Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Апофеоз КВН»

10 января, 2004 - 00:00


Новогодняя телевизионная ночь 2003 — 2004 обнажила основные проблемы украинского ТВ. Во- первых, лишний раз можно было убедиться, что оно преимущественно — совсем неукраинское. Во-вторых, еще раз наглядно подтвердился тезис одного отечественного (и транснационального) телевизионного топ-менеджера относительно того, что массовая культура победила окончательно и бесповоротно, и спорить с этим не стоит. При переключении с канала на канал (украинский или российский) неизменно возникало ощущение, что на двух «атлантах» — Максиме Галкине и Андрее Данилко — держится все ТВ постсоветского пространства. Впрочем, это ощущение нередко возникало на протяжении всего минувшего года. Поэтому нет ничего удивительного, что просьба определить ТЕЛЕСОБЫТИЕ ГОДА-2003 и ТЕЛЕГЕРОЯ ГОДА-2003 вызвала у наших экспертов определенные затруднения.

Наталья ЛАВРИНЕНКО, старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины, кандидат философских наук:

— Ничего не могу сразу вспомнить. Впрочем, как известно, отсутствие результата — тоже результат. Поэтому могу сказать, что не было никакого телегероя на украинском ТВ. Все — в сером цвете. Я не могу вспомнить ни одного лица, которое бы мне запомнилось или произвело впечатление.

Правда, если говорить о развлекательных телевизионных передачах, то всегда с удовольствием (особенно в последнее время) смотрю «Караоке на Майдане» с Игорем Кондратюком. Кондратюк, по моему мнению, вообще является одним из самых цивилизованных журналистов: очень интеллигентный, профессионально работающий ведущий, который к тому же несет позитивную энергию телезрителям. Он делает очень важное дело — «выкапывает» певческие таланты по всей Украине. Как много в Украине прекрасных голосов! Насколько, по сравнению с ними, невысок уровень некоторых «звездочек», которых мы постоянно видим на телеэкране.

Михаил ВЕЙСБЕРГ, президент Украинской ассоциации издателей периодической печати:

— Я телевизор практически не смотрю — по ряду причин. Поэтому отдельное телесобытие выделить трудно. Иногда мне интересно наблюдать, например, за боксерскими боями. Когда несколько лет тому назад по отечественным телеканалам начали показывать профессиональные поединки, — это, безусловно, было событием. Ярким моментом этого телевизионного года был бой Виталия Кличко с Льюисом.

Если говорить о других впечатлениях человека, который смотрит телевизор нечасто, то я в какой-то момент обнаружил, что дети в течение почти всей субботы, переключая с канала на канал, в разных вариантах смотрят КВН. Такой вот апофеоз: КВН победил все! То ли другие юмористические передачи расписались в своем неумении удержать зрителя, то ли КВНщики отличаются чрезмерной жадностью, раздавая свою продукцию направо и налево.

Поразительная вещь (из отстраненных наблюдений) — продолжается показ сериала «Бедная Настя» («1+1»). При нарочито отвратительной игре складывается впечатление, что актеры приняли какие-то тормозящие таблетки, с трудом говорят и двигаются. Однако все сидят и смотрят это. Я поражаюсь, как ящик может превратить людей в автоматическую функцию: в определенное время надо включить, сесть и смотреть, независимо от того, интересно — не интересно, динамично — не динамично. Общее впечатление таково: если хочется развлечься, то соответствующие телевизионные программы найдутся, а вот политические, новостные передачи можно пропускать...

При этом ощущается, что ближе к выборам каналы-аутсайдеры начинают активизироваться: с целью поднять свой рейтинг закупают более хорошие фильмы, шоу. И в этом смысле телезритель выигрывает, поскольку имеет возможность увидеть что-то качественное.

Константин РОДЫК, главный редактор газеты «Книжник-ревю»:

— Память сама наталкивает на то, что ближе. Вспоминаю одного из экспертов акции «Книга года» — Юрия Макарова. Его программа «Документ» — в определенной мере новый формат для нашего ТВ — дает возможность анализировать актуальные проблемы, причем сталкивая резные точки зрения не только идеологически (в философском понимании), но и географически. Это, я считаю, первое событие и первый человек. Второе — как по мне, «Двойное доказательство» с Дмитрием Корчинским и Анатолием Борсюком. Это также очень удачный проект. Удачный именно постмодернистским подходом в понимании и интерпретации сквозь улыбку всего, что нас окружает. И если уж вспоминать подобные проекты, то это, конечно, проект Анны Безулик «Я так думаю». Каждая из этих программ имеет свой шарм.

Негативом является отсутствие на телеэкране заметного сериального движения. Некоторые каналы не могут позволить себе делать сериал даже на сравнимом с Россией уровне из-за низкой платежеспособности и небольшого пакета рекламных предложений. Это бросается в глаза — своего сериального продукта у нас почти нет, хотя некоторые каналы уже пытаются его делать.

Подготовила Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ