группы работали с людьми чрезвычайно жестко, ставя их в очень конкретные рамки производства. У нас тоже производство, у нас тоже расписание, у нас тоже определенная строгость, но мы даем неизмеримо больше воздуха людям для того, чтобы они чувствовали себя здесь людьми, а не марионетками в руках телевидения. Я думаю, это будет видно в результате. И у нас уже конфликты со шведской группой, поскольку мы нарушаем законы формата, вернее, организации его производства. Но мы сознательно нарушаем эти законы в пользу того, чтобы люди чувствовали себя по-человечески.
— Абстрагируясь от сверхзадачи, в этом шоу понятие «гарем» перевернуто — девушки поставлены в принципиально другие условия. Есть идея феминизма в этом? Почему именно женщины поставлены в привилегированное положение?
— С моей точки зрения, здесь нет никакой идеи феминизма, поскольку, мы всегда привыкли говорить, что женщины — это лучшая половина человечества. В этом смысле такое разделение на комфортное (у девушек) и некомфортное (у парней) существование абсолютно условно. Это, скорее, элементы шоу, чем какой-то жесткий принцип. Просто в жарком климате мужчинам лучше существовать такой вот командой робинзонов. В этом больше энергии, больше красок, лучше проявляются характеры. А женщинам, — поскольку они проявляются больше в разговорах, а не в действиях, — созданы комфортные условия. Мужчинам нужно действовать: обживаться, что-то придумывать для себя. Женщинам, — и в этом смысле женщины здесь царствуют — нужно больше говорить, общаться и принимать у себя этих мужчин.
— Чем будет отличаться наш «Гарем» от аналогичных шоу в других странах?
— Я думаю, что у нас проект будет гораздо более трогательным и разнообразным, чем тот сериал, который сделали шведы в прошлом году. Мы вкладываемся больше по производству, у нас больше выдумки, визуального вкуса. И мы не идем по шведской модели, когда для них стилизация под home video — это достижение. Визуальная культура на нашем телевидении, в среднем, выше. Ну просто из-за того, что отечественное ТВ пока щедро показывает западную и голливудскую продукцию, визуальная культура и запросы нашего зрителя выше. Поэтому мы делаем очень качественную картинку, успеваем ее делать, хотя это дико трудно. Конечно, но мы закладываем туда некоторое количество сценарных образных придумок, которые у шведов вообще отсутствовали. Шведы шли по очень простой канве: они очень жестко организовывали жизнь участников, делали аквариум, пускали туда рыбок и кормили их. И наблюдали за их действиями, в том числе, и за моментами спаривания, но выключали при этом свет. Мы стараемся делать так, чтобы проект во многом был художественным.
— Что будет самым интересным для зрителей в этом шоу?
— Люди, конечно, люди! Тут такие персонажи, тут такие девочки, тут такие мальчики! Просто очень сочные, очень яркие!