Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что обеспечит успех украинского медиа-рынка

6 июля, 2007 - 00:00
НА ФОТО: МОДЕРАТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТОРНЫХ ОРГАНОВ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ: ПРОЗРАЧНОСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ» ВИТАЛИЙ ШЕВЧЕНКО (ГЛАВА НАЦИОНАЛЬНОЙ РАДЫ ПО ВОПРОСАМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ), ТАТЬЯНА ЛЕБЕДЄВА (ЧЛЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ РАДЫ ПО ВОПРОСАМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ) И ТАРАС ПЕТРИВ (ГЛАВА НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО УТВЕРЖДЕНИЮ СВОБОДЫ СЛОВА И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ УКРАИНЫ) / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

«Европейские стандарты деятельности регуляторных органов электронных СМИ: прозрачность и независимость» — именно эту тему представители медиа-пространства из различных стран на днях затрагивали на международной конференции в Киеве. Соорганизаторами данного мероприятия выступили Европейская комиссия Совета Европы, Национальная комиссия по утверждению свободы слова и развития информационной отрасли при Президенте Украины, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания.

Лейтмотивом обсуждения участников конференции стал вопрос о необходимости создания гарантий защищенности украинского Нацсовета. Следует отметить, что Верховная Рада еще в первом чтении законопроекта о внесении изменений в закон о Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания приняла предлагаемые изменения с целью проведения ротации состава того же Нацсовета. Таким образом, по словам председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Виталия Шевченко, политики будут иметь возможность устраивать отставки, если деятельность органа кому-то не нравится. Следует также отметить, что представители регуляторных органов в сфере телерадиовещания Франции, Великобритании, Италии, Ирландии и Боснии и Герцеговины заявили, что независимость этих учреждений — требование Совета Европы.

Дуня МИЯТОВИЧ , глава Европейской платформы регуляторных органов (EPRA):

— Отмечу, что в четирёхмиллионной Боснии и Герцеговине до 1998 года функционировало 340 телерадиоорганизаций, и на рынке господствовал хаос. Однако сейчас ситуация намного лучше. Лицензию получают только «наиболее подготовленные» из компаний, однако контролирующая организация обязательно предоставляет объяснение отказа в предоставлении лицензии, который можно обжаловать в суде. Сейчас в Боснии и Герцеговине осталось 184 ТРО, из которых три — общенациональные.

Изабелла ХРУСЛИНСКАЯ , координатор Плана действий Совета Европы:

— Украина пока что не в состоянии реализовать План действий Совета Европы и Еврокомиссии, осуществление которого запланировано на конец текущего года. Напомню, что мы подготовили ряд рекомендаций и экспертных оценок законов по инициативе самой Украины. Основными актами действующего плана действий сделано на приведение в соответствие с европейскими стандартами действующего законодательства в стране у проектов законов, связанных с широкой сферой в СМИ. Стоит также напомнить, что отдельная часть плана действий направлена на усовершенствование Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, которое фиксируется системой европейских стандартов регуляторных органов электронных СМИ о внешней независимости. Теперь остается открытым вопрос, когда и насколько Украина сумеет воспользоваться этими рекомендациями, которые помогут решить проблему отсутствия в украинском законодательстве в сфере СМИ значительной части европейских стандартов. Действительно, опыт Боснии и Герцеговины является очень интересным, потому что эта страна похожа на Украину. Она перешла свою трансформацию к демократической системе. Но в то же время еще и очень интересно то, что Босния создала сразу нетрадиционный род регулятора. То есть он занимается не только регуляцией содержания, но и телекоммуникаций.

Следует сказать, что остается открытым вопрос, насколько Украина умеет использовать эти рекомендации. Надеемся, что Украина, как член Совета Европы, примет на себя обязательства относительно имплементации этого законодательства

Рашида АРХАБА , член Высшего аудиовизуального совета Франции:

— Лицензии во Франции выдаются бесплатно, но на конкурсных основах. Приоритетом для получения лицензии выступает введение как можно большего количества французских программ. Вещатели платят налог на творчество и рекламу, а также финансируют французские кинопроизводства и имеют много других обязательств. Но все эти жесткие меры направлены только на благо зрителя: на защиту французской культуры, детей и молодежи.

Виталий ШЕВЧЕНКО , председатель Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания:

— Что касается прозрачности, то Нацсовет активно работает в этом направлении. И, следует отметить, довольно удачно. Ведь мы ввели открытые заседания, еженедельные брифинги, открыли собственный сайт. СМИ пытаются работать профессионально и осуществлять свою работу, профессиональные подходы, не подвергаться политическому давлению, воздействию административных органов и тому подобное. А вот что касается независимости... То, что у нас пытаются сделать политики, подчинить себе все органы, не является признаком демократических процессов в стране. Подобного в Европе не могло быть. Ярким примером такой деятельности может служить постыдный на сегодняшний день опыт лицензирования телерадиоорганизаций через решение судов, даже для тех компаний, которые не проходили конкурсных отборов. Эту практику, к сожалению, нам не удается прекратить.

Эдуард ПРУТНИК , председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины:

— Украина стремится интегрироваться в европейское телерадиопространство. Сегодня мы принимаем меры для введения европейских стандартов. Ради этого правительство завершило процедуру предоставления на ратификацию парламентом проекта Закона Украины «О трансграничном вещании», к рассмотрению которого перейдут сразу после реанимирования Верховной Рады. Вместе с тем, создана рабочая группа, которая работает над концепцией украинского общественного вещания. В начале этого года подписана декларация о сотрудничестве с органами государственной власти с целью введения в Украине общественного вещания. В то же время возникает необходимость одновременной адаптации регуляторной базы к новым условиям, связанным с перестройкой информационного общества. Но гражданское общество в Украине в европейском понимании этого понятия еще, на мой взгляд, не создано. Некоторые законодательные акты не учитывают определенные факторы и имеющиеся в наличии ресурсы, поэтому часто уже принятые законы так и не срабатывали на практике. Главным фактором, который изменит ситуацию к лучшему, станет практическое введение в Украине цифрового вещания, которое даст возможность удовлетворить потребности большего количества теле-, радиоорганизаций. Убежден, что только общими усилиями государственного комитета, Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания с другими органами можно решить немало проблем, которые сдерживают развитие электронных СМИ.

Андрей ШЕВЧЕНКО , председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации в Верховной Раде Украины пятого созыва:

— На формальном уровне мы можем говорить об очень высоком уровне прозрачности работы Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. Открытый режим заседаний Нацсовета, свободный доступ ко всей информации — это те вещи, которым могут поучиться большинство других органов власти. В то же время мы понимаем, что есть и глубинные вопросы, которые намного более важны и являются сутью прозрачности Нацсовета. Мы должны увидеть какое-то улучшение во всей системе органов власти.

Недавно мы предложили максимально сделать открытым рынок для иностранных инвесторов в плане учредительства СМИ. Далее предстает логический вопрос: кто будет следить за прозрачностью собственности, кто будет контролировать иностранцев. Это должен быть Нацсовет. Если так, то какие ресурсы государство даст этому органу для реализации замысла. Иной вопрос, каким образом Национальный совет может быть задействован в поддержке украинского теле- и радиопроизводтва. Но этому рынку очень недостает союзников в органах власти.

Все, что мы обсуждаем, должно работать на одну простую идею — успешный медиа-рынок в Украине, который будет базироваться на основах свободы слова, журналистских стандартах и на основах прозрачной и честной конкуренции.

Ирина КОНОНЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ