Игра. И один из вечных жанров телевидения. Когда, казалось бы, исчерпаны все способы привлечения внимания к ней — алчный азарт и виртуальная возможность заработать вместе с участниками, узнать что-то занимательное или проверить свои знания. К игре зрителей привораживают пряником — обаянием ведущего, безобидной интригой по поводу нежданного приза. Нашел своих поклонников психологический кнут — прессинг вплоть до неуважения к игрокам. И даже щекотание нервов ситуациями физической опасности.
Однако, наметился новый поворот — семейный. Свежий игровой проект на Новом — «Один за всех» (производство НТВ). Прежде всего, это экстремальное приключение для семей-участников. Ведущая, два оператора и звукорежиссер заявляются домой к желающим развлечься таким необычным образом и предлагают игровое задание, которое одному из членов семьи предстоит освоить за пять дней. Тут и кроется ловушка для зрителей под названием со- пе-ре-жи-ва-ни-е. Это ролик о том, как происходит овладение дурацкими заданиями. Бедный страдалец, который пять дней запоминал 300 иностранных флагов или набрасывал колпаки на голову, уже небезразличен. Неудачных съемок не бывает. Ведь вначале у соискателей мало что получается, а это всегда забавно. В какой-то степени этот ролик — смешение жанров. Не прошло бесследно увлечение реал-ТВ. Почти всегда видно, добьется ли герой успеха. Победители получают богатые призы по собственному выбору — вплоть до машин и путевок на Канары. И пропагандируют семейный образ жизни — недружным семьям под телевизионным прицелом делать нечего.
Но не все каналы могут похвастаться современным уровнем творчества. Около месяца идет новый проект и на УТ-1, попроще и поконкретней, с клоунским названием «Бинго Бум Лото». Оно прямолинейно и энергично пытается убедить граждан покупать одноименную лотерею. Зачем следить за последними телевизионными тенденциями и тем более выдумывать что-то новенькое? Рекламировать надо! В расчете на слепую удачу украинские граждане собирают и отсылают крышечки от пива, шоколадные и бульонные обертки и т.д. в надежде, что из десятков мешков с этим добром вынут именно их счастливую обертку. В этом плане зачеркивание цифр лото — уже шаг вперед.
Студия заполнена доверчивыми и небогатыми (судя по одежде) жителями регионов. Это совпадает со статистикой, которая утверждает, что в лотерею играют преимущественно не очень состоятельные граждане. Вопросы (которые, кстати, для них сочиняет вездесущий Борис Бурда) несложны, главное — пробиться в участники игры в студии. Тогда благосостояние граждан может вырасти от 500 гривен до «Фольксвагена-гольфа». Машина досталась испуганной бабушке в немодной беретке и с выбитым зубом. «Катенька, я выиграла!» — не мне, конечно, а своей правнучке закричала старая женщина. «Какое счастье, я выиграла. Играйте все!» Но вместо ликования от растущего благосостояния наших граждан почему-то щемит сердце.
А вот образчик творчества игры для семейных пар — «Медовый месяц» («1+1»). Итоговая игра года, главный приз — телевизор. Здесь надо закончить фразу «Стоит елка под звездой, под ней Снегурочка с...» (ответ, по мнению ведущего, очевиден — с Дедом Морозом...). Вопросы усложняются от тура к туру. Для развития воображения надо представить свою жену в постели в качестве снежной бабы и честно отрапортовать о последующих событиях. Варианты ответов: у нее часто выпадает морковка; она быстро тает; ее трудно укатать. Также удалось выяснить, что мужья — Деды Морозы часто используют свой посох не по назначению. Особенно, когда зовут на помощь Снегурочку. Вам неловко читать? Бросьте. Телевизионная пошлость с легкой голливудской руки становится на экране нормой. К чему условности, если можно стать лучшей парой года.
Конечно, были и другие примечательные моменты игровых передач. Но ни кичем, ни новизной не поразили. Трудно назвать явным провалом итоговый выпуск «LG Эврика» («Интер») с украинскими эстрадными звездами вместо интеллектуальной молодежи. Привлек на несколько минут внимание новогодний гость «Кресла» («1+1») — российский певец Маршал. Он не только умеет управлять своим пульсом, но и почти выиграл около шести тысяч долларов. Уже никого не коробит остроумное хамство Николая Фоменко в сенсационной игре позапрошлогоднего сезона «Экстремальные ситуации» (СТБ). Редким праздником, розочкой на торте украшают эфир сезонные серии «Что? Где? Когда?». И не хватает действительно интеллектуальных игр с хорошим азартом Знатоков, как «Брейн-ринг». Или спокойного варианта интеллигентного поединка «Своя игра» (НТВ). Больше игр хороших и разных, а не только разных.