Медиасообщество и небезразличные граждане несколько дней возмущались постами в «Фейсбуке» редактора гламурного издания, которая, то ли не разобравшись в ситуации, то ли сознательно решив «хайпануть», насмехалась над похоронами героя Украины, погибшего на Донбассе. Патриотически настроенные журналисты и активисты были просто шокированы выходкой заместителя главреда Cosmopolitan Ukraine Евгении Плихиной.
Вынесем за скобки вопрос, как человек, лишенный способности сочувствия к чужой беде и настолько оторванный от реалий страны, в которой он живет и работает, может быть одним из руководителей издания уважаемого международного медиахолдинга. В этом плане как раз таки ситуация не удивляет, а подтверждает правило. Как показывает опыт, в гламурные издания в Украине традиционно набирают людей с низким уровнем этичности, а моральные принципы не являются критерием отбора персонала для работодателей в сфере печатного гламура.
Мы помним, как в прошлом году выяснилось, что письмо главного редактора Vogue Ukraine оказалось плагиатом статьи в российском журнале Harper’s Bazaar от 2006 года, а при последующем выяснении обстоятельств стало известно, что сотрудница украинского глянцевого издания вообще сама не писала тексты, используя «литературных рабов». «День» писал об этом скандале немногим более года назад, в №198-199 от 2 ноября 2018 г. Статья называлась «Письмо к читателям. Почему плагиат и аутсорсинг авторских текстов — это не только о кризисе в журналистике».
Но также неудивительно и другое — что редактор, которая в своем издании и в своих аккаунтах в социальных сетях и мессенджерах пишет преимущественно тексты 18+ на темы секса и половых органов и печатает свои «красивые фоточки» из магазинов и салонов, «влезла в болото», решив высмеять траурную церемонию украинского бойца.
Она просто ничего не знает о войне, потому что не живет в реальности, в которой на Востоке Украины идут боевые действия и погибают люди. В ее редакции бомбы не взрываются, пули не свистят — ну и хорошо. А друзей, которые воевали или волонтерили, у нее, наверное, просто нет. Впрочем, она далеко не одна такая.
Лучше всего на эту тему высказался Евгений Степаненко — на Общественном он ведет авторские программы, делает телевизионные проекты, а также недавно поставил нестандартный и пронзительный спектакль «Голоса» с участием бойцов АТО-ООС.
Вот что он, в частности, написал у себя на «Фейсбуке»: «Перед первым показом спектакля «Голоса» в Ивано-Франковске мы отправили актеров пообщаться с народом о войне. Помню, какой шокированной вернулась (волонтер из Харькова) Катруся Бережная — по ее словам большинство тех, с кем она общалась, — были уверены что всех добровольцев уничтожили в котлах, созданных властью, еще в 14-м, а воюют (а что еще воюют?) алкаши и заробитчане... случай с этой девочкой — редактором «Космо», которая высмеяла похороны офицера СБУ в центре Киева, — это уже, к сожалению, стандарт восприятия нас и войны в обществе».
Пост о двух реальностях, глянцевой и военной, написала на «Фейсбуке» и журналист UATV и издания «Новинарня» Анастасия Федченко.
«Есть две девушки. Одна в 27 уже имеет опыт командования ротой на горячем участке фронта. Этот опыт она имела в 25. А когда ей не было и 22, она у морга опознавала погибших побратимов из добровольческого батальона. Туда, как на «более легкую» работу ее отправил командир, потому что убежала из госпиталя, не прокапалась после ранений и контузии.
И вот эта девушка рассказывает мне, как ей важно было, чтобы на погибшем были самые лучшие трусы с ближайшего базара, трусы, которые никогда никто не увидит, но воин должен быть похоронен достойно.
Рассказывает, как звонила мамам и женам. Как они плакали, просто мороз шел по коже. Как сидела возле морга целую ночь, потому что должна была дождаться утра и вердикта по погибшему. Она тогда выкуривала по две пачки сигарет в день.
Это была Вика Дворецкая, как вы догадались.
Есть другая девушка родом из прифронтового Селидово. Она в свои 27 катается по Парижам и другим заграницам, по Питерам тоже, и является заместителем редактора русскоязычного (привет, Закон о языке) глянцевого журнала «Космополитен». Считает себя очень остроумной, пишет о микрофлоре влагалища (действительно остроумно, мне понравилось), а тут написала о похоронах. Мол, думала, фестиваль уличной еды, но лица непраздничные, более того, те, кто вышел, вынуждены изображать скорбь. И она в этой похоронной фанзоне. Еще много всяких гадостей она написала. Танцевать на костях в целом некрасиво, аморально, кого бы ни хоронили, а тут прощались с одним из лучших снайперов Украины, всего на 10 лет старше редакторши. Девушка потом удалила заметку, якобы извинилась (точнее, выложила скрин с угрозами набить ей морду, написала, что не хотела никого оскорбить, мол: посмотрите, я душка-лапушка, а мне еще и угрожают). Теперь и его удалила.
Это некая Евгения Плихина.
Я целый день думаю. Думаю, как так вышло, что у нас две девушки одинакового возраста имеют такой разный жизненный опыт. Иметь разные жизни нормально, так устроен мир. Но как одна «не разобралась» в ситуации, в ситуации, в которой понемногу съезжала с катушек другая? И если бы разобралась, то что было бы? Не писала бы свои «фельетоны»? Или написала бы с меньшей концентрацией презрения?
Я целый день думаю. Думаю, что не хочу «большой» войны, потому что даже «маленькая» — большое горе. И в то же время понимаю, что людей так оберегали от российских градов, что люди охренели.
Я целый день думаю. Думаю, на каком дне украинская журналистика. В США за такую заметку заместитель главного редактора была бы затаскана по судам и уволена с должности. В Украине всегда притворяются страусом, мол, через три дня все забудут, очередной депутат что-то натворит, внимание переключится на него.
Я целый день думаю. Ну вот писала ты о влагалище и свечах для влагалища, пиши себе, почему же так тянет грязными ботинками зайти в чужую душу? Что это? Какое-то стремление сделать другим больно?
Я целый день думаю и ни до чего путевого еще не додумалась. Мне просто хочется помыться с хозяйственным мылом.
А еще простите, пожалуйста, все те, кто когда-то кого-то терял на войне. Мне очень грустно, что люди позволяют себе смеяться над чужим горем. Вероятно, это и наша вина, что не смогли достаточно информировать общество...»
В этой последней фразе — самый важный и в то же время самый печальный вывод из наличия в нашем обществе целой прослойки людей, которые не просто устали от войны или ее не замечают, — им откровенно безразлична судьба страны, и они готовы насмехаться над страданиями и болью людей. Настя Федченко винит в этом себя и в целом журналистов. Но не только. В формировании именно таких общественных настроений виноваты творцы именно такой государственной информационной политики, которая не только оказалась не способной мобилизовать граждан на то, чтобы дать отпор врагу, но даже информировать общество оказалось непосильной задачей. Оправданий для этого можно найти множество — здесь и не очень патриотическая позиция олигархов — владельцев медиа, и выделение денег от западных грантодателей только на «пацифистские» проекты. Впрочем, все это теперь уже неважно — мы вошли в шестой год войны с обществом, значительная часть которого или не хочет ничего знать о войне — как редактор из «Космо», или хочет ее скорейшего прекращения — все равно, каким именно образом — как Юрий Бардаш, рэп-исполнитель Youra и продюсер популярной в 2016— 2017 гг. группы «Грибы». Бардаш, кстати, на днях дал пространное интервью российскому видеоблогеру Юрию Дудю, что тоже вызвало почти скандальную реакцию, но музыканты «вне политики» — это отдельная тема для размышлений и выводов о состоянии украинского общества.
Возвращаясь к печальной истории из редактором глянцевого журнала, который смеется над похоронами убитого на войне бойца, нужно отметить, что Cosmopolitan Ukraine не стал отмалчиваться и прокомментировал события постом на «Фейсбуке» через несколько часов после начала скандала. «Бренд Cosmopolitan выражает сочувствие семьям и близким Героев и просит прощения за текст, опубликованный сегодня утром Евгенией Плихиной на ее личной странице. Этот текст не имеет отношения к позиции бренда и нам искренне жаль, что наша коллега так поступила», — отмечалось в посте. Но, конечно, такая мягкая реакция с таким опозданием не могла успокоить возмущенную общественность.
«И это все?» — спросил под постом «Космо» очень известный и очень авторитетный журналист Сергей Каразий.
Волонтер Елена Левицкая была более многословной. Она посоветовала изданию: «Самое меньшее, что вы сейчас можете сделать, кроме увольнения этого лица, — это посвятить целый номер погибшим ребятам и их семьям, рассказать, как они жили до войны, рассказать, что потеряла Украина, вспомнить о тысячах других семей, которые остались без любимых людей. И весь, абсолютно весь номер большими буквами писать — МЫ СУЩЕСТВУЕМ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ИМ!!!»
Алексей Бобровников, которому пришлось воевать на Востоке, тоже посоветовал «Космо» написать не пост в ФБ, а что-то именно для своих читателей, для которых «нет войны», и с грустью констатировал: «Похоже, что мы, военные, слишком хорошо вас защитили», фактически, повторив вышепреведенное мнение Насти Федченко о том, что людей слишком сильно оберегали от российских градов.
Впрочем, конечно, проблема совсем в другом. Проблема не в плохой или, напротив, слишком хорошей защите людей со стороны украинской армии. Проблема в разъединении, расколе общества на тех, кто воюет, тем или иным образом, и тех, кто не хочет ничего знать о войне и/или хочет немедленного мира любой ценой. Априори, по определению не может быть эффективной защиты государства, когда одна часть делает все для победы, а другой вообще это безразлично, нельзя построить надежную оборону в деморализованном обществе. То есть провалили свою миссию не военные в окопах, а те, кто должен был обеспечивать им надежное прикрытие и поддержку в тылу, где формируется общественное мнение и позиция общества.
Выше я отметила, что в этом виноваты не только журналисты, но и государство. Но и общество само по себе, и в связке со СМИ, также влияет на формирование общего настроения в стране — то есть граждане влияют сами на себя. Работает это так: СМИ информируют о том, что люди хотят знать, и потому «не травмируют людей» страшными новостями с фронта. Люди долгое время ничего о войне не знают и постепенно полностью выпадают из реальности. В результате выходит, что в Украине на шестой год войны существуют издания — пусть и глянцевые — которые вообще игнорируют войну, журналисты — пусть и гламурные — которые ничего не знают о событиях на фронте, и читатели, которые с готовностью покупают полностью изолированное от реальности гламурное чтиво. И в этой ситуации, в действительности, даже не знаешь, что является первичным — желание не рассказывать о войне или попытка ничего не знать о войне. Которая, напомню, все еще продолжается и никуда не делась.