Затишье на фронте дало возможность создать для парламентских выборов громкие, скандальные и дискуссионные медиа-площадки. Едва ли не самым обсуждаемым в контексте предстоящего народного волеизъявления стал массовый поход в Раду общественных активистов, комбатов, и... журналистов. Первые уже давно просачивались в политику, создавая свои партии или присоединяясь к уже существующим, присутствие вторых в списках кое-кто называет популизмом, а вот поступок третьих, профессиональный долг которых — анализировать и, если нужно, критиковать действия власти, вызвал в обществе незаурядный ажиотаж и горячие дискуссии. Да, Майдан показал запросы на смену системы, обновление политсил, социальные лифты. Но, как недавно сказала главный редактор «Дня» Лариса Ившина в программе Павла Кужеева «День. Made in UA», «мы видим новые лица, но не видим новизны»...
Едва ли не самым обсуждаемым в сети стал поступок Мустафы Найема, Сергея Лещенко и Светланы Залищук, которые когда-то были в движении «Честно», а теперь собираются стать депутатами. Парадокс - движение образовалось во время акции «Фильтруем парламент за 24 часа», за год до очередных парламентских выборов в Украине. Своей целью движение называет активизацию общества ради очищения будущего парламента от недостойных депутатов. Теперь же прежние борцы с коррупцией собираются идти в Раду вместе с коррупционерами. Говорят, будут бороться с системой изнутри. В «Блок Петра Порошенко» вошли Мустафа Найем, Сергей Лещенко, координатор движения «ЧЕСТНО» Светлана Залищук, руководитель информационного управления в Администрации президента Ирина Фриз, шеф-редактор «Подробностей недели» Ольга Червакова, главный редактор канала «Еспресо.TV» Вадим Денисенко. Кроме того, Блок Порошенко поддержит по 218 мажоритарному округу народного депутата, бывшего журналиста-расследователя Владимира Арьева. В первой десятке «Народного фронта» оказались Татьяна Черновол и Виктория Сюмар, 13-м стал Дмитрий Тимчук. Анна Гопко возглавила избирательный список партии «Самопомич», в списки также попал Егор Соболев. И кандидатом в народные депутаты стала телерепортер, участница журналистского движения «Стоп цензуре!» Наталия Соколенко, которую выдвинул «Демократический Альянс» на съезде партии «Гражданская позиция» (Анатолий Гриценко).
Учитывая волну обсуждения, журналисты и общественные активисты дали пресс-конференцию в «Украинском кризисном медиа-центре», чтобы объяснить свои действия. «Если бы все эти люди создали, условно говоря, партию Майдана, но у них не было бы средств, не было бы медиа-ресурсов — они бы не попали в парламент», — заявляет Виктория СЮМАР, экс-заместитель секретаря СНБО. Странно, когда это говорят «адепты Майдана». Получается, они сомневаются, проголосует ли достаточное количество людей за них, даже за «того-кто-собрал-майдан»? Трудно себе представить, как в январе со сцены журналисты говорят, что пойдут на выборы с Порошенко или Яценюком — тогда было модно говорить о «социальных лифтах» и клеймить политиков... Но не сыграет ли это журналистам медвежью услугу, ведь уже сейчас на их страницах появляются комментарии растерянных людей, их читателей и фанатов, которые чувствуют себя обманутыми. Что же касается реформ, то Виктория Сюмар уже была в госаппарате. Еще в апреле она обещала в комментарии «Дню», что национальная информационная безопасность будет одним из приоритетных вопросов. Однако дело медленно сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда активисты с «Бойкота российского телерадиопродукта» стали ходить с митингами под каналы и Нацсовет и требовать перемен. И это уже было после того, как пани Сюмар написала заявление на увольнение.
• «Сейчас я слышу критику, как мы могли пойти на выборы с теми людьми, — говорит журналист Мустафа НАЙЕМ. — Да, мне было бы не стыдно идти на выборы отдельной партией с моими коллегами, а с теми, с которыми мы идем, действительно стыдно. Думаю, те фамилии, которые мы вчера слышали на съезде, есть во всех списках. Из того, что я понял после съезда партии — очень страшно скатиться в какую-то сторону. Но другого выхода не было». Что тоже достаточно сомнительное утверждение. Еще два журналиста — Данил Яневский и Алексей Мочанов — тоже идут на выборы, но с вновь созданной партией «Украина — Единая страна» сплошь из общественных активистов. Туда же входят люди, которые боролись и сейчас борются за благо страны, как, например, основатель общественной организации «Народний нагляд» Максим Музыка, директор национального музея Тараса Шевченко, писатель Дмитрий Стус, старейшина волонтерского движения Георгий Тука и так далее.
Мустафа подчеркивает, что инициировали переговоры с партиями сами журналисты, зная, что идут к людям, которых критиковали. «Это не означает, что все, что делает эта команда, мы поддерживаем, имеется в виду на данном этапе», — высказывается журналист. На данном этапе... а дальше? Партийная политика, руководители фракций, в конце концов, чем пришлось пожертвовать медийщикам за проходные места?.. Светлана Залищук уверяет, что журналисты вместе с общественными активистами собираются создать межфракционное парламентское объединение и внедрять совместно реформы. Увидим, как это будет выглядеть. И не появится ли когда-то фото Влада Соделя о мобильной переписке Мустафы Найема и Сергея Лещенко в Раде... (фотограф Влад Содель часто фотографирует из журналистской ложи в парламенте мобильные телефоны депутатов с смс-сообщениями, указывающими на коррупционные деяния или «подковерные игры». — Авт.)
• В своем блоге на «Украинской правде» в заметке «Прощай, Кабмин» журналистка Татьяна Черновол пишет: «Пришло четкое осознание — мое там пребывание было бесполезным. Потому что нет в Украине политической воли на бескомпромиссную, широкомасштабную войну с коррупцией...» и дальше: «Вообще Яценюк — это главная причина, почему мне уже давно нужно было уволиться из правительства». А затем неожиданно появляется вторым номером в списке «Народного фронта» вместе с Яценюком и Турчиновым. Правда, не все журналисты так резко изменили свой курс. Например, Наталия Соколенко, участница журналистского движения «Стоп цензуре!» уже давно с «Демократическим Альянсом» и при вступлении в избирательные списки в 2012 году выдвинула свои условия: партия должна согласиться всегда добровольно реагировать на журналистские разоблачения о членах команды «ДемАльянса». Правда, в этом году «Демократический Альянс» решил идти в парламент с Анатолием Гриценко, но это уже другая история...
Что же касается самих реформ, то журналисты планируют работать над вопросами закона о выборах, в том числе и открытых списков, прозрачности медиа-собственности и ограничением возможности олигархов владеть многими телеканалами, прозрачного реестра собственности, обеспечения неотвратимости наказания за коррупционные преступления, обеспечения справедливой судебной власти и так далее. Также Виктория Сюмар заявила, что необходимо финансирование политических партий из бюджета, так как иначе они постоянно будут зависеть от олигархов. Журналисты признались на пресс-конференции — вопросы зарплаты и денег стали в их кругах сейчас едва ли не самыми обсуждаемыми. Как написал на своей «Фейсбук»-страничке Мустафа Найем, он теперь будет бороться за повышение зарплаты для депутатов, ведь на 6,5 тысячи грн долго не проживешь. Правда, кандидат в депутаты, выдвинутый съездом «Гражданской позиции» Виталий Шабунин, объяснил, что в действительности депутатам платят дважды по 6,5 тысячи, а это уже 13 тысяч грн в месяц. Далее — выбор каждого экс-журналиста: жить на эти средства или зарабатывать в парламенте. История свидетельствует не в пользу журналистов. В основном хорошие медийщики становятся посредственными депутатами. Либо инструментами чьих-то политических игр. Кстати, Олег Ляшко, Елена Бондаренко, Анна Герман также начинали свою карьеру с журналистики...
• Разумеется, проблема не в том, что журналисты идут в парламент — они имеют на это полное право, как и любые другие граждане Украины. Вопрос в другом ряде причин. Например, почему именно с таких стартовых позиций? И если у медийщиков нашлись переговорщики в этих партиях, то как эти связи влияли на их предыдущую журналистскую деятельность? Общественный активист и журналист Виталий Манько на своей «Фейсбук»-страничке пишет: «Ребята, вы декларируете прозрачность и честность — где ваши заявления о выходе из «Честно» перед тем, как вы будете идти на выборы? Кто теперь вас будет объективно контролировать и по каким критериям, если вас связывают близкие отношения с теми, кто остался в движении «Честно»? Как быстро вы принимаете такие судьбоносные решения и кто вам поверит после того, как вы сманипулировали общественным мнением не один раз? Эта ситуация не создает конфликта интересов?».
Андрей КУЛАКОВ, директор по программной деятельности «Интерньюз-Украина»:
«Есть несколько перспектив развития ситуации. Запрос общества на обновление политической элиты в законодательном органе есть. Парламент долго не менялся. Нужны новые лидеры и новые концепты, идеи и механизмы. То, что в парламенте появятся новые лица, которые еще имеют достаточный кредит доверия, — это факт положительный. При условии, что эти люди персонально, структурно и институционно не изменятся в своих убеждениях и устремлениях. Политическая конъюнктура накладывает определенный отпечаток, потому эти люди должны оставаться проводниками тех идей, которые они провозглашали во время своей журналистской деятельности. С другой стороны, бытует такое мнение, что «четвертая власть» должна таковой и оставаться. Медиа должны наблюдать, критиковать, расследовать и быть настоящим посредником между властью и обществом. И именно журналисты должны постоянно напоминать власти, какова истинная социальная повестка дня. Поэтому медийщики, которые пошли в парламент, уже не смогут выполнять функцию «четвертой власти». Однако такие люди в политике — не последнее зло. Это намного лучше, чем массажисты, водители или охранники».
• «День» обращался за комментарием к медиа-эксперту, шеф-редактору ОО «Телекритика» Наталии ЛИГАЧЕВОЙ, которая сослалась на свою запись на «Фейсбук»-страничке. Вот что пишет пани Наталия: «Настроение дня, после всех съездов и количества действующих ныне журналистов, которые взяли предложения политиков баллотироваться: шок... А шок потому, что столько людей идет из профессии. И потому, что все прекрасно знают: политика, даже «чистая» — это отсутствие независимости в принципе. Партийная дисциплина, партийные (фракционные) интересы и так далее. Мы часто сетуем на то, что журналистика и журналисты у нас зависимы. Но это, зависимость журналистов — по крайней мере, ненормально. А в политике зависимость (разная, от многих вещей, людей, интересов) — это в принципе нормально, без этого нет политики. Тем более усиливается зависимость, в том числе и от того, с чем ты не согласен внутренне, когда люди идут не своей партией, а вливаются в чью-то...».
И, как всегда легкий и ироничный в своих оценках на «Фейсбуке» блогер, координатор ОО «Мы — европейцы» Сергей КОШМАН: «Как я понял, кто-то собрался строить в сессионном зале блокпосты, кто-то — создавать клуб честных людей, которые не продуцируют никаких новых общественных смыслов и представлений, кто-то идет за безопасностью и иммунитетом от теней и фантомов. Надеюсь, страна переживет этот «разгул демократии», крайне обремененный милитаризированным информационным полем и эмоциональным контекстом».