Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Чтобы запечатлеть в памяти...»

Фронтовой фотограф Юрий Величко — о потребности новых ракурсов
11 ноября, 2016 - 14:06
ПОЗЫВНОЙ «ГАЛ» / ФОТО ЮРИЯ ВЕЛИЧКО

Юрий Величко (позывной «Фотограф») — боец 46-го отдельного батальона специального назначения ВСУ «Донбасс-Украина». Попасть на войну пытался с первых дней, но взяли только в начале 2015 года. В апреле 2016-го демобилизовался, но в мирной жизни задержался только на четыре месяца — подписал контракт. Фотохудожник по призванию, Юрий Величко параллельно с выполнением боевых задач ведет фото- и видеолетопись батальона. В октябре, после пяти месяцев на передовой «Донбасс-Украина», вернулся в пункт постоянной дислокации, в город Лозовая, что на Харьковщине, и у Юрия появилась возможность принять участие в фотоконкурсе и посетить открытие XVIII Международной фотовыставки газеты «День». Вернулся он оттуда не с пустыми руками — работа «Позывной «Гал» получила приз от Посольства Австралии в Украине, а фотография «Позывной «Пианист» — от Национального союза фотохудожников Украины.

Пан Юрий, как появились работы, которые были отмечены на фотоконкурсе, — «Позывной «Пианист» и «Позывной «Гал»?

— О «Пианисте» сказано и написано уже было много. Где бы мы ни были, он всегда искал, и что самое интересное — находил, инструмент. Это мог быть клуб, детский садик или лагерь. «Пианист» сразу начинал играть. Это было замечательно. В этот раз мы расположились на базе в секторе «А». Он играл, а я подкрался и сделал снимок.

«Гал» — артиллерист, но тогда выполнял функцию корректировщика огня. Фотография была сделана летом в Марьинке, на «передку» — недаром позади простреленные ворота. Я сделал общий снимок, а также сфотографировал каждого из бойцов отдельно. Неподалеку от этой позиции был террикон, который служил наблюдательным пунктом, — его можно увидеть в работе «Дорога гильз», которая также представлена на фотовыставке «Дня». Бойцы поднимались на него раз в несколько дней, меняя друг друга. Враг постоянно пытался уничтожить эту точку — били из пулеметов, гранатометов, артиллерии. Словом, тем, кто находился на той высоте, было несладко. Сейчас «Гал» уже демобилизовался, женился.

Я постоянно фотографирую, снимаю видео во время службы. Стараюсь не пропустить ничего важного — освещаю весь боевой путь батальона, а батальон — это, прежде всего, люди, бойцы. Ведь случается так, что ты делаешь фотографию, а через несколько дней выясняется, что для этого человека она была последней... Именно поэтому это так важно — чтобы все осталось в памяти.

— Как относятся к вашей работе другие бойцы? Возможно, есть и такие, кто не стремится попасть в кадр?

— Нет. В отличие от корреспондентов, фотографов, которые приезжают на день-два, ко мне у бойцов всегда есть доверие. Ведь для журналиста — это, прежде всего, работа. Как бы там ни было, он оказывается на передовой прежде всего ради сюжета — чтобы сделать соответствующие иллюстрации или «картинку» для новостей. Для меня же публикации — это вторичное. Бойцы понимают, что я никогда не покажу человека в непривлекательном свете. В батальоне я уже давно, все знают, чем занимаюсь, и относятся с пониманием. Благодарен им за это.

Адекватно ли, с вашей точки зрения, войну освещают отечественные медиа? Кажется, на фоне определенного ослабления боевых действий эта тема отошла на второй план.

— Это — палка двух концов. Если говорить слишком много, война становится будничностью  — люди мало обращают на нее внимание. Взрывы, выстрелы — каждый день все то же самое. Чтобы заинтересовать аудиторию, материал должен быть как можно качественнее. Необходимо искать новые ракурсы. Мне кажется, журналисты должны стараться рассказать конкретные истории. Чтобы не опуститься до банальной статистики — «200-е», «300-е». Ведь для меня это — люди, которые постоянно рядом со мной. И вдруг они погибают или становятся инвалидами, как два моих товарища. Мы видим все это по-разному   — зритель со своей стороны, а мы со своей.

Чувствуете ли вы разлом в обществе — между теми, кто живет войной, военными, волонтерами, и людьми, которые живут мирной жизнью?

— Конечно. Есть, к сожалению, и те, кто сознательно называет эту войну чужой — мол, пусть олигархи, Порошенко сами разбираются. Все, чтобы оправдать свое неучастие — не говорю в самой войне, но даже в помощи, в сопереживании. Так проще — пусть кто-то другой воюет, у меня здесь своя жизнь.

Каковы ваши впечатления от фотовыставки газеты «День»?

— Если говорить в двух словах — мощно и вдумчиво. Заметно, что фотовыставка организована не ради собственно фотовыставки — мол, вот мы сделали, теперь отчитываемся. Нет! Заметен особый подход. Работы были отобраны с любовью, ответственно. Как фотограф знаю, что недостаточно сделать хорошие снимки — следует еще и качественно, с хорошим освещением представить их в экспозиции. Все было на уровне — мне действительно понравилось! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и участие в следующих фотовыставках.

Роман ГРИВИНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ