— Такое определение дал телевидению своей многонациональной страны Деларей фан ТОНДЕР, Чрезвычайный и Полномочный Посол Южно-Африканский Республики. К сожалению, если говорить о межэтнических отношениях, украинские телевизионщики далеко не всегда готовы перенимать чужой опыт (об этом см. в материале Оксаны Тихончук на с. 9). Впрочем, поучиться можно было бы не только толерантности, а и отношению к собственному телепродукту: когда узнаешь, что на молодом южноафриканском ТВ почти отсутствуют иностранные сериалы, остается только позавидовать.
— Ваше телевидение — очень молодое. Насколько развита телевизионная сеть страны?
— Действительно, первый черно-белый телеканал (государственный) начал свою трансляцию только 5 января 1976 года. Сейчас в ЮАР насчитывается более 14 млн. лицензионных телеприемников. У нас самое большое в Африке количество телезрителей — 17 миллионов.
Сегодня южноафриканскую телесеть составляют три общенациональных канала, два платных телеканала, рассчитаные на зрителей всего континента, государственный канал. Трансляции на общенациональных каналах идут на одиннадцати официальных языках ЮАР и передаются по всей стране как наземными, так и спутниковыми ретрансляторами. Отмечу, что ЮАР — единственная страна мира, имеющая 11 официальных государственных языков (коса, свази, суто, педи, венда, африкаанс, зулу, ндебеле, тсвана, тсонга, английский). Больше половины всех программ, транслирующихся в стране, готовятся южноафриканскими телевизионщиками. Местные программы дополняются заграничными и программами совместного производства, которые координируют специализированные телестудии. Телеканал M-Net транслирует новости бизнеса, финансовую информацию, которую смотрят более 1,5 млн. зрителей в 42 странах Африки.
Теленовости передаются через 220 телеретрансляционных станций со всех уголков страны и из-за границы репортерами Телевизионной Корпорации ЮАР (SABC), которые пользуются самым современным телеоборудованием. Горячие новости из-за рубежа передаются через спутниковые ретрансляторы. Еженедельно на телеканалах идет около ста выпусков новостей на всех одиннадцати официальных языках. Южноафриканские телеведущие — это «профи» самой высокой квалификации. Многих приглашают работать дикторами и телеведущими во всемирно известные телекомпании — такие, как BBC, CNN и другие.
— Чем же ваши дикторы лучше американских и европейских?
— Возможно, произношением, оставшимся таким, как в начале 20 века. По географическим причинам наш английский язык более правильный, классический. К тому же, наши дикторы — очень симпатичные.
— Как в вашей стране содействуют конкурентоспособности телеиндустрии ЮАР?
— Развитие местной и общенациональной телеиндустрии в ЮАР — одно из приоритетных направлений программы поддержки развития СМИ, о которой заботится проект «Новые Направления». Эта программа определяет молодых талантливых кинематографистов и телерепортеров, поддерживает их инициативы. Согласно этому проекту телекомпанией M-Net была внедрена специальная панафриканская премия за лучшие достижения в развитии телевидения и кинематографа. Премией награждаются как отдельные специалисты, так и целые телекомпании стран африканского континента. Такие проекты содействуют популяризации и деятельности кино- и телеиндустрии Африки, стимулируют развитие и повышают их уровень международной конкурентоспособности. Важную роль в этом направлении играет специальный отдел компании M-Net Magic Works. 8% телеэфирного времени занимает реклама, которая фактически и финансирует работу телеканалов.
— А существуют ли такие программы, которые годами не сходят с экранов?
— Ежедневно в течение двух часов несколько лет подряд демонстрируется наиболее длинная и самая любимая в ЮАР «мыльная опера» — многосерийный фильм «Эголи — место, где живет Бог». У нас почти отсутствуют иностранные сериалы. Хотя мы не имеем больших традиций киноиндустрии, все равно выбираем свои сериалы.
— Расскажите, пожалуйста, о наиболее популярных южноафриканских программах.
— Телевидение — это всегда клуб по интересам и преимущественно зависит от возраста зрителей, социального положения, уровня образования, личных вкусов. А телевидение ЮАР пытается угодить всем. Например, у телеканала M-Net большой спектр развлекательных программ, кинофильмов, спортивных передач, программ для детей. Научно- образовательные программы, наподобие «Дискавери», рассказывают о достижении общества во всех отраслях человеческой деятельности: географии, физики, биологии, охраны окружающей среды, математики. Своя аудитория и у литературных телестудий. Есть в ЮАР и канал общественных услуг, по которому передаются спортивные и бытовые программы.
Всегда большой рейтинг у молодежных ток-шоу. Эти программы выглядят необычно для европейца. У нас очень политически активная молодежь. И если это социальное неравнодушие умножить на южный темперамент, то можно отдаленно представить такое ток-шоу. Все происходит очень бурно, и ребята не сидят на своих местах, как это принято на западном телевидении. А темы бывают очень серьезные. Например, о СПИДЕ, которым болеет 13% жителей страны или о незаконных мигрантах — их около 5 миллионов при 42 миллионномнаселении страны.
— Может так случиться, что один из каналов ради рейтинга покажет слишком «раскрепощенную» передачу? Существуют ли общественные механизмы, защищающие достоинство и иные права телезрителей?
— В отличие от стран Запада на экранах южноафриканского телевидения нет скандальных или неприличных программ. Конечно, в стране существует кабельное платное телевидение, которое демонстрирует аморальные программы, предназначенные для ограниченного круга зрителей. Для общей аудитории трансляция таких программ запрещена законом, а деятельность такого телерынка жестко контролируется государственными органами, Телевизионной Корпорацией ЮАР и общественностью.
Закон ЮАР о СМИ однозначно запрещает трансляцию программ и телепередач, унижающих человеческое достоинство и пропагандирующих насилие, разврат, расовую дискриминацию. Одной из задач телевидения ЮАР является пропаганда демократических ценностей современного общества. Важно призывать аудиторию к расовому примирению между разными расовыми и этническими слоями южноафриканского общества, в недалеком прошлом разделенного на два антагонистических лагеря системой апартеида.
— А как телевидение учитывает интерес «белых» и «черных»? Ведь нельзя позволить даже намека на неуважение к какой-то нации в стране, где недавно существовал апартеид.
— Для этнических групп, компактно проживающих на территории ЮАР, — индусов, португальцев, итальянцев, евреев — работает сеть каналов. Свои программы есть у разных религиозных общин, законно действующих в стране. Специальных программ, ориентированных на «белых» или «черных» не существует. Однако телевидение — составная часть большого искусства бесконфликтной жизни во многонациональной стране. Наше телевидение одинаково удовлетворяет культурные и информационные потребности всех слоев нашего населения без каких-либо привилегий.
Сейчас мы не разделяем наше общество по расовому признаку потому, что ЮАР стала домом для представителей самых разных этнических и расовых групп. Африканцы и малазийцы, европейцы и арабы, китайцы и индусы, россияне, а также украинцы — все вместе составляют нашу радужную страну.
Сегодня наш народ, как и вы, украинцы, переживает сложные времена политических и социально-экономических трансформаций, перехода от тоталитарной системы апартеида к демократическому и свободному обществу. Кстати, в последнее время все чаще в ЮАР, особенно в Кейптауне и Йоханнесбурге можно услышать и украинскую речь, на которой разговаривают южноафриканцы — выходцы из Украины.