Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пэр ДАЛГААРД: Говорить все — не обязательно, говорить правду — необходимо

Журналист из Дании — о проблемах датской и украинской прессы
27 июня, 2008 - 00:00
ФОТО МАРИИ СЕМЕНЧЕНКО

Пэр Далгаард, корреспондент большой датской газеты Information, уже на протяжении нескольких десятилетий освещает для датчан ситуацию в России и странах СНГ. Кроме того, Пэр руководит школой журналистики, которая призвана подготовить будущих журналистов ко вступлению в университет. Ребята учатся на протяжении пяти месяцев, осваивая и теорию, но в первую очередь — практику. В рамках обучения Пэр вместе со своими учениками дважды в год отправляется в страны СНГ, Прибалтику. Насыщенная поездка должна для каждого из будущих журналистов вылиться в первый серьезный проект — статью, радио- или телепрограмму или фоторепортаж.

Мы застали Пэра во время его очередного визита в Украину вместе с учениками школы и задали журналисту несколько вопросов.

— Недавно произошел взрыв в датском посольстве в Пакистане. Это продолжение развития конфликта, который связан с публикациями остро критических карикатур в датской газете. Как выглядит ситуация с вашей точки зрения?

— Частично датчане сами виноваты в возникновении такой ситуации. Конечно, подрывать людей тоже никто права не имеет... Но те журналисты и та газета, которая опубликовала остро негативные карикатуры — это достаточно крупная газета, консервативная (то есть поддерживающая правящую партию), я их хорошо знаю, этих ребят, и я с ними не согласен. Они считают, что публиковать карикатуры можно было и нужно, потому что это свобода прессы. Но они забывают о том, что показать все, конечно, можно, но не обязательно. Нужно в первую очередь думать и поступать разумно. Ведь есть ответственность, есть кодексы, которые журналист должен соблюдать. Существует журналистская этика... Мне кажется, что не обязательно было публиковать эти карикатуры, которые стали причиной серьезного конфликта. Особенно этого не стоило делать во второй раз, зная о последствиях первого...

— Да, это действительно выглядело как провокация.

— Это и была провокация. За свободой слова тоже есть условности. То есть говорить все — не обязательно, но говорить правду — необходимо.

— Говоря о рынке прессы в Дании, как он выглядит? Существует ли общественное телевидение? Сколько есть общенациональных телеканалов и кому они принадлежат?

— В Дании есть три государственных телеканала. Они одновременно являются общественными. Но один из них сейчас хотят приватизировать. Сомневаюсь, что это правильно... В принципе, самые главные каналы общественного вещания — это DR1 и DR2. Это общественные общенациональные каналы, которые находятся под контролем не правительства и не премьер-министра, а парламента и общества. Их контролирует специально созданный совет.

— Чем эти два канала отличаются по наполнению?

— Я бы сказал, что они чем-то отличаются принципиально. Разве что DR2 — это, можно сказать, канал для интеллигенции, более серьезный, без поп-програм. А на DR1 особенно серьезный подход к созданию новостей.

— А говоря о коммерческом телевидении... В Украине, например, все больше набирает обороты «пожелтение» и эфира в целом, и даже новостей.

— Эта тенденция у нас тоже чувствуется, особенно в коммерческих медиа. Коммерческие канал в Дании принадлежат не датчанам, это составные части международных холдингов, например ТV3. Больших датских коммерческих телеканалов не существует, только совсем маленькие. Поэтому фактически в руках датских политиков медиаресурсов нет. Хотя СМИ могут проявлять свою симпатию к той или иной политической силе, но проявляется эта симпатия в открытую, а не завуалировано. Например, как я уже сказал, одна из газет, консервативная, поддерживает власть, но есть в то же время и другая большая газета, которая поддерживает другую партию.

— Чего не хватает украинской журналистике, чтобы выйти на европейский уровень?

— Независимости — от капитала, политиков и вообще от владельцев. Это неплохо, что люди хотят заработать деньги, это понятно, но то, что они через СМИ пытаются вести политическую борьбу, руководствуясь своей миссией, — это уже плохо. И в Украине это есть. Так же как и в России, и многих других бывших советских республиках. У вас все упирается в отсутствие по-настоящему объективной журналистики. Я думаю, что украинской прессе нужно время. Потому что владельцы печатных СМИ, радио и телевидения со временем поймут, что, чтобы продать, например, газету, надо, чтобы читатель тебе верил. В Дании с этим значительно лучше.

— Именно эта независимость дает возможность вашей стране входить в пятерку стран с наивысшим уровнем доверия общества к прессе?

— Думаю, да. Доверие датчан к прессе действительно есть, хотя и желтая пресса в то же время процветает. Но у народа есть понимание, что желтая пресса — это не серьезная объективная журналистика, а развлекательная.

— А какие в таком случае недостатки вы наблюдаете в датской прессе?

— Недостатки есть. По моему мнению, это ориентация на поверхностность, журналисты забывают о необходимости критиковать, быть на страже, следить прежде всего за своим правительством, за властью, оценивать ее деятельность. Журналистские расследования у нас хотя и не редкость, но они не такие суровые и свирепые, какими должны быть.

— Можно ли сказать, что в Дании есть своя школа журналистики или ее можно причислить к общеевропейской?

— Нет. Отдельной школы журналистики как таковой у нас нет, мы действительно руководствуемся общеевропейскими принципами — плюрализм, объективность и так далее. Ну, конечно, об объективности мы все прекрасно знаем то, что ее не существует, но в то же время стремится к ней необходимо. Журналист должен объяснить читателю, что происходит. И чтобы это сделать, нужно подключить все точки зрения.

В Дании есть два взгляда на то, каким должен быть журналист. Одни считают, что журналистика — это ремесло, которому можно научиться. И если ты умеешь быть журналистом, ты умеешь все и можешь выполнить любую задачу. А есть взгляд академический: надо, чтобы журналист специализировался на чем-то, чтобы человек знал как можно больше об обществе, о своей сфере, например, экономике, культуре и так далее.

— За последние 10 лет в Дании на 28% сократилось количество ежедневных газет. С чем это связано?

— Это связано с тем, что на рынок массово выходят бесплатные газеты(у вас в стране они тоже начинают появляться), они воюют между собой и воюют со старыми газетами. Какую-то часть рынка они уже завоевали, и будут завоевывать еще. Я думаю, что со временем в Дании останется 4—5 больших бесплатных газет. Остальные — уйдут, потому что это слишком большие убытки.

— Вы следите за развитием украинской прессы уже на протяжении 10 лет. Какие произошедшие изменения, по вашему мнению, самые принципиальные?

— Кроме всего прочего, самым главным изменением я считаю образование. Я вижу, как меняется образ мышления общества за счет молодого поколения. И это, по-моему, самое главное.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ