Свежими впечатлениями после двухмесячной стажировки на общественном немецком телевидении делится ведущая новостийной программы «Факты» на ICTV — Иванна КОБЕРНИК. Острый глаз профессионала нашел в принципах работы украинского и немецкого телевидения массу различий. И надо признать — во многом иногда слишком педантичные коллеги из ФРГ оказываются правы.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
— Как впечатления?
— Это серьезная переоценка телевизионных ценностей. О немецких принципах работы я знала и раньше — этой практике не один десяток лет. Сначала было непривычно. А после поездки не понимаю, почему бы не перенять этот опыт.
Украинские новости ведущих каналов похожи как братья не только из-за давления. На мой взгляд, в Украине нет реальной политики и реальной экономики. Их невозможно показать. Первое, о чем я спросила по возвращению в Украину, — программа нового премьер-министра и подробности коалиционных переговоров. Коллеги улыбнулись и сказали, что программа будет в феврале. Стала искать другие подтверждения реальной политики. То, что интересует всех: пенсионная реформа, медицинская, школьная, налоговый кодекс — все или не движется, или проходит непрозрачно. Как это показать?
У нас можно прочитать анонс УНИАНа и ИНТЕРФАКСа и сказать, какие завтра будут новости. Хотя именно «Факты» на ICTV больше похожи на немецкие новости — много социальных тем, Кабинет Министров и Верховная Рада почти одной строкой. Там же чистых новостей — пять минут в день, остальное подробности.
— Может, это слишком специальная информация?
— В Германии все новости состоят из такой специальной информации. Просто она касается всех, люди постоянно взаимодействуют с государством. Журналисты на летучках спорят о новых налогах и пенсионных сборах, потому что это их тоже касается. Там много сюжетов, которые у нас считаются экономическими, и готовят их гораздо дольше, чем у нас. Длиннее хронометраж. Но это не простая констатация фактов, которая ничего не говорит простому человеку, обязательно есть небольшой анализ.
Теоретически, факты отделены от комментариев. Но и в информационном сюжете обязательно скажут, что новый министр был не очень успешен на предыдущем посту, если есть подтверждения. И нашему зрителю трудно представить, как много комментариев. Ориентироваться на чистые факты может только специалист.
— Какие типичные темы сюжетов немецких новостей?
— Налоги. Медицинские кассы. Или, например, группы продленного дня. Правительство, поднимая налоги, обещает, что направит на это средства, поскольку продленок нет, а женщины хотят работать. Сюжет, снятый мною в Дюссельдорфе и показанный на ICTV, был посвящен союзу добровольных юридических опекунов над недееспособными гражданами — инвалидами, немощными стариками. Добровольцы помогают им общаться с официальными инстанциями — страховки, пенсии и т.д. Урезание финансирования этой программы было резонансной темой на WDR.
И, естественно, федерального канцлера Шредера критикуют даже те каналы, которые считаются близкими к социал-демократам.
— И насколько это похоже на критику нашего лидера?
— По форме — ничего общего. Критика конкретных действий, подкрепленная фактами и анализом. Хотя и немецкие журналисты подтверждают, что давление главного редактора существует. Шутят: «У него тоже бывают друзья». Но с ним остро спорят. Он может быть не согласен, но сюжет выйдет в эфир. И это не касается высокой политики. Невозможно представить, чтобы умолчали о какой-то громкой теме.
ТОК-ШОУ НА ВЫЖИВАНИЕ
— В Германии сложная структура общественного ТВ. АRD — первая кнопка (как УТ-1), состоит из суммы студий 11-ти федеральных земель. Главные новости вышестью политиками. У Ильнер не меньше гостей, но она берет их в оборот с первого вопроса и до последней минуты не дает расслабиться. Политики схватываются друг с другом, переходят на личные оскорбления и кричат так, будто в стране, по крайней мере, персидский кризис. Ведущая задает тон, остальное противники- антагонисты делают без нее. Одна из последних программ по поводу экономического спада и дефицита бюджета называлась «Республика — банкрот. Политика — в смирительной рубашке».
Если политик допускает ошибку, то мгновенно попадает под перекрестный огонь оппонентов и ведущей. Если он это выдерживает, получает общенациональную популярность. Ответить на въедливые вопросы — это шанс доказать, что ты умен и не зря сидишь в своем кресле. У нас политики, прессингуя свободу медиа, по сути отказываются от возможности самим стать сильнее. Они хотят быть хозяевами жизни при забитом народе. А на Западе важно быть сильным среди сильных. Не все политики там роскошные ораторы, но нет таких, которые бэкают и мэкают.
— Неплохо бы было иметь такое остренькое шоу у нас.
— Есть отличие в условиях. Общественное телевидение, на котором идут немецкие ток-шоу, не зависит от рекламодателя — финансируется населением за счет абонентской платы. И передача в чистом виде выполняет общественный заказ. А на частных каналах и там ничего подобтив известной латиноамериканской мелодии. Мол, мы введем налог на неожиданность, на воздух и т.д. Очень смешно. Отрывки из этого клипа используются в серьезных политических программах.
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС МОНТАЖЕРОВ
— Мы на ICTV много внимания уделяем верстке. Чтобы она была логичной и были плавные переходы от одного сюжета к другому. На WDR я этого не заметила. Сообщение о партийном съезде стоит между двумя репортажами о пробках на дорогах. А первой новостью может стать карнавал или открытие первого частного крематория.
— В титрах сюжетов немецких новостей обычно указывается и монтажер. Видимо, это справедливей.
— Обычна практика — бесспорный приоритет картинки. Когда журналист приезжает со съемки, он прежде всего идет монтировать сюжет. И в это же время, а то и после, пишет текст. В зависимости от видеоряда текст удлиняется или сокращается, а не наоборот, как у нас. Смонтированный видеоряд, слушая текст репортера, принимает редактор. Смотрит глазами зрителя. И только потом, после исправлений, в аппаратной синхронизации накладывается идеальный звук. Голосовые акценты расставляются в соответствии с изображением. Такая технология, возможно, длительней нашей, но она себя оправдывает. На монтаж уходит больше времени, и он качественнее, а текст — дело второстепенное. У нас же голос вначале записывают на черное поле видеокассеты, а монтаж иллюстрирует написанное. ходят из Гамбурга, а региональные новости состоят из местных сообщений. Я стажировалась в редакции политического еженедельника самой большой федеральной земли Северная Рейн-Вестфалия, в Дюссельдорфе, канал WDR. В целом немецкое ТВ децентрализовано. Например, крупнейший, самый прибыльный частный канал RTL тоже не в Берлине. В то же время самые известные ток-шоу готовятся в столице. Туда приезжают наиболее известные политики земель, значимые и для общенационального зрителя.
— И что из себя представляет политическое ток-шоу немецкого образца?
— Мне самой это было интересно. На ARD выходит ток-шоу самой известной телеведущей Сабины Кристиансен. Ее передача имеет самый большой рейтинг (20-22%) и так и называется — «Шоу Сабины Кристиансен». Идет в прайм-тайм, в 22.00 в воскресенье. Второе ведет Майбрит Ильнер на ZDF (это второй общественный канал). Идет в четверг в 21.45, рейтинг —15-17%. Но, сравнивая эти ток-шоу, никак не могла (и не смогла) понять секрет популярности первого. Оно достаточно скучное, нет канвы, нет системы, о чем говорят и политики, и журналисты. Вялотекущее обсуждение злободневных тем с пятью- ного нет. Разве что ежедневное политическое ток-шоу на N-TV (чистый новостийный канал, аналог CNN).
НЕМНОГО О ВЫБОРАХ
— В Германии недавно закончились выборы, и мне было интересно, как коллеги различают пиарные выступления, пропаганду от программных заявлений. Коллеги удивились: «Мы ничего и не пытаемся отличить, все предвыборные заявления — популизм». В сюжетах так и говорят. Просто в стык цитируют предыдущие заявления политика, анализируют реальность выполнения данных обещаний с точки зрения экономики, влиятельности и т.д.
Но прагматичных немцев тоже можно обмануть. Победа социал- демократов сейчас была бы невозможна. Журнал «Шпигель» пишет, что сейчас 62% немцев считают себя обманутыми. Это небывалое изменение настроений населения через два месяца после выборов. В этом же номере названы нарушенные обещания канцлером Шредером о том, что не будут повышаться налоги, пенсионные отчисления, расти долги государства. Самый распространенный комментарий по этому поводу: «К власти приходит тот, кто врет». Молодой пародист записал песенку о налогах голосом Шредера на мо
— И как они успевают смонтировать сюжет, ведь репортер иногда приезжает за 15 минут до выпуска?
— Это они удивляются, как мы успеваем смонтировать, если сначала пишем текст. Там есть такие «звезды» (репортеры дня, которые работают только в оперативном режиме), которые начитывают в аппаратной в прямом эфире. Я хотела бы, чтобы со временем эта практика прижилась в Украине. Но это не только перестройка работы журналистов. Надо заметить, что немецкий репортер — уважаемая журналистская специализация на всю жизнь, там не стыдно бегать с микрофоном до 60-ти. А не занятие двадцатилетних, как у нас. Но оператор в новостях — полноценный автор сюжета, который полностью в теме. Он перед съемкой расспросит о всех нюансах и акцентах. И не бывает такого, чтобы он чего-то не успел снять. На съемке камера практически не выключается. Звук на пресс-конференции тоже. Все снимается в реальном времени. Да и монтажер готов из каждой скучной пресухи делать кино, а не механически перекрывать текст. Неудивительно, что немецкие журналисты, знакомые со спецификой нашего ТВ, иронично называют его иллюстрированным радио.