Успешное преодоление эпидемии коронавируса в Черногории — а в этой небольшой балканской стране на 14 мая было только 6 (шесть) больных COVID-29 и несколько дней не фиксировалось новых случаев заражения — привело к непредсказуемым результатам. В стране возобновились протесты сторонников Сербской православной церкви, причем и сами акции, и реакция правоохранительных органов, стали более жесткими и агрессивными, чем были до карантина.
Десятки полицейских пострадали и десятки протестующих были задержаны в ночь на 14 мая после столкновений в Никшиче и противостояния полиции и граждан в Плевле, Беране и других городах. Поводом для обострения и выхода людей на улицы стал арест епископа Будимлянского и Никшичского Сербской православной церкви Иоанникия и нескольких священников СПЦ.
Представителей церкви задержали накануне за организацию массовых мероприятий в День Святого Василия Острожского на фоне действующих — хотя уже значительно смягченных — карантинных ограничений, речь идет о запрете на общественные собрания.
Несмотря на запрет публичных собраний, Сербская православная церковь 12 мая организовала массовое собрание в Никшиче, в котором приняли участие тысячи сторонников СПЦ. Акция была посвящена не только памяти Святого Василия Острожского, но стала продолжением протестных мер, направленных против принятого черногорским парламентом Закона о свободе вероисповедания. Как считают в СПЦ, благодаря этому документу власти Черногории получили возможность взять под свой контроль монастыри и храмы Сербской церкви в Черногории.
В церковных собраниях в Никшиче приняли участие лидеры просербского Демократического фронта, в частности, ранее осужденный за причастность к организации попытки государственного переворота в Черногории депутат черногорского парламента Андрия Мандич. Политики не только были простыми участниками мероприятия — накануне они активно призывали людей присоединиться к акции.
В итоге в Никшич прибыли тысячи верующих, которые не выполнили ни карантинных распоряжений властей относительно запрета массовых акций, ни рекомендаций врачей-эпидемиологов о необходимости соблюдать дистанцию, носить маски...
После многолюдных собраний в Никшиче Национальный координационный орган по вопросам инфекционных болезней заявил, что город находится в зоне эпидемиологического риска, и призвал прокуратуру немедленно реагировать — «привлечь к уголовной ответственности организаторов незаконных и крайне эпидемиологически рискованных общественных собраний».
Вечером того же дня епископ Иоанникий и несколько священников СПЦ были приглашены в полицейское управление (Центр управления) Никшича, а затем арестованы.
На следующий вечер около 400 граждан блокировали дороги и пикетировали Центр безопасности Никшича. Протестующие скандировали: «Не отдадим святыни» (лозунг протестов против Закона о свободе вероисповедания), «Отпустите епископа», а потом забросали правоохранителей камнями.
В ответ полиция применила слезоточивый газ и свето-шумовые гранаты. 22 полицейских получили ранения, несколько машин полиции было повреждено. 32 участника акции были задержаны.
Столкновения произошли и в других городах. В Плевле на севере страны в знак протеста против ареста священников вышло на улицы большое количество местных жителей. По данным Управления полиции, манифестанты бросали камни, стеклянные бутылки и пиротехнические устройства в сторону правоохранителей. Четверо полицейских получили ранения, несколько протестующих были задержаны.
В районе Беране протестующие пытались блокировать дорогу, в результате 12 граждан были задержаны правоохранителями.
Протестные акции состоялись в Будве, других городах Приморья, где также несколько человек оказались в полицейских участках.
Пока рано говорить о том, что ситуация в стране вышла из-под контроля, но то, что Черногория вплотную приблизилась к дестабилизации, уже является фактом.
Андрей Николаидис в своей статье на сайте балканского представительства Al Jazeera утверждает: последние события в Черногории — это сознательная гибридная атака сербских кругов. «На этот раз Белград (что является новым, следует отметить), кроме медиа и политического направления, совершил также биологическую атаку на Черногорию. В то время, как Черногория пытается искоренить коронавирус, спасти экономику и под лозунгом «Черногория — территория, свободная от коронавируса» организовать туристический сезон, из Белграда была начата акция, которая подрывает усилия эпидемиологов и создает зону высокого политического напряжения», — отмечает он. По его мнению, идея проста: сезон и попытка спасти черногорскую экономику будут или неудачными из-за распространения вируса, организованного Сербской православной церковью, что непременно приведет к введению нового карантина, или через суды над протестующими, «стихийные беспорядки» и конфликты между активистами Демократического фронта и полицией будет создана атмосфера опасности — что также не будет способствовать курортному сезону.
Президент Сербии Александар Вучич отказался комментировать журналистам эти упреки. Но, даже вынося Сербию за скобки, все равно мы должны признать: Черногория действительно сейчас сталкивается с гибридными вызовами, которых раньше никогда не было — а теперь, благодаря пандемии коронавируса, уже есть. И не факт, что эта проблема «биологического компонента гибридной войны» останется сугубо балканским ноу-хау.