Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Братство АТО»

Как актер-нацгвардеец, который стал волонтером, снял с друзьями документальный фильм о войне
16 октября, 2015 - 12:30
СКРИНШОТ ФИЛЬМА «БРАТСТВО АТО»

«Прямо по курсу перед нами шахта «Донецкая», находится в так называемой нейтральной зоне. Сейчас проверим — если не ударят, то все спокойно. — А если ударят? — Тогда будет очень хороший кадр (Смеется)... Который мы можем не увидеть уже». Это — первые слова трейлера фильма «Братство АТО», над которым работают документалисты Мирослав Гай, Сергей Лысенко и Константин Могильник. Первый — актер, который стал нацгвардейцем, а затем — волонтером, второй — режиссер и сценарист, третий — писатель-путешественник. Почти полтора года у них уже свое «братство» — они ездят на фронт, поставляя волонтерскую помощь и записывая истории тех, кто отстаивает наши рубежи. «Братство АТО» — это девять коротких историй о войне и оккупации — о выборах в зоне АТО, о добровольцах и Нацгвардии, о настроениях под Донецком и бое в Песках, о переселенцах и Крыме. Но главное — это истории людей, к которым пришла война.

«После того, как я вернулся на ротацию из Нацгвардии, начал ездить на фронт в качестве волонтера, — рассказывает «Дню» один из соавторов фильма Мирослав Гай. — Как-то ко мне обратились мои товарищи-кинематографисты Сергей Лысенко и Константин Могильник, которые предложили съездить со мной и поснимать. Долго мы не могли определить формат всего этого, но жизнь расставила все на свои места». Опыт военнослужащего пригодился Мирославу во время съемок, где неуклонно придерживались правила поведения на боевых позициях и предписания военной журналистики. «Снимать и выкладывать видео надо так, чтобы не нанести потерь нашим, — убежден волонтер. — Если человек хотел надеть балаклаву, он так и делал, но подавляющее большинство людей говорили смело и открыто». Как уверяет документалист, они никогда не доставали камеру и не снимали тайком, а исключительно после знакомства с людьми и с их разрешения.

СКРИНШОТ ФИЛЬМА «БРАТСТВО АТО»

«Мы стали путешествовать такой небольшой командой в зону АТО неделя через неделю, готовя гуманитарную помощь дома и развозя ее по фронту, — говорит Мирослав Гай. — Полтора года мы так ездили и снимали материал. Хотели сделать масштабную ленту. Но в конечном итоге поняли, что некоторых ребят, которых мы снимали, уже нет в живых. Места, которые мы снимали, переходили то на нашу сторону, то их опять завоевывали «ЛНР/ДНР». Стало ясно, что надо что-то показывать уже сейчас, потому что, возможно, за год этот фильм станет никому не нужным».

За год героизм военных превратился на телеканалах в обычную рутину. Хотя в действительности обстрелы продолжаются, но в СМИ — в плоскости статистики, смерть от мины уже не воспринимается как что-то экстраординарное. Понемногу появляются новые Герои Украины, даже с официальным статусом, но многих ли мы знаем поименно, не говоря уже об их историях? И многих ли помним из тех, кто погиб? «Мы первые, кто снял чеченцев, приехавших воевать за нас, и генерал, знаменитый полевой командир, комендант обороны Грозного Иса Мунаев дал нам интервью — первым в Украине. Тогда это был громкий прецедент — никто не знал, что за нас воюют воины из Ичкерии. Иса Мунаев погиб, как и многие другие ребята».

Чтобы сохранить память об этих людях, впоследствии документалисты начали выкладывать в интернет небольшие циклы. Это были интервью с ребятами с передовой — бойцами из Песков, Станицы Луганской, Ольховатки, окружения. В кадре — переселенцы, Национальная гвардия, добровольцы, правый сектор, ВСУ, волонтеры, медики — все, кто попал в АТО в той или иной роли. «В фильме есть наши фронтовые шутки, песни, которые мы поем там, есть небольшие смешные сюжеты. Наша съемочная группа в известной степени превратилась в героев этого фильма», — вспоминает Мирослав.

Эти документальные видеоотрывки «Братства АТО» уже путешествуют по миру. Их показывали в Бостонском университете, они прошли роуд-шоу по США, организованное журналистами «Голоса Америки», а также показ в Гете-Институте в Германии (Гете-Институт поддержал кинопроект грантом. — Авт.). По словам документалистов, они уже получали фестивальные предложения, теперь же продолжается постпродакшн фильма. Премьеру анонсируют на январь 2016 года.

— Герои фильма — это люди, которые объединились ради победы Украины над оккупантами и отнеслись друг к другу как братья, — подытоживает Мирослав Гай. — Главная цель ленты — показать калейдоскоп судеб людей, оказавшихся в зоне АТО. Все, кто есть в кадре, — это или мои знакомые, или сослуживцы. Там есть бойцы, с которыми мы выходили из окружения в Дебальцеве, которых я ждал в Артемовске с помощью. Все эти люди что-то означают для нас, они так или иначе проходили через нашу жизнь. Этот год был очень тяжелым и исторически важным для страны. «Братство АТО» — один из фрагментов этого периода, который ни мы, ни страна сегодня даже не в состоянии оценить. Но сделать это надо.

Анна СВЕНТАХ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ