Традиция советского телеэкрана создавать новогодние проекты успешно сохранилась, а вот традиция снимать к зимним праздникам соответствующие телефильмы дала сбой. Конечно, «Ирония судьбы» и «Чародеи» могут еще лет двадцать работать на новогоднюю атмосферу в домах телезрителей, но — не пора ли расширить ассортимент? Три года назад канала «1+1» решил для себя, что — пора, и теперь каждые зимние праздники в его эфире появляется новая телевизионная картина — сперва рождественская сказка «Подарок судьбы», затем эксцентричная комедия «Новогодний киллер», а в последний день этого года, 31-го декабря, поклонники канала увидят премьеру новогодней комедии «Давай поиграем».
Именно эту фразу «Давай поиграем!» — все время говорит маленький Миша Изотов своему папе, маме, бабушке… Но родители ужасно заняты — мама сбегает из дому, чтобы оставить ребенка на мужа, а супруг исчезает, чтобы оставить ребенка на бабушку. Бабушка, в свою очередь медитирует… Никто не хочет играть с непоседливым любителем химических экспериментов и никто не замечает, что Миша умеет видеть сквозь стены. Единственным человеком, который таки поиграет с мальчиком, окажется несчастный запутавшийся бандит Кондер, роль которого исполнил герой фильма «ДМБ» и сериала «Каменская» Стас Дужников. После похищения мальчика Кондер вынужден был остаться его охранять, так он впервые поиграл с ребенком, и впервые с ребенком вообще кто-то поиграл. И из этого получились настоящие приключения, спаслась не одна человеческая жизнь и возникла настоящая дружба. По мнению создателей, это картина о малыше, который почувствовал ответственность за такого большого, но сломленного человека, а этот большой почувствовал, что для него еще не все потеряно. Эта истинная мужская дружба вдруг подтянула всех людей вокруг, заставила и маму, и папу, и бабушку увидеть, что в жизни есть настоящие ценности, которые могут потеряться в сумасшедшем ритме существования. В конце концов, о таких вещах надо напоминать время от времени — это то, что не остается в минувшему году, а переходит в последующие.
Сценарий комедии написала молодая киевская писательница, журналист и автор телефильма «Осторожно, блондинки!» Алла СНИЦАР.
— Алла, для режиссера Александра Итыгилова «Давай поиграем» — фильм о дружбе. О чем этот сценарий был для вас, когда вы его писали?
— О дружбе, бесспорно. Но о дружбе необыкновенной, непредсказуемой, яркой и трогательной, которая, начавшись с игры, удивительным образом объединила грубого, не раз битого жизнью бандита и умного мальчика из интеллигентной семьи. Но история многослойна. Она еще и о любви, которую так легко потерять, о взаимопонимании и доверии. Я с удовольствием писала сценарий, этот период стал для меня своего рода игрой. Это было время «новогодних каникул», я отправлялась с утра гулять по городу с диктофоном, на который «наговаривала» диалоги «в лицах и красках». «Давай поиграем» — фильм, в первую очередь, для взрослых. Ведь очень часто мы даже не замечаем, как, увлекаясь своими «взрослыми играми», упускаем самое важное в жизни. Теряем то, ради чего, собственно, стоит жить.
— Как вы считаете, почему до сих пор никто не превзошел фильм «Ирония судьбы», который уже столько лет является одной из главных новогодних телерадостей зрителя?
— «Ирония судьбы» — фильм вне времени. Казалось бы, история — проще не придумаешь. Изложить ее можно в одном предложении. Но в этом-то и парадокс. Внутри простого сюжета — море возможностей для находок, увлекательных, по-настоящему «вкусных» сцен. Кроме этого, в «Иронии судьбы» сошлось много факторов успеха, что бывает очень редко: отличный сценарий, замечательные актеры, гениальная режиссура. Но помимо «успешных совпадений» в подобных фильмах есть еще что-то необъяснимое, притягательно неуловимое, на уровне энергий, чего не подменить технологиями. Чем грешит современный кинематограф? Претензиями на масштабность, эдакую глобальность экранного действия, болезненным пристрастием к внешним эффектам при мизерном внутреннем наполнении. Но красивая картинка еще не гарантирует успех. Сложность и запутанность действия — еще не интрига. Мало по-настоящему стоящих, хороших историй. Человеческих, вечных. Каким бы стремительным не был прогресс, каких бы запредельных высот не достигла компьютерная графика, люди остаются людьми. Как и сто лет назад их волнуют живые, а не надуманные проблемы, любовь… Все это прописные истины, но почему-то ими так редко пользуются. А если и пользуются, то часто опускаются до сопливо-слезливого «мыла», примитивно-ущербного кино для умственно неполноценных. Но зритель-то не дурак! Многие фильмы, как непрочные домики из детских кубиков строятся на условностях. Условно искренние актеры разговаривают об условно трепетной любви, совершают условно безумные поступки в условиях условно занимательного сюжета, в котором на пятой минуте перестаешь понимать, что происходит и чего же добиваются все эти люди? Условные истории разваливаются на ходу, кубики сыплются — и становится грустно.
— Ваше мнение — в чем проблемы украинского новогоднего ежегодного телеэфира?
— Однотипность проектов. Это просто эпидемия какая-то! Незатейливый сюжет, лучше — сказка, растиражированные узнаваемые лица, и чтобы обязательно все пели. Как — не важно. Проекты, как клонированные овечки Долли, с восторженным блеянием скачут по каналам. Может быть, в прошлом году я просто пропустила что-то оригинальное? Тогда — каюсь. Но ведь так долго нам предлагали плохо «засюжеченную» попсу, что, уже не надеясь на экранное чудо, просто гасишь голубой экран, включаешь любимую музыку и устраиваешь свой собственный праздник.
— Чего не хватает нынешним писателям и сценаристам, чтобы их сюжеты с радостью расхватывали кинематографисты?
— Начнем с того, что у нас мало кинематографистов. Когда в стране снимается полтора фильма в год — это не индустрия. Школы нет. Когда работает десять сценаристов и, например, лишь трое из них признанно талантливы, то кажется, что это очень мало. А вот если бы кинематограф развивался, пишущих было не десять, а сто, то и успешных было бы гораздо больше. Простая арифметика. Спрос рождает предложение. Но спрос сегодня тоже специфический. По большому счету, сценаристы — заложники заказного кино. А в нашей ситуации отличная история может оказаться просто невостребованной по одной простой причине — не формат. Но, слава Богу, уже уходит время дешевых боевиков, кровавых ужастиков с сюжетами, высосанными из пальца, пошлых «мыльных опер». А вкусы-то уже подпорчены. По инерции зрителей все еще пытаются кормить суррогатом. Но я знаю наверняка, индустрия кинематографа в нашей стране обязательно возродится и придет время хорошего, настоящего кино. Оно уже приходит.
— Каким вы видите современного киногероя-украинца? Такое впечатление, что нынешние создатели никак не могут определиться — то ли это казак в шароварах, то ли европейский парень…
— Определятся. Скоро определятся. Все, что происходит сейчас — издержки времени «больших перемен». А ему всегда свойственны крайности. Современный же герой-украинец — не казак и не европеец. Он такой же парень, как и все остальные. Может чуточку хитрее и предприимчивей. А еще — немного растерянный от предлагаемых со всех сторон альтернатив политики, веры, национальных установок и свалившейся свободы, которой нужно срочно найти применение. Это если говорить о фильмах, ориентированных на события современности, социальные или политические проблемы. Но мне претят всякого рода «хроники». Их стоит отдать на откуп документалистам. Так будет честнее и правильней. Героическое прошлое тоже дает крен — одни и те же, с завидным постоянством муссированные темы или события. Отсюда и «шароварщина». Но ведь существуют темы вечные, а они не различают срока давности, национальностей или партийной принадлежности.
— Вы встречались с режиссером комедии «Давай поиграем!» Александром Итыгиловым, не приходилось ли как-то корректировать сценарий? Был ли вообще какой-то диктат от продюсеров «1+1»?
— Саша Итыгилов — очень тонкий, думающий режиссер. Мне понравился его подход к сценарию. Я с удовольствием корректировала сцены и дописывала некоторые диалоги в соответствии с его режиссерским видением. Он из тех молодых мастеров, которым удалось пройти добротную, настоящую кинематографическую школу, а она требует скрупулезной, вдумчивой и неспешной работы.
— Не было внутренней ориентировки на фильм «Один дома»? Там тоже мальчик и два бандита.
— Да это совсем другая история. И мальчик у нас — не просто изобретательный уникум, а обделенный вниманием нестандартный ребенок, который «играя» меняет жизни многих людей. И шутки здесь тоже иные. Словом, параллель лишь в некоторой схожести предлагаемых обстоятельств, и то отдаленная.
— В роли «Кондера» вы сразу видели именно Стаса Дужникова или были другие кандидатуры?
— Если честно, вначале мне хотелось, чтобы Кондера играл Юрий Степанов. Я просто очень люблю этого актера. Но Стас Дужников — актер потрясающий, с огромным, еще не до конца раскрытым потенциалом. Он искренний, органичный и эксцентричный одновременно. Вообще, актерский ансамбль в фильме подобран здорово.
— Один из бандитов — Синий — разговаривает «по фене». Вы с кем-то консультировались по поводу правильности лексикона?
— У меня есть хороший знакомый, который собрал и записал целый словарь «бандитского слэнга». В силу своей работы он долгое время изучал «феню» и каждый раз делился со мной новыми открытиями. Есть, кстати, настолько меткие образные выражения, что они мгновенно оседают в подкорке и имеют свойство вылетать в самый неожиданный момент, шокируя окружающих.