Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Бузинизация» эфира

Разговоры на основных общественно-политических площадках вращались вокруг «табачной» темы. Но... судьи кто?
25 марта, 2010 - 19:39
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕЛЕКАНАЛОМ «ИНТЕР»

Далеко не всякая власть способна работать в условиях неограниченной свободы высказываний, оценок и критики. Тем более, та власть, которая, несмотря на внешнюю «крутость», ощущает слабость своих позиций, социальную и экономическую уязвимость предложенных обществу программ. Нынешние руководители, находясь в оппозиции, пользовались абсолютной свободой самовыражения в СМИ, что, кстати, в немалой степени помогло им вернуться к государственному рулю. Думаю, что, хорошо это понимая, они сделают все возможное, чтобы нынешней оппозиции «служба медом не казалась», чтобы максимально затруднить ей выход на телевидение, радио, в популярные газеты. Для этого следует сократить количество свободных трибун, оставив хорошо контролируемые передачи на «управляемо-демократических» каналах «Интер» и ТРК «Україна» с их все «правильно понимающими» ведущими.

Вероятно, что Шустер и Киселев будут такими вот «форточками» свободы и клапанами для выпускания пара, как радиостанция «Эхо Москвы», телеканал RTVI и «Новая газета» в России нотариально заверенного «большой семеркой» демократа В. В. Путина. Тут присутствует один трагикомический момент, связанный с желанием не дать другим воспользоваться тем, что «на всю катушку» использовали сами, «замкнуть им уста» после того, как сами кричали во все горло. Они очень хорошо на собственном опыте ощутили и осознали силу свободного слова и испугались ее. Ведь если с помощью свободных СМИ можно получить власть, значит, с помощью этих же самых свободных СМИ ее можно и лишиться. Вот откуда вся эта мышиная закулисная возня, результатом которой может стать исчезновение популярных телепрограмм, острых газетных публикаций и т.д.

Здесь можно провести историческую аналогию. Когда будущие вожди СССР еще в статусе пролетарских революционеров проходили школу царских тюрем и ссылок, то обратили внимание на недопустимый либерализм самодержавной пенитенциарной системы.

Незабвенный Ильич в сибирской ссылке очень хорошо (за счет казны проклятого царизма) питался, имел прислугу из местных крестьян, ходил с ружьем на охоту, получал волжскую рыбку (которую очень любил) от родственников, выписывал газеты, журналы и даже марксистскую литературу, а чтобы дворянину Ульянову там не было совсем скучно, кровавое самодержавие позволило разделить «ужасы» ссылки с «молодым лоцманом будущей бури» его юной жене Наде.

Придя к власти, бывшие каторжники и ссыльные навсегда покончили с буржуазным развратом и закрутили в тюрьмах, лагерях и на спецпоселениях гайки так, что их до сих пор открутить назад не получается.

Нечто подобное просматривается в отношении новоиспеченной власти к свободе слова в Украине. Между прочим, очень умный и прозорливый человек, мой крымский земляк Рифат Чубаров, поделился с публикой следующими соображениями: если в ближайшее время не удастся нормализовать экономику и сделать жизнь людей более или менее сносной, то почти неизбежен будет путь конструирования авторитарной структуры управления страной с резким ограничением демократических прав и свобод. Возникает субъективное впечатление, что новые вожди сами не очень верят в успех своего предприятия, в возможность реализации того, что наобещали избирателям...

МАЛОРОССИЙСКИЙ МАЗОХИЗМ

Как бы там ни было, Анна Безулык обратилась к теме весьма острой — общественной реакции на назначение профессора Дмитрия Табачника министром образования и науки Украины. Сам министр присутствовал в студии, стоя у полемического «барьера» вместе со своим оппонентом Владимиром Полохало. А в зале находилась группа поддержки г-на Табачника в лице представителя Института стран СНГ К. Затулина в Украине В. Корнилова, ректора Киевского театрального института г-на Безгина, директора Института стратегических исследований г-на Ермолаева и бывшего министра С. Николаенко. Представителями другой точки зрения были профессор Киево-Могилянской академии В. Панченко и академик М. Попович.

Сам «виновник торжества» Д. В. Табачник представил себя в качестве невинной жертвы политических провокаторов, организовавших охоту на ведьм, преследующих его за выражение собственного частного мнения.

Видимо, речь идет о том мнении, по которому жители целого региона Украины «только недавно научились мыть руки»... Излагаемые в прессе соображения г-на Табачника о галичанах подозрительно напоминают мнение белого колонизатора о коренном населении Центральной Африки, или мнение высшего руководства НСДАП о еврейском и цыганском населении Германии.

Нужно ли говорить, что в любой цивилизованной стране западной Европы и Северной Америки за аналогичные публичные высказывания о любой этнической или конфессиональной группе госчиновник был бы обвинен в злостной неполиткорректности и навсегда лишился бы права на государственную службу? Не меньший взрыв общественного возмущения вызвали бы и заявления некоторых украинских руководителей о том, что женщинам не место в правительстве, что им надо отправляться на кухню и т.д. Вообще, наличие подобных деятелей во властных структурах страны, претендующей на присутствие в политической, экономической и культурной Европе, вызывает удивление.

Группа поддержки Д. В. Табачника решительно выступила в его защиту. Нельзя было не обратить внимание на изменение стилистики публичных выступлений бывшего в основном независимого аналитика Андрея Ермолаева, а ныне государственного чиновника, находящегося при исполнении. Руководствуясь корпоративной этикой, он защищал другого госслужащего, но, в общем, без фанатизма.

Своим великим достижением г-н министр считает разрешение сдавать единый государственный экзамен на любом языке, кроме украинского. Но государственный язык — это язык обязательный для всех граждан страны. Если он перестает быть обязательным, превращается в факультативный, то немедленно теряет свой фактический государственный статус. Подобной безбрежной «демократии» за счет интересов государственного единства нет у наших соседей. В той же России чеченцы, башкиры, татары, адыгейцы сдают ЕГЭ исключительно на русском языке. И министра, который бы «отодвинул» русский государственный язык в сторону, там бы просто растерзали, обвинив во всех возможных антигосударственных грехах.

И правильно, между прочим. Логично. Если экзамен государственный, то и проходить он должен на языке государства, а не этнических групп.

Подобные кадровые решения вызывают небезосновательные подозрения, что Регионы жаждут борьбы с другой половиной Украины и хотят не взаимопонимания (или в крайнем случае нейтралитета) с ней, а принуждения ее к максимально унизительной капитуляции.

Как справедливо отметила Лариса Ившина, именно назначением министра образования и науки решили спровоцировать эмоции миллионов украинцев.

Затулинский соратник В. Корнилов договорился до того, что потребовал провести «денацификацию» образования в Украине. Денацификация — это процесс искоренения нацистской идеологии в послевоенной Германии. Г-н Корнилов давно специализируется на клеветнических заявлениях в адресс нашей страны в контексте последней кремлевской политической моды: «шить» обвинения в «нацизме» и «фашизме» всем, кто позволяет себе иметь собственное мнение, отличающееся от сталинско-хрущевско-брежневской идеологической традиции. Чья бы уж корова мычала... Лужков собирается к 9 мая всю Москву «украсить» портретами Сталина. Но не успокоившись на сказанном, затулинский «кадр» потребовал провести «дебандеризацию» Киево-Могилянской академии. Они проведут, проведут все то, что их идейные предшественники проводили в Украине и раньше, если им вовремя не дать по рукам... А приглашение подобных «почетных гостей» в студию оставим на совести Анны Безулык и малороссийского мазохизма, от которого никак не можем избавиться.

«ЭЗОПОВА» ПОЛИТИКА

А г-н Киселев в «Большой политике» предоставил возможность министру иностранных дел Украины (или В. Ф. Януковича, если учесть выступление главы МИД перед своими сотрудниками, в котором было сказано, что внешнюю политику определяет Президент) Константину Грищенко для произнесения «тронной речи». Речь была переполнена демонстрацией любви и преданности Российской Федерации. Некоторые дипломатические пассажи министра производили впечатление загадочных. Например, он заявил, что мы с Россией «в одной семье». Удивленная Екатерина Горчинская из «Киев-пост» поинтересовалась, а кем же тогда для нас выступает Европа? «Европа для нас тоже семья», — великодушно успокоил журналистку шеф МИД. Монолог жертвенной любви к соседнему государству напомнил слова «матушки-императрицы» Екатерины II о «самоотвержении малороссийском». Спич больше бы подошел лицу, отвечающему за внешние связи протектората или доминиона ХІХ столетия, нежели главе дипломатического ведомства независимого государства. Проторенная дорожка многовекторности имени Л. Д. Кучмы, только с явной гиперболизацией одного вектора.

Язык выступления министра иностранных дел Украины также весьма символически свидетельствовал о фундаментальных изменениях во власти с массовым отказом ее чиновников от государственного языка. Въедливый журналист А. Дубинский невежливо поинтересовался у Константина Грищенко, почему руководство такой братской, беспредельно любимой нами Российской Федерации обратилось в суд, требуя распустить общественную организацию «Объединение украинцев России»? И что г-н министр намерен делать? Ответом было что-то утонченно византийское и плохо понятное. Хотя есть опыт Польши, которая показательно резко отреагировала на попытки А. Г. Лукашенко распустить в Беларуси «Союз поляков».

Загадочное впечатление произвела и фраза Грищенко: «нельзя односторонне ориентироваться на Европу». Что стоит за этим эзоповым языком?

Потом и «Большую политику» поглотила все та же «табачная тема». Киселев предложил зрительской аудитории проголосовать за и против отставки Табачника. Киселев с удовлетворением объявил результат: 33% за отставку, 67% — против. Ну, как на «Интере» умеют организовывать опросы, мы знаем еще со времен проекта «Великие украинцы». Е. Киселев обеспечил публику достойными диспутантами по «табачной теме»: Олесь Бузина против Ирины Фарион. Кстати, когда известный ученый-филолог Ирина Фарион держит себя в руках и не срывается на истерику, у нее неплохо и даже убедительно получается. По крайней мере, с Бузиной. Хотя он и в данном случае использовал свое «старое, но грозное оружие»: хамство, грубость и тяжелый взгляд исподлобья вкупе с обвинениями по адресу нардепки Леси Оробец, что, мол, через нее будут поступать деньги на пропагандистскую кампанию против Д. В. Табачника.

Репертуар Бузины давно не обновлялся: «галичане — это не украинцы», «никакой единой Украины нет», «между украинским западом и востоком — пропасть» и т.д. Будем ждать новых разработок из московских аналитических учреждений.

Видимо, нас ожидает «бузинизация» телепространства. То есть таких людей, как Иван Дзюба, Мирослав Попович, Евгений Сверстюк, Мирослав Маринович, Василий Овсиенко и др. мы более не увидим. Везде будет Бузина и ему подобные. А в качестве главного оппонента — Ирина Фарион. И ни в чем, господа телезрители, себе не отказывайте. «Такії, брате, часи настали», — как поет младший Вакарчук.

А Савик Шустер почему-то полностью деполитизировался, посвятив всю пятничную программу благородной теме спорта, Олимпийских игр и т.д. Тоже интересно, но когда в стране происходят такие нервные события — уходить в вопросы бега, прыжков и катания на коньках... Хотя, если не хочется врать и лебезить, а правду говорить нельзя — это тоже выход...

Впрочем, 16 марта «Шустер-LIVE» позволило себе «вольный разговор», в котором коммунист нардеп Голуб вдруг призвал бороться против кланов и «смотрящих» в экономике. Это кого же он имел в виду, тем более, учитывая, что коммунистическая фракция входит в состав новой парламентской коалиции?

И наконец, о приятном. На одном из телеканалов увидел выступление известного спортивного деятеля донеччанина Сергея Бубки. Я впервые услышал, как он говорит по-украински. Какой это был чистый, красивый, органичный, вкусный украинский язык! Воистину, «старосвітська мова»... Вот уж когда я сразу уверовал в родственные связи г-на Бубки с самим Иваном Огиенко. Такое великолепное произношение нельзя отработать или имитировать, оно дается генами и Провидением. Жаль, что Сергей Бубка редко радует нас такими выступлениями. Вот тебе и Донбасс! Далекий от Киева край, но ведь наш! Чует мое сердце, что вопреки всему дело г-на Бузины, дело раскола будет проиграно. И слава Богу.

Игорь ЛОСЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ