Премьер-министр Украины Николай Азаров недавно заявил, что намерен в 2013 году увеличить финансирование государственного телеканала «Культура» в 20 раз.
«В следующем году мы найдём средства и сделаем хороший канал «Культура», где будут выступать люди, могущие нести что-то хорошее, — цитирует Азарова УНИАН. — У российского канала «Культура» бюджет 200 миллионов долларов, а у нашего — около миллиона гривен. 200 миллионов мы, конечно, не найдем, но во всяком случае в 20 раз увеличить финансирование нашего канала «Культура» сможем».
Безусловно, этот вещатель требует реорганизации, которая, прежде всего, возможна в случае финансовых вливаний. Ведь канал «Культура» поднимает важные темы, предлагает зрителям качественные с точки зрения контента программы, которые, впрочем, не являются популярными из-за своего часто «архаичного» формата.
Надеемся, что заявление Азарова — не только предвыборное обещание, которым власть «заигрывает» с украинской интеллигенции, а реальное желание модернизировать канал. Впрочем, даже существенное увеличение бюджета канала — не гарантирует моментальной ликвидации его проблем. Какие программы должна создавать и транслировать украинская «Культура»? Как привлекать к работе канала профессиональных телевизионщиков?
Ответы на эти вопросы уже сегодня вместе должны искать сознательные деятели культуры, журналисты, медиа-эксперты. Каким должен быть облик обновленной «Культуры», мы поинтересовались у экспертов «Дня».
«ОБНОВЛЕННАЯ «КУЛЬТУРА» ДОЛЖНА ВОСПРОИЗВЕСТИ ТУ ПОЧВУ, НА КОТОРОЙ МЫ ВЫРОСЛИ, И ВМЕСТЕ С ТЕМ ВЫИСКИВАТЬ ВСЕ, ЧТО РЕВОЛЮЦИОНИЗИРУЕТ НАШ КУЛЬТУРНЫЙ МИР»
Сергей ТРЫМБАЧ, кинокритик:
— Увеличение финансирования телеканала в 20 раз не является уж таким впечатляющим. Просто доныне финансирование было минимальным. Так думать, что теперь канал озолотиться, рановато. Сам Николай Азаров назвал объем финансирования российской «Культуры» — 200 миллионов долларов, то есть свыше полутора миллиардов гривен. То есть, не с чем сравнивать. В этом одна из бед — у нас чуть ли не все, что от государства и что касается культуры, финансируется по остаточному принципу.
Конечно, канал можно засыпать деньгами и не достичь никакого результата. Когда свежих, интересных идей нет, то их нет. Однако «вливая» деньги в тот или иной сектор нашей жизни, государство сигнализирует о приоритетах. Это важно, прежде всего, для молодежи, ведь место твоей работы должно быть престижным. Значит, стратегию развития канала «Культура» нужно выстраивать таким образом, чтобы сюда шли креативные люди, чтобы это было поле продуцирования идей. Причем те люди, которые представляют мир культуры не в масштабе нашего хутора, а намного шире. Хотя как помыслить шире, когда, скажем, проходит в Эдинбурге театральный фестиваль, а поехать туда не можешь. А в Нью-Йорке — ретроспектива Украинского Поэтического кино, и добраться туда нет никакой возможности...
«Культура» должна, на мой взгляд, сосредоточиться на двух направлениях. Первый — просветительско-популярный. Нужно сделать программу, которая будет знакомить зрителей с историей культурных движений в Украине и мире. Отчасти это канал делает и сегодня, но в очень малых масштабах. Нужно использовать любую возможность показывать наше искусство, скажем, в мировом контексте. К примеру, Александр Довженко, которого чаще всего возводят либо же до «певца» коммунистических ценностей, или же до человека, сосредоточенного на сугубо национальных проблемах, на самом деле был мировым классиком, потому что его фильмы «вываривались» в общеевропейском бульоне искусства 1920—1930-х годов.
А второе направление — это и есть, собственно, творение нового. В культуре — в украинской и мировой — слишком много стагнации, когда все просто тиражируется и воспроизводится. Коммерческие каналы эту особенность демонстрируют. К тому же у нас они вообще превратились в «рынок». Каналы преимущественно показывают Украину как что-то провинциальное, этнокультурное, не сочетающееся с окружающим миром. Молодежи это не очень интересно. Следовательно, обновленная «Культура» должна и воспроизводить ту почву, на которой мы выросли и продолжаем расти, и вместе с тем выискивать все, что трансформирует и даже будет революционизировать наш культурный мир.
Только не следует полагать, что, продвинувшись в «светлое будущее», «Культура» завоюет какие-то важные рейтинги. Даже у того же аналогичного российского канала поразительно низкие показатели. Причина понятна: последних два десятилетия прошли под лозунгом (не афишировавшимся, конечно) уничтожения высокой культуры, внедрения маскультовского, да еще и в самых примитивных проявлениях. Стерт, уничтожен зритель и читатель, который определял культурную жизнь, скажем, в 1970—1980-х и который, кстати, был настоящим оппонентом тогдашней власти. Однако «Культура» не должна обращать внимание на рейтинги, потому что ситуация критическая и «быдломанию» время уже давно побеждать качественным контентом.
«СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА — ТАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЛИК КАНАЛА»
Владислав ТРОИЦКИЙ, театральный режиссер и продюсер, основатель Центра современного искусства «ДАХ» и фестиваля ГОГОЛЬfest, создатель этно-группы «Даха-Браха»:
— Украинский канал «Культура» должен начинаться с культуры ведущих, культуры съемок, культуры оформления студии. С нуля собрать такую команду профессионалов, по-моему, очень сложно. В целом, к решению проблем этого канала нужно подходить очень серьезно. Прежде всего, стоит обратить особое внимание на качество съемок, качество монтажа передач, а это будет лишь при должном художественном руководстве. Может ли это сделать государство — не знаю. Вопрос же не только в финансировании, а в том, кто этим процессом будет заниматься. Если произойдет традиционное освоение денег, то, определенно, канал не изменится в лучшую сторону. Во-первых, нужно провести конкурс на концепцию канала, в том числе и концепцию отдельных передач. Проще всего, действительно, попробовать скопировать концепцию с российского канала «Культура». Это тот случай, когда с российского ТВ копировать продукт можно. Российский канал высокого уровня, но там есть и надлежащее финансирование. В итоге зрители видят только качественный контент: интересно документальное кино, развивающие интеллектуальные программы. Как вариант, можно было бы соединить «Культуру» с каким-то из наиболее продвинутых украинских каналов, где есть современная техническая база. Не стоит также отбрасывать возможность сотрудничества украинской «Культуры» с мировыми арт-каналами, которые бы предоставляли свою продукцию, пока наш канал не заполнит эфирное время программами собственного производства. Сочетание традиционной культуры и современного искусства — таким должно быть лицо канала. Если это будет просто представление официального взгляда на классическую культуру в буквальном смысле, чем сегодня в известной степени занимается Министерство культуры и туризма Украины, то никакого интересного канала власть не сделает.
«ВЕРИМ, ЧТО ВЛАСТЬ ВЫДЕЛИТ СРЕДСТВА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ КАНАЛА»
Тамара БОЙКО, заслуженный деятель искусств Украины, режиссер канала «Культура»:
— При надлежащем финансировании канал будет выглядеть значительно лучше, его можно будет модернизировать. Но для этого нужно иметь возможность ездить в командировки, чтобы, например, посещать лучшие украинские театры и рассказывать зрителям о знаковых спектаклях. У нас сегодня командировки не практикуются. Канал «Культура», по сути, может делать программы только в Киеве. Согласитесь, что это ненормально. Также нам необходима современная техника, с помощью которой мы могли бы снимать выступления симфонических оркестров. Почти в каждом областном центре есть прекрасный хор, филармония, оригинальный художественный коллектив, о которых нужно рассказывать. Это может показать Украину с лучшей стороны, прежде всего украинцам, а затем уже миру. Сегодня мы можем лишь мечтать об обновлении облика канала, ведь у нас даже не укомплектован штат. У режиссеров нет ни помощников, ни ассистентов. То есть человек, создающий программу, не имеет соответствующей службы. Конечно, нужен транспорт, нужны аппаратные помещения, в которых мы могли бы, не отвлекаясь, монтировать программы. Словом, у нас проблем непочатый край. «Культура» не имеет даже художника, а сегодня без него не сделаешь хорошую заставку. У нас нет передвижной телестанции, позволяющей передавать сигнал. Вероятно, «Культура» — единственный канал в Украине, который этого всего не имеет. И, конечно, нужны молодые карды с модерным современным виденьем запросов профессии. На канал нужно брать искусствоведов, которые будут консультировать авторов программ, в частности музыковедов. Но, чтобы они сюда шли, нужны условия: рабочие места, современная аппаратура, нормальные зарплаты. Только при таких условиях канал может реорганизоваться. Впрочем, мы верим, что власть выполнит обещания и выделит средства на модернизацию «Культуры».
«ВСЕ, ЧТО КАСАЕТСЯ КУЛЬТУРЫ, ДОЛЖНО БЫТЬ БОГЕМНЫМ»
Леся САКАДА, журналист:
— Все, что касается культуры, должно быть очень стильным, красивым, изысканным, остроумным и даже богемным. А если это касается украинской культуры, то критерии стоит умножить надвое. Когда недавно услышала заявление Азарова, очень обрадовалась. Если он сдержит слово, украинский канал «Культура» сможет реорганизоваться. У нас такая богатая культура! У нас есть что предложить цивилизованному мировые, есть чем гордиться! Надеюсь, что средства выделят и их никто не растранжирит. Чтобы «Культура» не превратилась во второсортный канал, нужно перенимать опыт европейских каналов, стремиться к мировым стандартам и требованиям во время подачи материалов. Зритель, включивший канал «Культура», должен увидеть всю глубину нашей культурной цивилизации. Убеждена, что специалистов, которые могут обновить облик «Культуры», найти в Украине можно, хотя многие из них предали высокое искусство и перешли освещать политику.
Сегодня ТВ и пресса под рубрикой «Культура» представляют новости шоу-бизнеса: кто сколько зарабатывает, кто с кем расстался и так далее. Это просто стыдно смотреть и читать, когда ты знаешь глубину платформы нашей культуры. Если будет политическая воля руководства страны сделать хороший канал, культурная армия образованных и профессиональных телевизионщиков найдется. Хочется верить, что так и будет.