Гость в редакции «Дня» — генеральный директор группы «1+1 медиа» Александр Ткаченко. Актуальных вопросов к топ-менеджеру его уровня — более чем достаточно. От ситуации на рынке производства собственных телесериалов, в частности об украинских силовиках, востребованности такого продукта — до ответственности телевизора в подготовке «почвы» для войны. Ведь все эти годы персонажи типа Колесниченко, Царева и Корнилова не исчезали с центральных каналов. Где был «центр» принятия решений — кого приглашать в эфиры, а кого — нет? Понесет ли кто-то ответственность за «подогревание» сепаратистских настроений на украинских экранах и системное культивирование российского теле-фастфуда? И, наконец, как изменить искаженную телевизором систему ценностей?
Александр Ткаченко готов на эти темы говорить откровенно. Тогда как собственно к каналам, которыми он руководит, возникает менее всего вопросов. На протяжении последнего года «Плюсы» по крайней мере попробовали установить своеобразную «планку» на украинском телевидении: проекты «Право на власть», «Храбрые сердца», «Голос. Дети», «Светская жизнь» и др. по стилистике и содержанию полностью отвечают норме. Не менее важным является старт канала Ukraine Todey — современная платформа иновещания группы «1+1 медиа». Но начнем с актуального...
— На антимайдане в Москве в первых рядах шел Олег Царев. Его, как и еще ряд персонажей наподобие Колесниченко, Корнилова... мы регулярно видели в эфирах центральных каналов. Кто раскручивал этих персонажей на нашем ТВ? Где был этот «центр», который принимал решение, кого пригласить?
— К нам эти «эксперты» не ходили. Это точно. Поэтому, где принимали эти решения, я могу только догадываться. Наверное, существовал специальный политический план относительно того, кого из тех или иных персонажей приглашать гостями в эфиры центральных каналов, а кого — нет. В действительности таким образом с помощью телеведущих на бесконечных ток-шоу создавалась параллельная реальность. Вместо того, чтобы показывать и говорить о том, что в действительности и почему происходило в стране, ТВ создавало иной мир.
АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО: «ГОЛОС. ДІТИ» СДЕЛАН В АБСОЛЮТНО ЕВРОПЕЙСКОЙ МАНЕРЕ. ОН ПОКАЗЫВАЕТ, НАСКОЛЬКО ТАЛАНТЛИВО НАШЕ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ, НО СОВСЕМ ДРУГИМ ОБРАЗОМ — НОВЫМ, ШИКАРНЫМ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ / ФОТО С САЙТА ТЕЛЕКАНАЛА «1+1»
— Создатели этого «иного мира» сегодня должны понести ответственность, ведь, в сущности, во многом в разжигании войны виноваты медиа-менеджеры?
— Я думаю, что ответственность должна быть — и жизненная, и профессиональная. Конечно, я не специалист по уголовному кодексу, но те люди, которые это делали и которые параллельно внедряли «темники», — точно осознавали, что и для чего делают. Ответственность должна существовать. Более того — история должна знать своих «героев». Хотел назвать человека, который, с моей точки зрения, незаслуженно забыт. Был такой бывший губернатор Сумской области Юрий Чмырь. В последние дни января прошлого года, когда чрезвычайно обострилась ситуация на Майдане, он начал выполнять функцию... координатора информационной политики. Были у него попытки с нами говорить, он даже пытался внедрять нам «темники». Я с тех пор сохранил его номер в своем телефоне и несколько раз пытался найти этого персонажа. Многие журналисты ищут других героев, а я хочу сделать сюжет об этом, потому что товарищ Чмырь едва не стал новым цензором.
«ДО КОНЦА НЕ ПОНИМАЮ МАСШТАБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ИНФОРМАЦИИ»
— Почему Украина в последнее время информационно проигрывает? Свежий пример: неудовлетворительная организация трансляции обращения Президента по поводу объявления мира. Вы, в частности, заметили, что «1+1» о мероприятии стало известно за пять минут до начала.
— Мы разбирались с ситуацией, произошедшей с упомянутым обращением. Она действительно показательная. Я выступил с заявлением, потому что сразу заметил переложение ответственности с чиновников из Администрации Президента на медиа. Мол, именно СМИ виноваты в дезорганизации. Ответ простой — у нас много чиновников, которые разбираются в медиа или курируют эту сферу. Когда они собираются вместе на планерках — может произойти «сбой». Во власти все знают, что нужно делать и как правильно сотрудничать с журналистами, ведь у нас действительно как никогда «медийная» администрация. Однако в вопросе организации такой работы четкого правильного направления, стратегической координации действий по вертикали есть определенные недостатки. Знаю, что президент провел «разбор полетов», поэтому надеюсь, что в дальнейшем таких промахов не будет. «Плюсы» настроены только на сотрудничество.
— В декабре прошлого года в Украине создали Министерство информационной политики. Как опытный медиа-менеджер и руководитель медиа-холдинга оцените его деятельность?
— Трудно ответить, ведь, честно признаюсь, я до конца не понимаю масштабы деятельности этого министерства. То есть их виденья, планов, которые они будут реализовывать, конечной цели на выходе. Конечно, на подсознательном уровне я понимаю, что во время войны функции по упорядочиванию информационной безопасности, информационной политики в целом кто-то должен выполнять. Но сейчас трудно о чем-то говорить, ведь мы, кроме заявлений, которые уже звучали, ничего не видели.
— С августа 2014-го на территории Европы началось вещание канала Ukraine Today — первого украинского телеканала, который круглосуточно вещает на английском и будет ориентироваться за иностранную аудиторию. Как оцениваете первые результаты работы вещателя, который входит в вашу медиа-группу?
— Самое главное — канал начал работать. У него есть уже своя аудитория — это преимущественно жители стран западной Европы. Он также подключен к кабельным сетям в Италии и Великобритании. Вскоре будет в Германии, а еще немного погодя — во Франции. Кроме того, канал имеет стабильную аудиторию в Интернете. У нас есть серьезные планы относительно развития сети вещания и запуска новых дорожек для этого канала. Главный урок, который мы получили за это время, — канал очень ждут. Мы знаем, что в Западной Европе на него пытаются подписаться русскоязычные граждане. Российская пропаганда не может быть единственным источником информации для русскоязычных граждан Европы. И они сами этого не хотят.
Это же не пропагандистская Russia Today. Недавно, находясь за рубежом, я смотрел российское ТВ. Помню программу «Время» с советских времен и хочу сказать, что у меня было дежавю. Они оперируют не фактами, тем, чем пытается оперировать украинские медиа, в том числе наши Ukraine Today, а выдумками. Они создают другую реальность. Украине же важно донести миру, в частности Европе, ту информацию, которая отвечает действительности, которая рассказывает о том, что в действительности происходит в нашем государстве, в частности на Востоке.
У нас задачи заниматься пропагандой не было и не будет, ведь мы с самого начала не могли превратиться в украинскую версию Russia Today.
— Кстати, на протяжении месяца Министерство информационной политики Украины запустит телеканал иновещания Ukrainian Tomorrow. Об этом на днях заявил Юрий Стець, добавив, что канал будет иметь ограниченное финансирование. Насколько оправдан шаг создания такого государственного канала? Не лучше ли объединить усилия?
— Мы говорили об объединении усилий с паном Юрием, и я первым предлагал это делать. Думаю — это очевидно. Уже существует канал Ukraine Today, он имеет свою аудиторию. Почему прозвучала идея создания еще одного канала с весьма оригинальным названием Ukrainian Tomorrow — не знаю. Вероятно, как всегда, там, где два украинца, три гетмана. Но, говоря образно, просто произойдет распыление усилий. Впрочем, искренне желаю, чтобы у них получилось сделать современный интересный канал.
— Как-то вы сказали, что надо реформировать сознание украинского общества. А какова роль в этом процессе ТВ?
— Украинское ТВ, слава Богу, уже не является советским ТВ. Оно не может пропагандировать. Оно может и должно продуцировать программы, которые в той или иной степени отвечают европейским ценностям. Мы уже полгода бьемся над тем, чтобы ограничить доступ российского продукта, по крайней мере военной тематики, на украинский экран — соответствующий закон был принят лишь недавно, хотя он еще даже не подписан. Это — первые шаги, которые надо было предпринять уже давно. Если бы мы не потратили это время на дискуссии, уже сегодня в эфире было бы несколько украинских сериалов. Ведь на протяжении этих месяцев мы продолжали тратить средства на импорт российской продукции! Если бы мы направили хотя бы половину этих денег (а это — около 300 млн долларов ежегодно) на собственный продукт, можно было запустить серьезное отечественное производство. Группа «1+1 медиа» сейчас работает над созданием около десяти новых сериалов. Три из них выйдут в эфир уже в этом году. Необходимо создать правила, которым будут следовать все. В Украине существует закон о 80 % европейского продукта в эфире, но он не выполняется — не хватает одной строки, в которой было бы выписано, что означает «европейский продукт». То есть первый шаг — производство сериалов. И мы это делаем. Второй шаг — достаточно успешный проект «Голос. Діти», который сделан в абсолютно европейской манере. Он показывает, насколько талантливо наше молодое поколение, но совсем другим образом — новым, шикарным, эмоциональным. Это то, что мы можем делать кроме информационных передач, где мы тоже проявляем высокую активность.
«МЕДИА ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖАТЬ ИНИЦИАТИВУ «Дня»
— На дискуссии в рамках проекта «Культура vs Пропаганда» вы сказали: «Почему россияне хотят забрать у нас Владимира Великого и Ярослава Мудрого? Потому что без них их история будет начинаться со времен Золотой Орды». Действительно, Россия активно использует историю в политических целях, в частности и для обоснования своего права на украинские территории. Как, с вашей точки зрения, на эти вызовы должно реагировать медиа-сообщество? Какие проекты на историческую тематику планирует в этом году «1+1»?
— Работа над созданием европейских ценностей в Украине — это и работа над смыслами, в том числе и историческими. Когда мы говорим о Киевской Руси, очевидно, что создание книжек, фильмов, передач, документальных проектов, дискуссий на эту тему — неотложная проблема. Киевская Русь — это и есть Украина. Это легенда (в хорошем понимании), которой можно гордиться. От Киевской Руси идут истоки демократических элементов уклада, которым подражала в дальнейшем Украина. Работы здесь — огромный пласт. Мы давно думали над созданием проекта под условным названием «Святослав» — о киевском князе, который стал легендарной личностью. У нас есть и проект относительно одной харизматичной исторической личности в истории средневековой Украины XVII—XVIIІ вв. Мы работаем. Но мы, как производители, конечно, имеем ограниченные возможности.
— «День» уже много лет реализует проекты на историческую тематику. Ежегодно мы выбираем историческую фигуру или событие, которому посвящаем ряд мероприятий. Ранее газета объявляла Год Шевченко, Год князей Острожских. 2015-й мы объявили Годом Ярослава Мудрого. Мы считаем, что эта инициатива могла бы стать общенациональной.
— Абсолютно с вами соглашаюсь. Медиа должны подхватить эту инициативу. «Плюсы» однозначно готовы вас поддержать и даже создавать общие проекты. Необходимо больше продуцировать контента на историческую тематику, которым будет гордиться Украина. Если в этом плане мы будем солидаризироваться, то здесь дискуссий будет значительно меньше. Я слежу за историческими проектами «Дня» и благодарен за то, что газета делает такое важное дело. Думаю, что ваши проекты могут стать общенациональными не только с точки зрения нашей поддержки, но и с точки зрения поддержки других медиа.
ВСКОРЕ ЗРИТЕЛИ СНОВА УВИДЯТ «ХОРОБРІ СЕРЦЯ»
— В прошлом году «1+1» не первым ли на ТВ вывел настоящих украинских героев на авансцену, запустив проект «Хоробрі серця». Сотни тысяч зрителей практически рыдали у экранов своих телевизоров. Почему проект был приостановлен?
— Мы фактически создаем новую историю, новое время, новые мифы — в хорошем смысле этого слова. Поэтому мы и взялись за этот проект. Но после нескольких эфиров поняли, что многим трудно воспринимать контент такого рода. Не с точки зрения эмоционального переживания этих историй, а в определенной степени ощутима попытка отстраниться от происходящего вокруг. Проект хотя и получил достаточно большой отзыв от населения, но, признаюсь, не был с заоблачными рейтингами.
— Вы коротко анонсировали, что «Хоробрі серця» не свернули и вскоре проект продолжит работу, «переехав» на «2+2». А когда стартует второй сезон и с каким ведущим?
— Да, этот проект переходит на другой канал и будет в немного другом формате, но он будет продолжать существовать, ведь мы считаем невозможным приостановить его в принципе на этот период времени. Для нас он внутренне очень важен, это наш выбор, наша позиция как медиа. Он будет выходить с тем же ведущим Ахтемом Сеитаблаевым, поэтому вскоре зрители опять увидят «Хоробрі серця». «2+2» больше ориентирован на мужскую аудиторию, поэтому нам кажется, что продолжение проекта на этом канале является достаточно естественным явлением.
«МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ ВАЖНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА СЕРИАЛОВ»
— Закономерно, что во времена войны на каналах доминирует негатив. Но нельзя полностью отказываться от качественного позитивного контента...
— Позитивный контент действительно нужен. Это не обязательно передачи о детях. Это и сериалы, о которых мы уже говорили, — мелодраматические, комедийные, созданные в Украине. Они дают намного больше возможностей опираться на свою «почву», ведь украинцы видят на экранах собственных героев, собственные истории... Но программа «Голос. Діти» для меня особенная. Над программами, посвященными талантам детей, мы и дальше будем работать. У нас было шоу «Мій малюк зможе», у нас есть в планах еще один проект. Думаю, коллеги с других каналов тоже будут это делать. Но еще раз подчеркиваю — мы недооцениваем важность отечественного производства сериалов.
— Сегодня под предлогом свободы слова и «баланса мнений» в эфиры продолжают приглашать сепаратистов. Это преподносится как альтернативная точка зрения. На фоне этого недавно разгорелась дискуссия относительно присутствия на ТВ программы «Шустер LIVE». Вместе с тем «1+1» — один из немногих общенациональных каналов, на котором ее никогда не было. Какова ваша позиция относительно присутствия в эфире подобных ток-шоу при нынешней ситуации?
— Здесь очень тонкая грань. Что касается конкретных высказываний Максима Шевченко в эфире — в принципе, да, это некстати. С другой стороны, иная точка зрения должна присутствовать в Украине. Не знаю, в каком виде — как цитаты или в другой форме. Иначе ситуация может стать аналогичной той, которая имеет место в России. Мы не можем пускать в эфир призывы к свержению территориальной целостности Украины или оскорбления на национальной основе. Но если речь идет о дискуссии, то такая дискуссия должна в известной мере существовать.
Действительно, сейчас активно обсуждается вопрос о «Шустер LIVE», об экспертах, которые туда приходят... Скажу так: я бы не брал их в эфир точно. Но этот вопрос надо разделить на два. Первый касается налаживания диалога с собственными гражданами. Другой — давать ли в эфир точку зрения такого рода «экспертов». Я считаю, что это недопустимо. Эта ситуация создает много других вопросов, заставляет нас задуматься над намного более важными проблемами, существующими в обществе. В частности относительно того, как нам сегодня правильно выстраивать коммуникацию.
— Относительно ток-шоу. В своей колонке главный редактор «Дня» Лариса Ившина отметила, что лично для нее одним из первых признаков опасности для медиа-свободы стало закрытие вашей программы «Післямова». «Это была тогда вполне конкурентная программа и серьезный прорыв. А после таких вещей программы начали «сдуваться», угасать, ведь выразительно показывали «маркеры» — куда можно, куда нельзя...» — написала она. Чем для вас лично была «Післямова» и этот период профессиональной биографии?
— «Післямова» в известной степени стала центром создания какой-то новой журналистской среды. Там работали опытные журналисты, такие, как Ольга Герасимьюк, Владимир Скачко, и совсем молодые в то время журналисты с первого-второго курсов университета, такие, как Андрей Шевченко или Захар Бутырский и др.
Я благодарен тому периоду, ведь люди могли работать по ночам, часто без денег — все верили, что создают что-то новое. Но время проходит. Я благодарен Ларисе Ившиной за приятное воспоминание о программе «Післямова», но мой урок относительно Tkachenko.ua показал, что дважды войти в одну реку невозможно. Тем более если ты еще и руководитель медиа. Невозможно посвящать себя одновременно двум важным делам. Именно поэтому собственную передачу не планирую, но создавать возможности для других — да.
«СТАТЬ ПОЛНОЦЕННЫМ БИЗНЕСОМ СМИ СМОГУТ НЕСКОРО»
— После Майдана общество в Украине изменилось. Оно подняло определенную «планку». Можно ли это сказать о ТВ? Другими словами — переключая наши каналы, можно заметить победу Революции Достоинства?
— Сложный вопросик (улыбается. — Авт.) Думаю, что нет. Революция Достоинства украинского ТВ еще впереди. Дело в том, что революция должна прежде всего состояться в сознании, в системе ценностей людей, занимающихся телепродуктом. Эти процессы идут, но мы увидим их результаты на экранах только тогда, когда новый подход, европейские стандарты победят не только декларативно, но и в действительности. На телевидении работает большое количество самодостаточных людей, которые уважают собственный выбор и свободу других. Убежден, что они будут продвигать новые проекты, идеи и подходы, в частности и отечественное производство сериалов и все остальное, что позволит нам строить Европу дома.
— Медиа-эксперты сегодня много говорят об информационных войнах внутри Украины, о том, что группы «1+1 медиа» и Inter Media Group передают друг другу в эфире непонятные «приветы». Имеет ли это место в действительности? Допустима ли, с вашей точки зрения, информационная война внутри страны в условиях реальной войны?
— Могу отвечать только за себя и свои каналы. В нашем эфире мы оперируем только фактами. Да, мы можем их эмоционально подавать. В наших проектах, информационных программах, публицистических жанрах существуют, конечно, дискуссионные точки зрения относительно многих личностей, но мы, по крайней мере, информационные войны не развязывали и не поддерживаем их. У нас есть своя информационная политика, базирующаяся только на одном принципе: факты превыше всего.
— Не секрет, что для большинства владельцев медиа-активов в Украине СМИ — только приложение к основному бизнесу, которое используется с целью влияния на власть и повышения собственного имиджа. При каких условиях, с вашей точки зрения, медиа и, в частности, телеканалы смогут стать полноценным самостоятельным бизнесом?
— Боюсь, что стать полноценным бизнесом медиа смогут нескоро. Хотя в значительной степени — это моя мечта. Медиа как бизнес, который стоит на собственных ногах и сам себя обеспечивает, имеет намного более здоровый ход мыслей всех своих сотрудников. Все понимают, от чего они зависят. Касательно «отбеливания» имиджа — это не к нашему акционеру. Он — полностью самодостаточный человек. В действительности медиа всегда и во всех странах в той или иной степени, бесспорно, влияют на ход политических и других событий. Это, несомненно, есть. Но опять таки — мы оперируем фактами. Без них работать мы не можем.
— Когда «Плюсы» начали активно поднимать тему «дела Гонгадзе» в «Українських сенсаціях», в проекте «Право на владу», в сюжетах «ТСН» участники программ делали сенсационные заявления. Тем не менее соответствующего резонанса в медиа и обществе не было. Почему, по-вашему, журналисты сегодня будто отстраняются от дела десятилетия?
— Мы будем держать это дело в центре нашего внимания, поскольку сейчас, когда происходит суд на Пукачем, — у нас есть едва ли не последняя возможность расследовать его справедливым образом. Меня удивляет, что многие журналисты, в том числе те, которые сделали себе имя на этом деле, сегодня ведут себя несколько иначе. Они находят время на «ланчи», но не находят времени на расследование этого дела. Еще мне странно слышать, когда коллеги с некоторых других каналов спрашивают, почему мы взялись за это дело, и видят в этом какие-то непонятный подтекст. Коллеги, если вы в действительности думаете то, о чем говорили раньше по поводу «дела Гонгадзе», приглашайте наших экспертов к себе в эфир и общайтесь с ними. Никто же не запрещает. Расследуйте этот вопрос так, как считаете нужным. Но расследуйте. Нельзя замалчивать это дело, ведь отсчет многих вещей, которые происходили в украинской журналистике, связан именно с этой трагической историей. Если оно не будет расследовано в полной мере, не будут названы фамилии преступников, это в дальнейшем будет создавать негативный прецедент. Если же расследование состоится, это станет иммунитетом для многих процессов на многие годы вперед. Кстати, мы говорили на эту тему с генеральным прокурором Украины паном Виктором Шокиным. Приятно, что он назвал «дело Гонгадзе» — делом своей чести.