В Беларуси уже есть первая жертва указа Президента Александра Лукашенко «О мерах по усовершенствованию использования национального сегмента сети Интернет». Провайдер отключил сайт негосударственной газеты «Витебский курьер», сообщает «Медиа-бизнес».
Указ «О мерах по усовершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» был подписан Александром Лукашенко 1 февраля этого года. Еще проект указа, обнародованный в декабре 2009-го, вызвал протесты и критические оценки как белорусских медийщиков, так и международных правозащитных организаций, среди которых — ОБСЕ.
Согласно документу, контроль над интернет-ресурсами в Беларуси переходит к Совету министров и Оперативно-аналитическому центру при администрации Лукашенко. В сферу влияния ОАЦ попадают все интернет-провайдеры страны, в его компетенцию также входит запрет на доступ к информации, которая считается незаконной по белорусскому законодательству, и регистрация доменных имен .by.
Таким образом, во всех интернет-клубах вводится обязательная идентификация пользователей интернет-услуг. А для сайтов, являющихся частью национального информационного пространства Беларуси, размещенных на ее территории, становится обязательной государственная регистрация. Переход на использование национальных информационных сетей и систем все юридические лица и частные предприниматели должны были осуществить до 1 июля 2010 года. За нарушение законодательства государство присылает требование отключить от сети «непокорный» интернет-ресурс. Провайдеры обязаны выполнить требование в течение суток после его получения.
После того как 1 июля 2010 года указ Лукашенко вступил в действие, провайдер отключил сайт негосударственной газеты «Витебский курьер». Эту газету закрывают уже не впервые. Предыдущее отключение было в 2006 году. Но после перерегистрации в Смоленске издание снова начало выходить в онлайн-версии, так как распространять его по подписке и в продаже не разрешили. Теперь «Витебский курьер» закрыли снова. Как сообщил «Белтелеком», «согласно требованиям в полученном письме». Хотя формальный повод закрыть газету был, ведь издание не прошло установленную указом президента процедуру регистрации, поскольку считает ее еще одной попыткой усилить цензуру в СМИ.
Кстати, инициативы об обязательной государственной регистрации определенных интернет-ресурсов и наказаниях в случае нарушений указанной нормы озвучивались и в Украине. В частности, в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию системы государственной регистрации информационных агентств» за подписью премьер-министра Николая Азарова, зарегистрированном Верховной Радой 1 июля, предлагалось штрафовать информагентства за выпуск информационной продукции, если агентство не является зарегистрированным. Согласно законопроекту, за нарушения информагентства ожидали штрафные санкции в размере 2040 гривен. За повторное правонарушение в течение года издания предлагалось штрафовать на 5100 гривен.
Однако, как сообщил «Дню» исполнительный директор Интернет-ассоциации Украины Владимир Куковский, новый законопроект на самом деле не такой уж и новый по смыслу. Поскольку обязательная государственная регистрация касается лишь тех информагентств, у которых есть договора с другими СМИ о предоставлении платных информационных услуг. А такая норма в украинском законодательстве существовала и раньше. Если интернет-СМИ хочет предоставлять услуги как средство массовой информации, законопроект его не касается. Нововведением можно считать только применение штрафных санкций к агентствам, которые нарушили законодательство, поскольку раньше они предусмотрены не были.
Татьяна КОТЮЖИНСКАЯ, президент Ассоциации медиа юристов Украины:
— Закон Украины «Об информационных агентствах» никогда не был особо популярным. Принятый в 1995 году, он остается действующим почти без изменений. Хотя символично, что изменения в Закон вносились в 2003 году и касались ограничения доли иностранцев в уставном фонде информационного агентства до 35% и увеличения количества документов, необходимых для государственной регистрации. Были ли это сознательные попытки ограничить деятельность отдельных веб-сайтов, теперь точно установить не удастся. Также можно сказать, что в том же 2003 году было внесено много изменений в информационное законодательство, в частности, появилось определение цензуры и оценочных суждений в Законе «Об информации», также была установлена административная ответственность за нарушение законодательства о печатных СМИ. Дополнение 2010 года предусматривают конкретную ответственность за распространение информационной продукции информационным агентством без его государственной регистрации как субъекта информационной деятельности. Прежде она предусмотрена не была. Составить протокол для привлечения лица к админответственности сможет орган, который проводит регистрацию информационных агентств. Сейчас это Министерство юстиции Украины. В то же время в Законе «Об информации» нормы, дающие определение информационной продукции и информационной услуги, прописаны нечетко — следовательно, есть риск толкования этих норм таким образом, что любое лицо, если только оно собирает, обрабатывает, создает, хранит, готовит к распространению, выпускает и распространяет информационную продукцию как материализованный результат информационной деятельности, предназначенный для удовлетворения информационных нужд граждан или юридических лиц, без соответствующей регистрации в Минюсте может быть привлечено к админответственности. В целом надо отметить, что существование таких норм является рудиментом административной системы, когда на учете должна была быть каждая печатная машинка. А вдруг что-нибудь напишут? Безусловно, в открытом обществе место государственной регистрации должно быть сведено к минимуму.