Параллельно с интернет-СМИ, которые мы сегодня уже можем назвать традиционными для украинского информационного пространства, как-то информационные порталы, интернет-газеты и журналы, в сети появляются новые виды информационных ресурсов. Блог, или так называемый электронный дневник, — это персональная или коллективная страница, тематическая или без тематической акцентированности, которая постоянно возобновляется ее автором (или авторами). В блоге появляется только та информация (тексты, изображения, мультимедиа), которую там желает видеть автор — кто-либо, кто имеет доступ к интернету. Один из наиболее существенных признаков блогов — это возможность других зарегистрированных пользователей комментировать ту или иную запись.
Популярный украинский блогер, медиа-эксперт и преподаватель Могилянской школы журналистики Максон Пуговский на своей персональной странице http://blogobig.com в общих чертах очерчивает понятие блога: — Это литературно-публицистический жанр, а не просто сайт. В первую очередь, блог — это авторское произведение. О чем бы речь не шла, автор высказывает собственное отношение и субъективные мысли по поводу, — пишет он.
В комментарии «Дню» Максон указывает:
— Сделать блог намного проще, чем обычный сайт. Поэтому благодаря блогам каждый пользователь интернета получил «право голоса» и может опубликовать любую информацию, которая потенциально доступна всему миру. Блогеры часто ссылаются на записи в других блогах, поэтому важно сообщение, опубликованное даже в малоизвестном блоге, может быстро разойтись по блогосфере. Блоги — это персонализированный канал коммуникации. Люди сами себе редакторы и цензоры, поэтому высказывают то, что на самом деле думают. И в этом кроются негативные стороны блогов — неточные и ошибочные утверждения, быстрые выводы без проверки фактов и тому подобное.
Возможность свободно высказываться, находить единомышленников, продвигать себя, свои взгляды и сделать из всего этого бизнес — это основные причины мегапопулярности блогерства в мире. В прошлом году журнал «Forbes» опубликовал список наиболее известных блогеров в мире. На первом месте — Марио Лавандейра. Содержание его блогов ярко иллюстрирует интересы американской интернет-аудитории: пишет он о Голливуде, звездах и сплетнях. На втором месте — блог, посвященный интернет- продуктам web 2.0 и компаниям, работающим в этой сфере. Он был основан в 2005 году и на сегодня приносит своему владельцу 240 тысяч долларов рекламных доходов в месяц. Есть в этом перечне, например, блог киномана, с которым консультируются продюсеры накануне съемок фильма, ведь то, что он напишет о новом кино в своем блоге, может ощутимо отразиться на кассовых сборах фильма.
В соответствии со статистикой, озвученной во время одного из мастер-классов в рамках проекта «Журналистика цифрового будущего», украинская блогосфера насчитывает около 200 тыс. персональных дневников. Для сравнения, русская на сегодня на миллион больше. А в США, согласно результатам опроса, проводившегося в рамках проекта «Pew Internet & American Life Project», свой собственный блог ведет каждый 12- й американец, читательская аудитория американской блогосферы составляет 57 млн. пользователей, и больше половины блогеров младше 30 лет.
— В Украине стремительный рост блогов начался только в прошлом году — открылось много журналистских блогов на сайтах СМИ; завели блоги политики и звезды шоу-бизнеса; появилось несколько новых отечественных сервисов для ведения блогов. Однако все еще мало тематических блогов, доминируют персональные дневники. Согласно моим подсчетам, украинцы создали более 200 000 блогов при помощи 10 наиболее популярных у нас веб-сервисов для ведения блогов наподобие LiveJournal.com, LiveInternet.ru. Статистика прошлых двух лет подсказывает, что через год это количество удвоится до 400 000, — прогнозирует Максон Пуговский.
Ссылаясь на вышеприведенную статистику, стоит учитывать, что один пользователь может иметь не одну страницу, кроме того, только 40% блогов остаются активными через 3 месяца после регистрации. Таким образом, предполагают, что в Украине на самом деле около 40—50 тысяч блогеров. Интересно, что, согласно подсчетам «Яндекса», женщин-блогеров в Украине больше, чем мужчин.
Не тотальная, но все же резонансная популярность блогерства в Украине содействовала появлению специализированной «неконференции» «BlogCamp-2007», посвященной новым медиа, социальным сетям, гражданской журналистике. В Киев в 2007 году съехались 300 участников из Украины, Беларуси, России, Латвии, Казахстана, Узбекистана, Эстонии, Польши и США.
БЛОГЕР=ЖУРНАЛИСТ?
В соответствии с вышеупомянутым американским исследованием, основными темами электронных дневников становятся личные впечатления — 37%, политика и события в жизни общества — по 11%, остальное — развлечения, спорт, новости и религия — по 5%.
— Блоги можно разделить на две части. Подавляющее большинство блогов — это персональные дневники, которые интересны только их авторам и их знакомым. Для других — они скорее информационный шум. Вторая часть — это тематические блоги, авторы которых отслеживают определенную тематику, — классифицирует блогосферу Максон Пуговский. — Если это эксперт узкой отрасли, то он может давать информацию оперативнее и содержательнее, чем традиционные СМИ. Для специалистов той же сферы этот блог будет ценным источником информации. Автор такого блога получает не только репутацию, но и деньги от рекламы на своем сайте. Например, месячная аудитория наиболее популярных тематических блогов на английском языке измеряется миллионами посетителей, соответствующие и доходы. Однако в Украине слишком мал онлайн- рынок, чтобы блогер мог иметь доходы от рекламы хотя бы на уровне средней зарплаты.
Журналист в блоге чувствует себя как минимум свободным. Здесь он высказывается по поводу того, что считает важным он, а не редакция и так, как он считает нужным. Профессиональный блог журналиста — это, как правило, хороший источник новостей рынка, полезной информации, экспертная база. Многие из журналистов, ведущих блоги, используют их как инструмент самопродвижения, профессионального роста и развития своей карьеры, демонстрируя свою журналистскую способность и осведомленность по поводу определенных тем. Однако в сети появляются те, кто может это сделать значительно лучше. Максон Пуговский в своем блоге благодарно указывает:
— Автор выбирает тематику, которую хорошо знает, например, фондовый рынок или компьютерные игры. Блогер пишет о новостях, сайтах и событиях, которые касаются определенной темы, приводит субъективные рассуждения и заключения. Специалист, который разрабатывает любимую тему для четко определенной аудитории, может подать более содержательный анализ, чем традиционные СМИ, и даже указать на ошибки и неточности в тех же СМИ. Если журналисты — «караульные псы демократии», то блогеры становятся часовыми караульных псов.
Но могут ли новые караульные псы «перекрыть воздух» первым? Достаточно ли они для этого возмужали? Могут ли блогеры дать фору журналистам традиционных СМИ?
— Журналистам не стоит волноваться, будто бы блоги когда-нибудь оставят их без работы, — успокаивает Максон. — Блог — это просто еще один вид медиа, и одновременно особый жанр публицистики. Любое новое медиа усиливает конкуренцию за внимание аудитории, но не стоит переоценивать давление на другие медиа со стороны блогов. Газетам и телевидению стоит побаиваться интернета в целом, а не его отдельных проявлений, таких как блоги.
P.S. В некоторых странах- «демократиях» блоги становятся единственной возможностью свободно без купюр высказаться. Однако зря кое- кто говорит, что интернет — субстанция бесконтрольная. Один эпизод: в России, где интернет-среда достаточно заполитизирована, было возбуждено уголовное дело против блогера, музыканта Саввы Терентьева за негативное высказывание в адрес правоохранительных органов.