Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

А для души — телевидение... поэтическое

22 июля, 2010 - 19:56
ФИЛЬМ ПРОИЗВОДСТВА ВОЛЫНСКОЙ ОДТРК «ТАНЕЦ ПАМЯТИ», КОТОРЫЙ ПОВЕСТВУЕТ ОБ УНИЧТОЖЕНИИ РОМОВ В ОДНОМ ИЗ ВОЛЫНСКИХ СЕЛ, — ЭТО ИСТОРИЯ НЕ ТОЛЬКО РОМСКОГО НАРОДА, НО И УКРАИНСКОГО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Хотя бы раз в год Волынское телевидение показывает этот фильм. Он называется «Танец памяти» и рассказывает о драматической истории уничтожения граждан ромской национальности в одном из волынских сел. История щемящая и поучительная и находит своего благодарного и вдумчивого зрителя даже через годы. Этот фильм получил уже не одну награду на профессиональных конкурсах. Но он далеко не единственный, отмеченный разнообразными призами. Продукция Волынской областной государственной телерадиокомпании удостоена уже более сотни наград международного и всеукраинского значения, только гран-при получено десятка два. В провинциальном по географическому определению крае (хотя пограничная Волынь значительно ближе к Европе, чем столица) действует мощный государственный телерадиомедиахолдинг. FM-станция «Луцк» стала первой в Украине государственной FM-станцией, телерадиокомпания с недавних пор издает и свою газету.

О том, как удается создавать качественный телерадиопродукт, преодолевая подводные камни региональной телерадиожурналистики, наш разговор с Ольгой КУЛИШ, известной на Волыни журналисткой и топ-менеджером, которая сегодня исполняет обязанности генерального директора Волынской областной государственной телерадиокомпании.

— Не так давно фильм «Танец памяти» был показан и на всеукраинском телеканале «Культура». Это уже не первый продукт вашей телерадиокомпании, удостоенный, если можно так сказать, права быть показанным значительно более широкой аудитории.

— В нашем государстве реализовывается очень хорошая идея — сотрудничество областных государственных ТРК с телеканалом «Культура» и Всемирной службой украинского телевидения и радиовещания. Их офисы находятся в Киеве. Задача этих структур — производство и трансляция украинских программ на весь мир. Финансирование и штат небольшие, непросто и наполнить качественным украиноязычным продуктом 24 часа эфира. Поэтому сотрудничество с областными телерадиокомпаниями весьма оправдано. Ведь мы присылаем свои лучшие передачи и фильмы, которые могут заинтересовать значительно более широкую, чем волынская, аудиторию. Теоретически их могут смотреть не только в Украине, но и в Соединенных Штатах и других странах мира. И мы время от времени таки получаем отклики из разных уголков мира! В конце концов мы у себя тоже транслируем часть передач УТР, чтобы видеть, что делают коллеги из других областей, как живут другие регионы Украины.

— И как выглядит Волынь на фоне других? Ведь было время, когда телевидение для волынян делали... львовяне.

— К появлению телевидения на Волыни вообще сначала многие относились скептически. Нас спрашивали: а где вы наберете в своей области профессионалов, кто у вас продуцирует сценаристов, телережиссеров?.. В советское время Львовская телерадиокомпания была зональной, охватывала несколько областей, и в Москве считали, что региональное телевидение в каждой области и не нужно.

— Дескать, львовские тележурналисты будут приезжать на Волынь, делать о нашей жизни сюжетцы — и этого абсолютно достаточно. Но со временем политика изменилась, было признано, что Волынь все-таки пограничная область и мы должны иметь свое телевидение. Ленинградский проектный институт даже начал проектирование здания будущего Волынского телецентра, определили участок, где его должны были сооружать. Он и до сих пор в том же состоянии: это частная застройка, дома должны были сносить, давать людям квартиры. Но, к счастью, Украина обрела независимость, однако, к сожалению, телецентр мы так и не выстроили... Хотя эту идею поднимаем постоянно.

Буквально на днях мы открыли Музей Волынской ОГТРК, так как наша история — достойная, достижения — хорошие. В ходе подготовки экспозиции мне в руки попадало немало интересных документов, о которых уже и забыли. Несомненно, Волынское телевидение было создано благодаря огромному энтузиазму и управленческому таланту генерального директора Святослава Константиновича Пирожка. Я отыскала его предвыборную листовку, когда он баллотировался в депутаты Верховного Совета УССР. В его программе был пункт: «До 1995 года создать Волынское телевидение». Депутатом он не стал, а вот телевидение мы создали еще в 1992 году. Понятно, что сначала нас никто не заставлял делать документальные фильмы, но таким было стремление души, такие закладывались традиции нашим руководителем. И уже в 1994 году мы получили первое признание. Дипломом лауреата Всеукраинского фестиваля телевизионных программ, посвященных 50-летию освобождения Украины от фашистских захватчиков, был отмечен телефильм «Праведниками не рождаются». Волыняне, кстати, первыми в Украине на документальном телеэкране рассказали об этом высоком качестве человеческой души — об украинцах, которые спасали евреев, рискуя жизнями собственных детей и собственных семей. 1996 год начался для нашей телерадиокомпании с гран-при Всеукраинского фестиваля телепрограмм «Україна — диво дивовижне», наши телефильмы получили еще и четыре диплома всеукраинского уровня. И так было и в дальнейшем: мощные взрывы творческой энергии, энтузиазма, даже поэзии. Тогда нам по-доброму завидовали коллеги. Говорили, что если на всеукраинский конкурс работу привезли волыняне, остальным уже можно ехать домой, так как Волынь все равно заберет все призы... Сейчас подросли, как говорится, другие областные государственные телерадиокомпании, которые также производят оригинальные фильмы, и на своих творческих «летучках» мы иногда говорим: коллеги, не надо сбавлять темп, ведь нам уже дышат в затылок! Мы радуемся, что имеем уже достойных конкурентов, ведь качественный телепродукт означает более высокий качественный уровень регионального телевидения.

— Какова специфика регионального телевидения?

— Мы прежде всего имеем задачу информировать жителей нашего региона о жизнедеятельности и Украины, и области в частности. Должны освещать все аспекты жизни нашего края. Мы работаем на нашу местную аудиторию. Больше всего времени отводим на информационное вещание, это ежедневная будничная репортерская работа, которая не приносит нам ни призов, ни дипломов, но если мы делаем ее объективно и честно, то приятно слышать признательность слушателей и зрителей. Поскольку здесь и живем, а не приехали, сделали сюжет и уехали, то это тоже накладывает свой отпечаток на отношения, например, с властью. Тем не менее я думаю, что эти отношения очень зависят и от качеств первого лица телерадиокомпании. Помню, как еще до телевизионной эпохи одна из наших радиожурналисток сделала репортаж и употребила в нем не очень вежливое сравнение с авторитетом большого компартийного начальника. Дескать, в области легче найти бутылку масла (а тогда и это было дефицитом), чем человека, который его уважает. Нам эту бутылку очень долго вспоминали, тем не менее журналист абсолютно не ощущал давления, которое оказывали на руководителя — Святослава Константиновича Пирожка, хотя были и требования применить в отношении нее средства административного влияния. Так как бурное развитие компании состоялось благодаря тому, что наш «генерал», как мы его называем, всегда был принципиальным в отношениях с властью, требовательным к коллективу и добрым к каждому конкретному работнику. А еще собственным телевизионным творчеством и раньше, и теперь показывает пример журналистам и режиссерам.

— Почему, по вашему мнению, телефильмы с Волыни такие конкурентоспособные?

— Главное в наших фильмах то, что мы рассказываем о волынянах. Не берем же мы неизвестно какие темы, но творческими средствами возвышаем наших людей, показываем их души, их внутренний мир. А, возможно, это то, что мы для себя называем «поэтическое телевидение»... Я упомяну только два отклика, которые опубликованы в наших центральных профессиональных журналах, в том же «Телерадиокурьере»... Известный режиссер Роман Ширман, подводя итоги 5-летней деятельности всеукраинского телефестиваля «Открой Украину», писал, что этот фестиваль уже стоило проводить, чтобы увидеть фильм волынских тележурналистов «Соломенная шляпа». Это рассказ об Александре Середюке, директоре музея под открытым небом. Подбирая материалы к экспозиции нашего телерадиомузея, нашла и газету, в которой опубликовано обсуждение членов жюри на одному из фестивалей «Калинові острови». Его председателем был тогдашний директор Института журналистики Анатолий Москаленко. Он убеждал, что фильм «Ничего, кроме жизни» — шедевр, но он... не вписывается в рамки фестиваля, так как это... поэтическое телевидение. Это был рассказ о нашем волынском гончаре, музыканте Валерии Ленартовиче, это очень интересная личность. Но члены жюри все-таки присудили фильму гран-при.

— Какие фильмы хочется пересматривать вам?

— До сих пор не могу спокойно смотреть уже далеко не новый наш фильм, который получил гран-при еще в 1998 году, — «Я хочу другой дороги». Автор сценария и режиссер — Анастасия Пеценюк, оператор — Валерий Фетисов. Мы его тоже раз в год показываем, так как это один из наших шедевров. Возможно, попросим Настю, чтобы сняла его продолжение. Она взяла деток из разных слоев. Ребенок из интерната, девочка, у которой мама стоит на базаре, другая девочка, у которой есть все. И показала их внутренний мир. Там нет никакого авторского текста, только голоса детей, но когда вспоминаю фильм, мне всегда почему-то подкатывается комок к горлу, так как эти дети показали, какие мы с вами тогда были, каким было государство. В последних кадрах дети идут по взлетной полосе, перед ними взлетает в небо военный самолет, тогда они над Луцком еще летали... Этот эпизод очень щемящий по своей постановке, поскольку символизирует будущую дорогу для детей. Профессионалы же всегда восхищаются, как это было снять, как получить столько разрешений (хотя мы всегда находим понимание, поскольку должностные лица понимают, что это фильмы для чести Волыни)! Как оператору это было снять на не очень профессиональную камеру... Но результат того стоил.

— Что это за фильм «Танец памяти», который показали на всеукраинском канале?

— Это тоже один из наших шедевров, снял его нынешний директор творческо-производственного объединения телевидения Николай Генсецкий, и жаль, что ответственная должность мешает творческому человеку проявлять собственное творчество чаще. Фильм высокого эмоционального напряжения, особенно поражает последняя сцена, когда после поминок погибших ромов их родственники просто на запыленной дороге танцуют танец памяти... Людям, которые могут создать достойный теле- или радиофильм в нашей компании — всегда зеленая улица. Если по сценарному плану мы видим, что телегруппа идет на шедевр, мы можем отстранить ее от каких-то будничных дел и на месяц, и на больше. Даем лучшего оператора, лучшего режиссера или того, с кем у автора сценария есть духовный контакт, поскольку это тоже важно. Если обычную 20-минутную программу, которая тоже говорит об умных вещах, но не претендует на наше, так сказать, поэтическое телевидение, обычно монтируем в аппаратной рабочий день, и этого достаточно для хорошего монтажа, то конкурсную программу или фильм монтируют и месяц. На протяжении этого месяца авторы будущего шедевра и плачут, и ссорятся, а мы их мирим, ведь каждый пропускает работу через свое сердце. Мы заинтересованы, чтобы у нас было больше работ не однодневок, а достойных, чтобы их смотрели и через десять лет, смотрели и киевляне, и парижане.

— Какой другой продукт вашей телерадиокомпании, не только телефильмы, вы бы отметили? Есть ли такие, что могут конкурировать с центральными телеканалами?

— У нас солидные телециклы, например один из самых новых — «Рецепты от природы», который ведет Наталка Нехорошкина.

— Кстати, зрителям очень запомнился один из ее телефильмов — «Петрово имение», рассказ об эксклюзивном виде отдыха в рамках зеленого туризма, который организован в одном из фермерских хозяйств Волыни. Помню, что и Наталка там так упорно доила корову...

— А знаете, за что критиковали автора этого фильма на нашей «летучке»?.. За неэстетичный вид подойника. А Наталка отстояла свою позицию, что показывать надо правду. Как было, так и показали. В телецикле же она очень интересно рассказывает о нетрадиционных методах лечения. Нечто подобное есть на «Интере», но там это ток-шоу. А Нехорошкина ищет интересных целителей, простых дедушек и бабушек или дядек и теток. Выезжает с ними на природу, зритель видит, как и когда сорвать траву или цветок, чтобы были целебными, как готовилось лекарство, видит героев передачи в естественной для них среде. Она же или другие журналисты из их редакции готовят и передачу «Урок для родителей», подобной на центральных украинских каналах и нет. Это передача не в стиле скучного урока учителя, что детей нельзя бить, нельзя ругать... Мы делаем постановочные сцены, актеры на конкретных жизненных ситуациях учат родителей, как воспитывать детей, ведь кто, в конце концов, у нас их этому учит? Это изюминка нашего волынского телевидения — делать передачи более глубокие по смыслу, а не ток-шоу, которые, может, требуют от работников меньше работы над собой, над словом, над картинкой, гораздо меньше монтажа... Но так интересно — подбирать кадры, которые говорят сами за себя!

КСТАТИ

Первый Национальный предоставит «Слово регионам»

Первый Национальный совместно с областными ОГТРК готовит программу «Слово регионам», которую планирует запустить в новом телевизионном сезоне, сообщила «Телекритика». Это ежедневная 10-минутная программа, которая будет выходить по будням в информационном блоке после вечерних новостей.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ