Верховная Рада Украины 2 сентября провалила голосование за проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» относительно установления процедуры временного ограничения трансляции и ретрансляции на территории Украины программ телерадиоорганизаций, которые не подпадают под юрисдикцию Украины (№4297а). За законопроект проголосовало только 200 народных депутатов из 264, зарегистрированных в сессионном зале. В этот же день депутаты не поддержали в первом чтении в целом законопроект №4263а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия информационной агрессии иностранных государств». За это решение проголосовали только 195 парламентариев.
Предложены новые законодательные изменения, в частности, предусматривающие предоставить Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания право собственными решениями временно запрещать ретрансляцию телерадиопрограмм, первичная трансляция которых осуществляется из территории других стран, в случае, если они содержат призывы к насильственному изменению конституционного строя, развязыванию войны, пропаганду любого рода нетерпимости или информацию, которая не отвечает Закону Украины «О защите общественной морали» на срок до трех месяцев; нормативно регулировать механизм ограничения ретрансляции таких телепрограмм, в том числе возможность обращения к регуляторному органу страны, под юрисдикцию которого подпадает телепрограмма относительно установленных нарушений.
Автор предложенных изменений к Закону «О телевидении и радиовещании» народный депутат Николай Княжицкий заметил, что позитивное голосование депутатов позволило бы отключать телеканалы на 30 дней до соответствующего решения суда. «Вы видите, что в настоящее время происходит в украинском информационном пространстве. МВД совместно с Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания обращаются в суд и прекращают в Украине вещание телеканалов, которые призывают к войне. Эти процессы уже идут. Важно дать Нацсовету права, которые не позволят злоупотреблять этим процессом», — отметил Николай Княжицкий.
«Действительно, новые законодательные изменения, прежде всего, предусматривали расширение полномочий Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Украины, где четко указано право регуляторного органа обращаться с иском в суд для запрещения российских каналов и право им самим принимать такие запрещения на временный срок, — прокомментировала «Дню» медиа-юрист Татьяна КОТЮЖИНСКАЯ. — Временное запрещение на определенные каналы существует во многих странах, как правило, сроком от трех до шести месяцев. Это запрещение налагается государственным регуляторным органом, а затем этот же орган подает на нарушителя в суд. Впрочем, непринятие изменений к медийным законам для нас не является катастрофическим. Нужно откровенно сказать, что эти законопроекты разрабатывались после решения СНБО во время аннексии Россией Крыма, и сегодня они нуждаются в актуальных доработках. Кроме того, нужно, чтобы Украина, принимая такие законы, не превратились в тоталитарное и диктаторское государство. Существенное расширение полномочий государственного регулятора может привести к закрытию всех подряд неугодных каналов. Думаю, что депутаты в этот раз продемонстрировали осторожность, не поддержав эти законодательные изменения».