Вчера, 1 сентября, прошел ровно год с тех пор, как вышла в эфир первая программа телевизионного канала ЗИК. Тогда команда молодых телевизионщиков во главе с Дмитрием Добродомовым предложила зрителям шесть проектов, построенных на журналистских расследованиях. Почти все из них сразу же привлекли немалое внимание, потому что слишком уж выделялись из общего телевизионного развлекательно-сериального с неукраинскими ведущими украинского «поля». В частности, передача «Кто здесь живет?», в которой журналисты пытаются выяснить происхождение действительно невероятных богатств государственных (!) чиновников. Или «ПРАВОкация» — название говорит само за себя. Или «Книга жалоб и предложений», где авторы выясняют, где кто и с чем «химичит». Кстати, несколько программ ЗИКа получили премии и награды на конкурсах профессиональной журналистики. Например, вышеупомянутые «Кто здесь живет?» (фигурант — начальник Львовской железной дороги Богдан Пих) — как лучшее журналистское расследование и «Книга жалоб и предложений» («Йогурты: бактерии здесь больше не живут») — как лучшее представление сложной темы.
За год ЗИК дорос до 23-х программ. В развитии — еще две. Об итогах года в эфире и самых резонансных программах побеседуем с генеральным продюсером телеканала ЗИК Дмитрием ДОБРОДОМОВЫМ.
— Сейчас все украинское телевидение акцентировано на развлекаловке — примитивной и вульгарной. Почему вы не идете таким путем?
— Наша сила — в содержании. И в том, что большинство программ — авторские. Время показывает, что мы не ошиблись. Некоторые наши программы (например, «Кто здесь живет?») имеют значительно более высокий рейтинг, чем киевские. Очень популярен проект «Твое видение», где зрители стали народными репортерами, потому что посылают собственноручно снятые сюжеты (по 30—35 видео в день).
— Вы автор и ведущий программы «Кто здесь живет?». Сколько передач всего за год сделали?
— Сорок пять.
— Вторая программа проходила при участии сотрудников правоохранительных органов, которые обещали, как говорится, держать руку на пульсе. Но потом стражи порядка долгое время в ваших эфирах не появлялись...
— Они приходили к нам в июне. Кроме того, в этой же передаче на прямой связи из Киева был народный депутат Кармазин — заместитель председателя комитета ВР по вопросам правосудия. Это была очень серьезная резонансная программа, в которой мы показали десять сюжетов, построенных на конкретных фактах, по которым правоохранители должны были отчитываться. В частности, по Стрыйскому лесхозу. Также на счет начальника Главной автомобильной инспекции во Львовской области Игоря Думы, руководителя Львовской таможни Клавдии Кутикиной, руководителя Львовской дирекции «Укрпочты» Анатолия Кидисюка, ректора Львовского национального аграрного университета Владимира Снитинского. Кстати, Снитинский подавал на нас в суд. Дела не возбуждали, поскольку истец не смог обосновать свои претензии.
— Отслеживаете ли вы результаты своей работы?
— Да. И отчитываемся перед зрителем. У нас даже есть специальная рубрика — «Вспомнить все».
— Как подбираете фигурантов для программы «Кто здесь живет?»
— Этот вопрос интересует всех, поскольку наши герои — очень разноплановые, что порождает разные предположения. В действительности же все происходит очень просто: подбираем героев по предложениям зрителей. И эти предложения в основном поступают к нам по электронной почте. Часто с соответствующими документами, фотографиями, что очень облегчает нашу работу.
— Письма анонимные?
— Как правило, нет. Хотя мы, конечно же, этих контактов не обнародуем. Журналисты программы «Кто здесь живет?» встречаются с корреспондентами, проверяют приведенные ими факты, и в 90% случаев наши зрители-«доброжелатели» правы. А вообще мы не выгодны ни правым, ни левым. Потому что говорим о доходах и правых, и левых.
— Фигурантом одной из последних программ «Кто здесь живет?» был городской голова Моршина. И вы показали, что происходит в Моршине, в частности, с земельными участками. А через несколько дней, когда мы праздновали 20-летие Независимости, мэр Моршина получил благодарность от властей.
— На мой взгляд, ситуация с мэром Моршина очень странная. Накануне выхода программы в эфир нам поступило много звонков, причем большинство от представителей Партии регионов с просьбой «не рухати мера Моршина». Я лично не понял, какая связь между главой Моршина и ПР. Он в данный момент беспартийный, а баллотировался на должность от УНП. Обычно мы такие просьбы не принимаем во внимание, но озвученный мною факт очень колоритный. Кстати, и эту программу мы делали по просьбе зрителей — именно они обратили наше внимание на ситуацию с земельными участками в Моршине: в то время как для рядовых граждан Моршина свободных земельных участков нет, их выделяют депутатам, родственникам депутатов, судьям... Вы же, наверное, слышали, какое объяснение этой ситуации дал мэр Моршина: люди, являющиеся депутатами городского совета, пошли в депутаты не только для того, чтобы решать общественные дела, но и для того, чтобы, цитирую, «отримати свою ділянку в ярі». Также мне понравилось такое объяснение мэра Моршина: «Простые люди не умеют правильно оформить документы, а депутаты грамотные...». Ну не абсурд? Впрочем, по сравнению с нашими другими героями мэр Моршина — lite. Он сам объяснил это довольно интересно: «Я еще молодой». Правда, потом исправился: «Это не то, о чем вы сейчас подумали...»
— Планируете приглашать руководителей других городов?
— Именно так. «Пройдемся» по городам Западной Украины. В частности, в ближайших планах — программы при участии городских голов Нововолынска, Ивано-Франковска, Дрогобыча, Трускавца.
— Бывали ли случаи, что высокопоставленный чиновник сам напрашивался на программу?
— Нет (смеется. — Т.К.).
— Сопротивляются ли потенциальные фигуранты? И каким образом?
— Выходят на знакомых. Пробуют звонить, требуют встречи. Первый вопрос, который задают: «Кто меня заказал?». Не знаю, почему именно такой вопрос? (смеется. — Т.К.). Возможно, так принято в их среде. Также спрашивают: «Кто за это заплатил?». Иногда интересуются: «Может, нужно больше заплатить?»
— Взятки предлагали?
— Да.
— Никто из ваших журналистов не согрешил?
— Я своим людям очень доверяю.
— Хорошо. Расскажите о программах «Кто здесь живет?», которые вы сделали, так сказать, в противовес.
— Да, были две такие программы, и мы сознательно на это пошли. Пригласили участвовать Героев Украины директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого и академика Игоря Юхновского, а также бывших диссидентов Ирину Калинец, Богдана Горыня и Зоряна Попадюка, чтобы показать их «состояния». Имена этих людей известны всей Украине. Они занимали должности очень высокого уровня. Горынь был главой областного совета, главой облгосадминистрации, руководил таможней. Калинец возглавляла областное управление образования, была депутатом Верховной Рады. Попадюк был мэром Самбора, главой райгосадминистрации. Ну а о Юхновском и Возницком вообще нечего говорить... Ни один из этих людей не пользовался высоким служебным положением, потому что не имеют ни дорогих авто, ни шикарных имений. Академик Возницкий, например, живет в двухкомнатной хрущевке... Таким образом, работаем на контрастах. А зритель пусть сам делает выводы.
— Для того чтобы делать программу «Кто здесь живет?», нужна надежная команда. Сохранилась ли на протяжении этого года команда тех, с кем вы начинали?
— Один наш журналист соблазнился на предложение из Киева и теперь работает на канале «1+1». Второй уже вырос из нашей программы и теперь будет делать авторскую. Пока что не стану озвучивать, о чем идет речь, но это будет очень интересный проект — тоже журналистское расследование. Стартует программа в начале октября. То есть из пяти журналистов осталось трое. Приобщим к работе еще одного молодого журналиста.
— Что из новых интересных программ ждет зрителя в ближайшее время?
— Запускаем проект «Чвертка з паном Марциняком».
— С Богданом Волошиным (львовский писатель-юморист, публицист, известный под псевдо пан Марциняк. — Т.К.)?
— Да. Программа называется «Чвертка», потому что будет длиться 250 секунд. Волошин-Марциняк ежедневно после новостей в присущем ему чисто галицком стиле умника будет рассказывать новости дня. Еще одна программа — «Люстрация», в которой покажем политиков с самого начала их карьеры.
— Политиков каких будете брать? Всеукраинского масштаба?
— Да. И будем приглашать их в студию. Здесь основной тезис такой: народная память очень короткая. Будем исследовать, каким политик был в начале карьеры, каким является теперь, почему кардинально поменял взгляды? У нас есть архивы, поэтому покажем так, как все было и есть на самом деле, максимально фактажно.
— На самоокупаемость вышли?
— Еще нет. Хотя, наверное, вышли бы, если бы постоянно не запускали новые проекты. Также начали строительство новой 100-метровой студии, которую планируем закончить до нового года. Втрое увеличили штат — до 145 человек. У нас все хорошо.