Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Быть почтенными

Николай КАНИШЕВСКИЙ — о правильном отношении к возрасту, своем экзистенциальном сериале и оптимистичном фб-сообществе
22 октября, 2021 - 10:16

«Я хочу ломать стереотипы о том, что люди старшего возраста никому не нужны! Мы — не товарищи пенсионеры; Мы — не преклонные; Мы — не пожилые; МЫ почтенные» — с таким настроем создал и уже год модерирует фейсбук-сообщество « Поважні» (имеющее также несколько тематических групп) Николай КАНИШЕВСКИЙ. Появлению сообщества предшествовал другой собственный проект — ряд фильмов — как написал сам пан Николай, «оптимистичных историй о людях и для людей почтенного возраста», которые віпускались для телеканала ECO-TV и изначально транслировались на нем. Мы пообщались об этих инициативах, а также в целом — о правильном отношении к жизни (а провести наш разговор, к слову, удалось не сразу, потому что одну неделю пан Николай наслаждался прогулками по Гданьску, а уже другую — по Вроцлаву).

Напомним, Николай Канишевский еще в 1993 году стал создателем первого в истории украинского ТВ негосударственного информационного проекта — еженедельника «Вікна», а также одноименного телевизионного информационного агентства, выпускавшего программы для нескольких каналов. В конце-концов известный журналист и продюсер из профессии ушел, и, выйдя на пенсию, ... вернулся.

 

«НЕТ НИ ОДНОЙ ПРОГРАММЫ О ЛЮДЯХ ПОЧТЕННОГО ВОЗРАСТА»

— Предысторией фб-сообщества «Поважні» стал ваш экзистенциальный сериал «Что нужно для счастья». Расскажите, пожалуйста, сначала о нем — как возник этот замысел, как он воплощался?

— В позапрошлом году, в 60 лет, я ушел на пенсию. Мне было уже 61, и Светлана Коляда, продюсер телекомпания ЭКО-TV пригласила меня быть гостем их студии. А поскольку я 15 лет на телевидении не был нигде, мне просто-напросто было интересно посмотреть, как работает современное телевидения. Приехал, посидели в студии, поговорили о телевидении, никакой политики. И после этого Светлана мне говорит: «А не мог бы ты сделать какую-то программу для нашего канала?» Очевидно, они хотели бы иметь ток-шоу с узнаваемым человеком, что-то студийное. Я сразу сказал: нет, это не мое. А вот какую-то записанную программу я бы попытался сделать. Но, говорю, поскольку я уже пенсионер и нет никакой программы о людях почтенного возраста (между прочим, по состоянию на 1 января текущего года в Украине официально было 11,1 миллиона пенсионеров, а всего украинцев, по приблизительным подсчетам, 41 с половиной миллион, то есть ориентировочно четверть жителей страны уже в почтенном возрасте. — Ред.), то хотел бы задействовать эту тему.

Собственно говоря, тема — неформат, ни одной программы для категории такого возраста не существует, потому что это невыгодно коммерчески. Но руководитель этого телеканала Сергей Вовк отнесся к этому с пониманием и сказал: попробуйте.

Денег я у них не брал, а нашел своего оператора, с которым работал, Руслана Ткаченко. А он говорит: я сейчас без работы, свободен, почему бы не попробовать? Он имеет сферическую камеру, размером с мобильный телефон — похожа на него, только с обеих сторон объективы. Мы взяли эту камеру и попытались снять первый фильм. Также приобщил мою однокурсницу, журналистку Людмилу Чечель. Говорю: Люда, если не получится, хоть не стыдно мне будет (улыбается. — Ред.). Мы сделали пару фильмов, отдали на просмотр. Сергей Вовк посмотрел их и сказал: я беру, готов их ставить на эфир.

Таких фильмов до февраля мы сделали 19. Выходили неделю в неделю, представляли новую серию. Но, к сожалению, разбушевалась ковидная пандемия, и то Руслан не мог, то я в доме почти месяц просидел, таким образом наша деятельность была прервана. А восстанавливать ее не очень есть смысл — там не такие большие деньги были. И те небольшие деньги, которые платил канал, я отдавал оператору.

«ПОПРОБОВАЛ — И ОНО ПОЛУЧИЛОСЬ!»

— С вашей стороны это, по сути, было волонтерство?

— Да. Но это мне было интересно, я не за деньги это пошел делать, а прежде всего хотел утвердиться, могу ли это сделать. Если бы не нравилось, я бы этого не делал. А так попробовал — и получилось.

И вот специально под эти фильмы я создал группу, назвал ее «Поважні». Советовался со многими людьми и спрашивал, как людей почтенного возраста лучше называть. Пенсионеры — не годится, пожилые — не годится, преклонного возраста — даже рассердиться можно, мы не преклонные, а как раз слово «почтенные» здесь очень точное. И это не я его придумал, это мне пенсионеры подсказали. Но я рад, что появилось слово «почтенные», насоздавал всевозможных групп, его начали употреблять уже с экрана телевидения — и на «Плюсах» я слышал, и на ICTV. Это уважение к человеку.

А иногда люди заходят в группу и говорят: а если мы еще не старые, что нам делать? Я говорю: вы не старые, и правильно, но вы уважаемые, и это группа для людей почтенных, которые уважают друг друга и настроены на позитив. У меня было понимание, что я должен общаться с людьми старшими, но убеждать их, что стареть не страшно. Что нужно иметь цель, к которой идти, нужно иметь любимое дело, нужно следить за собой ... Есть у меня отдельно группа «Поважні стиляги», «Поважні Смачно» — это кулинарная, «Поважні. Артмайдан» — чтобы они стихи свои публиковали ....

«САМ ЖИВУ В ЭТОМ РИТМЕ И ДРУГИХ ПРИГЛАШАЮ»

— Нельзя не отметить, насколько серии вашей ленты заряжены оптимизмом и светлым юмором, они вдохновляют на самом деле людей любого возраста. Насколько сложно было искать героев для фильмов?

— Совсем не сложно. 70 лет сейчас — это не возраст для человека. Это молодые, красивые, модные, красивые люди. Начинал я с 100-летней учительницы, первый фильм был о ней — Марии Кирилловне Шовкун из Носовки (посмотреть его можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=d203ZArFkO0). В этом году 11 сентября ей исполнился уже 101 год. Я ей позвонил, поздравил, говорю: мы договорились с вами через 4 года встретиться, будете ждать? Она отвечает: приезжайте хоть сейчас! Я говорю: нет, на 104-ю годовщину я к вам приеду (улыбается. — Ред.).


ОДИН ИЗ ФИЛЬМОВ НИКОЛАЯ КАНИШЕВСКОГО (НА ФОТО СЛЕВА) ПОСВЯЩЕННЫЙ НИКОЛАЮ ПОДРЕЗАНУ — «ОГРОМНОМК ЖИЗНЕЛЮБК, ПУТЕШЕСТВЕННИКУ, ФИЛОСОФУ, ПАТРИОТУ, А ЕЩЕ — ВЫСШЕГО СОРТА ПОВАРУ»

Долголетию способствует образ жизни. Чем больше положительных эмоций, тем здоровее человек. Только он начинает хныкать или все что-то ему не так, а таких людей очень много, и в основном они себя жалеют, они ленивы, ничего не хотят, тогда у такого человека всегда что-то болит, что и на улицу не выйти. А я говорю: давайте садитесь в самолет, 270 гривен стоит полет в Гданьск, это не деньги! Двигайтесь! Многие меня не понимают, но многие и поддерживают. Так я стараюсь нести оптимизм. Сам живу в этом ритме и других приглашаю.

— Вашему сообществу исполнился год, и там уже более 4000 участников. Вы написали, что не так просто было их собрать. Не все хотят быть оптимистами?

— Я насчитал, что за время существования где-то 14 человек покинули сообщество, и это вполне нормально, кое-кто начал «всовывать» в группу всякую политику, поэтому только после модерации я могу пропустить сообщение. Выбрасываю все публикации, несущие оскорбления, например, есть какой-то юморист, критикующий всех и вся, мне такие публикации не подходят. Если «все плохо» — на своей странице это и пиши.

Но я ежедневно «хожу» в эти группы, как на работу. Веду их, потому что если ты их пустишь на самотек, то они очень быстро и умрут. Это не те группы, которые могут быть абсолютно популярны. Хотя какая-то группа есть украинская, «Бабусі» — там что-то около сотни тысяч участников. Они юмор публикуют, она открытая, кто что захотел, то и перепостил в нее, то есть группа наполняется контентом ни о чем. А я стараюсь выдержать, чтобы собирался тот контент, который несет что-то разумное.

— Какие факторы, по вашему мнению, мешают людям в Украине чувствовать себя в почтенном, а не пожилом возрасте и соответственно себя называть?

— Эти люди никому, к сожалению, не нужны. Они только на выборах. А так — пенсионеры — и их называют пенсионерами. Или в магазине — «бабушка», «женщина», «мужчина» ... Когда меня в магазине называют «мужчина», я говорю: «Уважаемая, ну как вы сказали мне?» «Мужчина». Я говорю: «Да, женщина. Прошу так меня не называть» — « А что, вы хотите, чтобы я вас паном назвала? « — «Да, я хочу, чтобы меня вы назвали паном». До конфликтов не доходит, но я их ставлю на место. Нельзя по признакам возраста или по признакам пола обращаться к людям. Многие продавщицы и не понимают, они так обучены, они росли в такой среде. Но я лично учу. И культуру общения переношу на свои посты, не позволяю себе никого оскорблять, но и удаляю то, что содержит оскорбления.

Мне нравится Польша, поскольку там меня все назвают паном (улыбается. — Ред.).

«ПРЕЖЕ ЧЕМ РУГАТЬ СВОЮ СТРАНУ, НУЖНО ЕХАТЬ, СМОТРЕТЬ, КАК ДРУГИЕ ЖИВУТ»

— Вы ездите по миру и видите, наверное, примеры другого отношения к людям и другого самоощущение ...

— У меня такая, так сказать, болезнь: если вижу дешевые билеты, то их беру и лечу. Научился хорошие отели или апартаменты находить, все это со скидкой, билеты в пределах 300 гривен в самолет. Лечу и этим живу. Я «сыщик», люблю подглядывать за поведением людей, рассматривать цены, обращать внимание на какие-то бытовые вещи. Много общаюсь, из опыта журналиста мне интересны мелочи, а не политика и геополитика.

Очень многие люди, живущие в Украине, никуда не выезжая, думают, что за границей очень-очень хорошо, большие зарплаты ... Да, уровень зарплат и пенсий выше. Но и уровень платы за жизнь, за продукты, бензин, электричество, квартплата тоже выше. И если у нашего пенсионера-киевлянина везде бесплатный проезд, в той же Польше, если ты пенсионер, то покупаешь льготный билет — вполовину дешевле. Если проезд стоит в пределах доллара, то тебе продают за полдоллара. Но после 67 лет им предлагается бесплатный проезд. И так же в музеи есть льготные билеты. Но покупают билетики, вот мы ехали в трамвае и видели контроллера. И с какой дамой пенсионного возраста он общался, и она говорит: мне вот-вот выходить — и быстро вышла, решила зайчиком проехать. Но контроллер не был слишком строгим к ней.

Когда начинаешь общаться на бытовые темы и касаешься вопроса налогов, квартплаты — где деваются эти улыбки. Они ненавидят это. У меня есть приятельница моего возраста, которая живет в Париже. Она говорит: я имею собственную квартиру. Плачу две тысячи евро налогов в год — только за то, что я владелица этой квартиры. Но, — говорит, — ежемесячно у меня «выгребают» 400 евриков за квартплату! Часть денег идет муниципалитету за то, что подметают улицы, содержат дом. А если люди живут и не платят квартплату, то все очень просто: их квартиру арестовывают, дают возможность погасить долги. Не хочешь — государство выставляет на аукцион, продает и выгоняет тебя из этой квартиры. А никто об этом особо не рассказывает. Там так жесткая справедливость, все «бьется» евриком. Как у немцев, если, вынося мусор, ты положил пластик в контейнер с бумагой, обязательно это кто-то зафиксирует и просигнализирует, потом ты получишь штраф. А если ты хочешь, образно говоря, в своей дома гвоздь забить, ты должен взять у локального правительства разрешение. Возможно, я преувеличиваю, но там наказывается все. Вот почему они так вежливо ведут себя — они очень боятся штрафов, а эти штрафы «лезут» со всех сторон. И так во многих странах. Когда ведешь разговоры на бытовые темы, то совсем другое создается впечатление. А так — носят улыбки, они искусственные. И если они спрашивают, как твои дела, не дай бог начать рассказывать действительно, как твои дела (улыбается. — Ред.). Это абсолютно никому не интересно.

Да, есть что-то хорошее, а есть не совсем хорошее. Я вам скажу, что лучших магазинов, чем сейчас в Украине, уже нет нигде в мире. У меня был целый рейтинг — португальские, французские, итальянские, польские ... Вот польские еще у меня в высоком рейтинге. А в этот раз походил по этим магазинчикам, то уже и мы переплюнули гораздо и Польшу. И то, что говорят, что в Украине люди живут бедно, — это ложь. Есть категория людей, которая действительно бедствует, потому что пенсии маленькие. Но на этом уровне многие и живут в Европе. Возможно, они живут немного опрятнее. И то — к этой опрятности они вынуждены: будешь мусорить — будешь наказан, а не так, как у нас. И там они платят квартплату, то, конечно, парадные чистенькие, все отремонтировано, зеркала и тому подобное. Но эта квартплата, повторюсь, значительно выше.

... Что такое налоги, в Украине люди не знают. Я живу в селе и за свою землю плачу налог — 46 гривен. Я рассказал своим киприотам — а они удивлены, потому что у них вдвое меньше земли, чем у меня, а 240 евриков в год нужно отдать за землю.

Также я рад, что в Украине доступные лекарства в аптеках — в Чехии или Польше ты аспирин не купишь без рецепта врача. Хорошо это или плохо — не знаю. У нас ты можешь сегодня или завтра попасть к частному врачу без вопросов. В любой другой стране — Швеции или Франции — ты станешь в очередь на эту консультацию за полтора месяца, пока тебя примет тот же частный врач ...

Так что прежде чем ругать или гнобить свою страну, нужно ехать, смотреть, как другие живут, анализировать и тогда делать выводы.

«ВСЕ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТЕБЕ ВКУСНО БЫЛО ПРОЖИТЬ ЭТОТ ДЕНЬ»

— Напоследок хочу спросить обобщенно: каков ваш рецепт — чувствовать себя почтенным человеком?

— Во-первых, нужно уважать себя и других. Во-вторых, знать одну вещь: жизнь у каждого одна, его нужно жить, а не существовать в ней. И каждое утро говорить: слава богу, я проснулся, наступает новый день, пусть он будет для меня хорошим. И все делать для того, чтобы тебе вкусно было прожить этот день. Сделать вкусный кофе, приготовить что-то вкусное, я вот сегодня тыквенный суп сварил — очень просто! Тыкву с овсянкой отварил, в блендере перебил, грибочков на лучке поджарил — вот тебе красивый, желтый суп-пюре, очень легко и дешево! Так что рецепт таков: жизнь одна, и ее нужно жить, и все это зависит от конкретного человека.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ