Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чистосердечная история

В ночь с 27 на 28 сентября ровно в полночь на телеканале «1+1» — программа «Аргумент-кино» и фильм культового одесского режиссера Киры Муратовой «Чуткий милиционер»
25 сентября, 2015 - 12:05
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

«Чуткий милиционер» — первый фильм Киры Муратовой времен украинской Независимости, совместное производство Украины и Франции, 1992 год. Лента  культового режиссера, которая собственными произведениями — с начала 1960-х и буквально до наших дней — настойчиво и неуклонно, преодолевая все возможные препятствия, создавала свою особенную кинематографическую планету.

Так уж случилось — милиционер Толя нашел младенца. Понятно — в капусте. И эта неожиданная находка изменила для него все: он опять начал замечать прекрасные мелочи бытия. И понял, что в жизни нет ничего случайного — все крепко переплетено, взаимосвязано. И всем хочется любви и сочувствия.

Собственно, сюжет фильма «Чуткий милиционер» фиксируется на многострадальном процессе усыновления Толей и его женой Клавой найденного в капусте малыша. Сам посыл — фактически с рождественской истории, а развитие сюжета предлагает, так сказать, классический конфликт позднесталинской драматургии, то есть борьбу хорошего с еще лучшим.

Но все это притворно.  Потому что сентиментальный сюжет наталкивается на авторский несентиментальный взгляд на персонажей и на все действо, что и превращает картину в особенный, неповторимый артефакт. Артефакт, в котором изобилует уже классическая рефлекторность муратовских людей-символов и неожиданная водевильность действа.

В компартийные советские времена режиссеру запрещали снимать, потому что подозревали в антисоветчине. Наверное, не без основания. Потому что ее произведения абсолютно лишены наигранного, притворного оптимизма, что, как ни крути, было в основе идеологически «единственно правильного творческого метода» коммунистов — соцреализма.

Впоследствии, когда коммунистическая идеология попала на мусорник, Муратову продолжали обвинять в пессимизме на всех возможных платформах. Да и до сих пор ей достается за будто бы «нелюбовь к человеку и человечеству в целом». И зря, потому что Муратова просто реалист, она раскрытыми глазами смотрит на многовековую поступь человечества.

Как уже вспоминалось, «Чуткий милиционер» — первый фильм времен украинской Независимости. Дальше были еще восемь полнометражных и три короткометражных ленты — фактически, Муратова, как никто из украинских режиссеров, каждые два года создавала полнометражную картину. И именно об этом периоде ее творчества будет идти речь в программе в специальном сюжете.

Кира Муратова в течение всего своего кинопути, о завершении которого объявила недавно, фактически оставалась в лоне российской культуры, но осознает себя украинской гражданкой — горячо приветствовала Украинскую революцию и решительно осуждает российскую агрессию.

Когда-то, после завершения работы над «Чутким милиционером», Муратова сказала, что этот фильм, в отличие от ее предыдущих лент, — абсолютно чистосердечная история, без каверзы, почти сказка, а эстетика картины — что-то близкое к витрине фотоателье, где на тебя вытаращиваются розовощекие малыши и улыбающиеся молодожены.

Владимир ВОЙТЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ