Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Бизнес-план» для украинского ТВ?

Приемлем ли американский опыт развития кабельных сетей для нас
28 мая, 2004 - 00:00


Украинские специалисты давно говорят о необходимости стремительного прорыва в области услуг кабельного ТВ. Но чтобы быстрее двигаться вперед, неплохо знать, как будет петлять дорога. Не так давно президент Всеукраинской ассоциации операторов кабельного телевидения и телеинформационных сетей Владимир АЛЕКСЕЕВ побывал с ознакомительной поездкой в Соединенных Штатах Америки, интересовался структурой и управлением американских кабельных сетей в Вашингтоне, Нью-Йорке и Толидо (штат Огайо), и теперь со знанием дела может говорить о перспективах Украины в этой области. А возможности, которые предоставляют кабельные сети за океаном, могут поразить воображение наших, пока неискушенных зрителей.

КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ ДЛЯ ОДНОЭТАЖНОЙ АМЕРИКИ

— Как давно существует кабельное ТВ в США и как сильно оно отличается от нашего?

— Кабельные сети в Соединенных Штатах возникли в конце 1940-х годов. У американцев даже существует притча, повествующая о некоем фермере, дом которого находился на возвышенности, поэтому он мог принимать сигналы многих эфирных компаний. А его соседи, жившие в низине, были этой возможности лишены. Тогда он от своей антенны протянул к ним кабель — так и возникли американские кабельные сети.

Примерно до начала 1970-х годов в США функции кабельных сетей были аналогичны нашим нынешним — они представляли собой большую систему коллективного приема населением эфирных и спутниковых каналов. Но за прошедшие годы американцы ушли далеко вперед, их сети давно стали многофункциональными, и любая компания, владеющая этими сетями, предлагает доставку программ телевидения, телефонные услуги, доступ в Интернет, т.н. «видео на заказ», возможность проведения телеконференций, совершение покупок, дистанционное обучение, медицинскую теледиагностику, доступ к базам данных библиотек и т. д. Как видно, трансляция телепрограмм — всего лишь ОДНА ИЗ функций этих сетей. Причем по мере развития кабельных сетей доля телевидения неуклонно уменьшается. Один-единственный кабель, приходящий в квартиру, способен представить абоненту широчайший спектр услуг связи.

Меня, в первую очередь, интересует, как применить опыт страны, далеко обогнавшей нас в этой сфере, к современным украинским реалиям. Я благодарен коллегам из Национальной кабельной и телекоммуникационной ассоциации США за то, что они не скрывали своих наработок. И взглянув на наши проблемы как бы из будущего, в котором находится США, можно самим не набивать шишек и не делать лишних шагов. Сейчас состояние наших кабельных сетей соответствует уровню развития кабельной отрасли США 1960 х — начала 1970-х годов. Причем не столько в техническом плане, сколько в организационном и функциональном. А ведь использование в полной мере возможностей кабельных сетей — один из самых перспективных и малозатратных путей информатизации Украины.


— А если оценить этот бизнес взглядом аналитика?

— Сейчас кабельные сети США охватывают свыше 108 млн. домохозяйств, доход кабельных компаний составляет порядка $50 млрд. в год, есть крупные и мелкие компании, но при этом 10 операторов предоставляют 90% услуг. Наибольший оператор обслуживает около 22 млн. абонентов, то есть примерно пятую часть от общенационального числа. Как я уже сказал, сейчас кабельные сети США предоставляют широчайший спектр услуг. При этом как-то язык не поворачивается назвать эти услуги дополнительными. В этих сетях скорее кабельное телевидение и доставка телепрограмм стали дополнительной услугой. И в общем-то понятно, почему термин «кабельное телевидение» в отношении таких сетей специалистами в США практически не применяется. Кабельная сеть в США — это многофункциональная система, которая хороша не только тем, что абоненту удобно получить весь спектр услуг от одного поставщика, но и устойчивостью этой системы к коммерческим рискам, конкурентоспособностью.

— А что из себя представляет сегодня типичная кабельная компания в Америке?

— Думаю, именно такой является, например, компания «Buckeye Cable System». Находится она в городе Толидо, штат Огайо. В ее пакете программ — 94 аналоговых канала, есть также и цифровой сектор, — всего около 240 каналов. Скорость передачи данных очень высокая — 256 килобит в секунду. Кстати, после посещения этой компании для меня развеялся один из мифов о кабельных сетях. Как известно, у нас «кабель» преимущественно охватывает районы многоэтажной застройки, что легко объяснимо: провести кабель в подъезде и подключить к нему 30-40 квартир гораздо дешевле, чем подключить целый квартал в 30-40 домов. А вот у американцев кабельными сетями в большинстве своем соединены одноэтажные дома.

«Buckeye Cable System» существует с 1965 года, обслуживает 220 тысяч домов в Толидо и еще 40000 домов в графстве Эри, что в 100 километрах от города. 30 тысяч абонентов компании имеют скоростной доступ в Интернет. Также компания «Buckeye Cable System» предоставляет «видео на заказ»: существует банк данных видеоматериалов, куда пользователь может зайти и за определенную плату (4 доллара) посмотреть нужный ему фильм, передачу и т.д. Стоимость оборудования для обеспечения такой услуги — один миллион долларов. Но установить оборудование, аналогичное американскому, и при этом окупить его в украинских реалиях просто невозможно. Иначе, чтобы его окупить, придется взимать нереально высокую плату.

— В Америке ТВ чаще смотрят с помощью «тарелки» или принимают по кабелю, как в Киеве?

— По статистике около 20% населения США принимают программы спутникового телевидения, очень незначительна доля приема эфирного ТВ, а в основном в американские дома телепрограммы приходят именно по кабелю. В зоне действия «Buckeye Cable System» всего 9% абонентов принимают спутниковый телевизионный сигнал, остальные отдали предпочтение кабелю. А создание кабельных сетей — это прерогатива местных властей в штатах, которые руководствуются федеральным законодательством. Кабельная компания и местные органы власти заключают т.н. франшизное соглашение, в котором оговариваются местоположение сетей, их строительство, платежи, особые условия, как-то: доступ общественности к эфиру, обязанность обслуживать местные органы власти, — передавать, например, экстренные сообщения или предоставлять бесплатно свои услуги школам и библиотекам.

«ТЕЛЕМУСОР» НЕ ПРОЙДЕТ

— Насколько известно, в Америке нет государственного ТВ. А как люди узнают о позиции властей?

— Государство ни в коей мере не регулирует перечень и содержание программ в кабельных сетях. Мы задавали нашим американским коллегам вопрос: что было бы, если бы они включили в пакет, скажем «Аль- Джазиру», — но они, похоже, даже не поняли подоплеки вопроса. По их мнению, если в какой-то местности США большой процент мусульманского населения, там вполне может распространяться и «Аль-Джазира». Только в том случае, если федеральный суд примет решение, что какой- либо спутниковый канал угрожает национальной безопасности, его могут удалить из сети. Но это чисто гипотетический вопрос, реальных случаев они не знают.

— А как телевизионная демократия осуществляется на практике?

— Без проволочек. Вот, например, маленькая компания в городе Арлингтоне, с бюджетом 750 000 долларов. Ее задача — обеспечить доступ населения к эфиру. Что это значит? Например, житель данного города может прийти в эту компанию и заявить, что считает ту или иную проблему общественно значимой, и о ее существовании должна знать широкая общественность. Ему выделяют технику, с этим человеком проводят подготовительные занятия, затем производятся съемка, монтаж, и передача выходит на отдельном канале кабельной сети.

Лицензируется же только то, что связано с частотным ресурсом, который является государственной собственностью. Согласно Первой поправке к Конституции, никакого контроля за программным наполнением (или контентом) нет и быть не может. Наполнение того или иного канала формируется в зависимости от предпочтений абонентов.

Но есть ограничение, которое американцы определяют одним словом —«нецензурность». Я был в Вашингтоне, Нью-Йорке, Денвере, Толидо, просматривал разные программы. И ничего похожего на то, что, скажем, показывают у нас по некоторым сетевым каналам, я не видел. Непонятно, откуда наши телевизионщики берут тот телемусор, которым нас пичкают под видом европейской и американской культуры. Да, в США есть каналы, ориентированные на определенную часть населения и демонстрирующие откровенное порно, но, во- первых, они идут в закрытом режиме, во-вторых, исключительно по подписке, и в-третьих, — эту подписку человек может оформить только по предъявлении документа, подтверждающего, что ему исполнился 21 год. Как эта ситуация разительно отличается от нашей: то, что в США получает только «озабоченная» часть населения, у нас вываливается на всех без разбора. И при этом наши фарисеи, не решаясь что-либо возразить украинским эфирщикам, имитируют негодование и борьбу за общественную нравственность, предъявляя претензии не к производителям программ, а к кабельным операторам, которые, повторяю, сами программ не производят, по сути выполняют роль телеантенны и только доставляют потребителю телесигналы других телекомпаний, имеющих соответствующие лицензии.

— А как решается у них проблема соблюдения авторских прав?

— Действительно, одним из больных вопросов украинской кабельной отрасли является проблема авторских и смежных прав при обеспечении доступа абонентов к телепрограммам. То есть от наших кабельных операторов требуют отчислений за трансляцию программ не только телеканалу (что совершенно естественно), но и повторного отчисления авторам, произведения которых включены в программу телеканала и с которыми сам телеканал уже рассчитался. Но украинские кабельные операторы в соответствии с законом о телекоммуникациях являются связистами, сами продукта не производят и доставляют не ими произведенный продукт абоненту. Поэтому нас очень интересовало, как же решается вопрос авторских прав в США. Нам ответили: «Конечно же, платим! Ведь кабельные операторы создают свои собственные программы, включают в них произведения авторов». — «А если вы берете программы у других телекомпаний, например, Си-Эн-Эн, Эн-Би-Си?» — «Конечно, мы платим компаниям». — «А авторам?» — «На каком основании? Мы же уже заплатили телекомпании за ее программу, а уж ее дело — расчет с авторами!».

В отношениях между вещателями и кабельными операторами многое зависит от того, является ли канал популярным, раскрученным. Малоизвестный канал может сам доплачивать оператору за размещение в сети, а рейтинговый, как правило, берет деньги за свои программы. Бывает, что сначала канал запускается бесплатно, а потом, став популярным, становится платным для оператора.

ИСКУССТВО ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ

— Надеюсь, вы там «пошпионили» и выяснили, собираются ли американцы и в дальнейшем вкладывать деньги в украинские кабельные сети?

— Да. Встречаясь с юристами, ведущими дела американских кабельных компаний, мы интересовались перспективами капиталовложений в украинские кабельные сети. Узнав уровень платежеспособности нашего населения и размер абонплаты, они, недолго думая, отвечали, что это, конечно, интересно, но в Украине слишком низкий уровень окупаемости в силу материального положения населения, а с другой стороны, — даже если бы он был высоким, инвестиции возможны были бы только в том случае, если бы сеть была многофункциональной, т.е. предоставляла своим абонентам широкий спектр услуг, а не только программы телевидения. У нас же пока этого нет, и судя по создаваемой ныне в Украине законодательной и нормативно-правовой базе, такая возможность может быть заблокирована на многие годы вперед.

Показательной в этом смысле была поездка на телеканал «Дискавери». По украинскому закону «О рекламе» с 2005 года зарубежные программы смогут идти в наших кабельных сетях только в том случае, если тот же «Дискавери» заплатит украинскому оператору за распространение рекламы. Оказалось, что такая схема с точки зрения руководства «Дискавери» абсолютно неприемлема. «Дискавери» сам не создает программы, а заказывает и оплачивает их производство, поэтому платить кому-то за просмотр своих программ не намерен. Тем более, что зарабатывает канал в основном на демонстрации рекламы (ежегодный доход компании составляет примерно 2 миллиарда долларов, из них 1,1—1,2 миллиарда — поступления от рекламы). Украинский рынок для «Дискавери» далеко не самый главный, но создавать прецеденты, оплачивая свою трансляцию, они не будут, в противном случае канал просто уйдет из Украины. Думаю, что такого же мнения придерживаются и другие зарубежные телекомпании.

Руководство «Дискавери» понимает, что в разных регионах планеты различный уровень жизни, поэтому оно придерживается политики диверсификации цен на свою продукцию. Так, в США за просмотр канала «Дискавери» каждый абонент платит порядка 35 центов в месяц, а в Румынии или Польше — в пределах 10-20 центов. Для сравнения: отдельные спортивные каналы, исходя из предпочтений американцев, могут выставлять американской кабельной сети ежемесячную плату до двух с половиной долларов с абонента.

А относительно инвестиций в Украину нам прямо сказали: если вопрос об инвестициях в многофункциональную кабельную сеть, способную предоставлять услуги Интернета, телефонную связь, доставляющую телепрограммы и выполняющую другие функции, еще можно рассматривать, то в монофункциональную сеть (фактически в коллективную телеантенну) никакой серьезный инвестор не вложит и цента!

Подготовила Катерина ДЯДЮН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ