— Большинство образов подсказывала вам Коляденко. Теперь что-то кардинально изменится?
— Джамала как певица формируется не из надевания каблуков или платья, это — моя школа, мои родители, мои традиции, даже моя религия. Это комплекс. Стиль — очень важно, но не первично. От того, как я завтра выйду, не изменится моя музыка. Раньше у меня был балет, теперь у меня есть живые музыканты. Это и изменилось.
— Говорят, одной из причин вашего с Еленой Коляденко конфликта было то, что она настаивала, чтобы вы пели только на русском?
— Это тоже... Она очень талантливый человек, замечательный режиссер, она, безусловно, чувствует публику. Благодаря Елене Коляденко у «Фабрики звезд» были большие рейтинги. Поэтому она чувствовала, что если я сейчас не дам публике более легкомысленную песню на русском языке, то начну теряться. Английский — это моя интерпретация музыки, это язык, который больше раскрывает меня вокально.
Елена Коляденко попала под большое влияние «Фабрики звезд» и рождественских встреч, а у меня за год после участия в Юрмале в отношении к музыке не изменилось ничего — я так же не рвусь в российский шоу-бизнес с песнями наподобие «Я буду вашею малышкой». Это не цель. Мы взяли штурмом «Новую волну». Они сами не поняли, как меня пустили туда — сначала мне говорили, что я «не формат» и здесь не джазовый конкурс. [...] Каждый год на «Волне» были исполнители, которые занимали первое место, и я не сделала абсолютно ничего особенного. Я просто дала им новую музыку, которой они не слышали. Я начала революцию и теперь не могу предать тех, кто поверил в меня, как в свое время поверили в Билли Холлидей, Дженис Джоплин и других. Пусть это и громкие имена, но именно на них я всегда ориентировалась. [...]
— Вы недавно были в Америке. Какие впечатления?
— Я в восторге, особенно от Лос-Анджелеса. Все награды «Грэмми», которые я смотрела еще в детстве по телевизору, — они оттуда. Я жила по соседству с Sony Music — музыкальным лейблом, под которым мечтает записаться каждый музыкант. Пела в джаз-клубе, где в зале все черные, на сцене все черные, я даже на какой-то миг подумала, что, может быть, нужно уйти. Но все улыбались, играла прекрасная музыка, и люди быстро поняли, что я «в теме».
Мне даже удалось с ними спеть. Было очень страшно — иметь такую наглость приехать в их страну и петь их музыку им же. Все аплодировали стоя, и каждый из них потом подходил ко мне. Контрабасист после выступления даже спросил: «Вы из Нью-Йорка?» Я подумала: «О, меня повысили в звании».
— Заметна ли разница между украинской и заграничной публикой?
— Да, заграничная публика более открытая, а наша — более добрая. Но почему-то наша аудитория в дозированных нормах получает лишь один вид музыки, слушая только его и определяя его как формат, не зная ничего другого.
А если дать другой музыки в большей пропорции, то она тоже станет форматом. Все зависит от подачи радио и телевидения. Публику нельзя делить. Заграничный слушатель более открытый — если ему понравится, он будет аплодировать стоя. На концерте в Гамбурге мне аплодировали после каждой песни, а наши — сидят. Говорят, так хорошо, что не хочется разрушать атмосферу. Но эмоции разные...
— Что вас больше всего раздражает в шоу-бизнесе?
— Интересное сочетание двух слов — шоу и бизнес... У нас мало артистов, которые превращают свое любимое дело в приносящее деньги. Такие артисты, как Вакарчук, Бумбокс, которые сами пишут музыку и тексты, сами собирают команду, они — личности. Они превратили свое хобби в работу. Это наивысшее достижение.
— Может ли политика пересекаться с искусством?
— Разве что когда выборы. Всегда артисты служили украшением к политическим, спортивным событиям. Это нормально.
— Вы выступали за Виктора Януковича на выборах. Это ваш выбор как президента или просто совпадение?
— Думаю, это была идея менеджеров, которые делали предвыборные концерты. И меня это порадовало, я сказала: «О, у них прекрасный вкус!».
— Чувствуете ли вы себя украинкой?
— Абсолютно. Когда возвращаюсь из-за границы, меня всегда спрашивают: «Так ты до сих пор здесь?». «Почему же вы так не любите свою страну?» — говорю. У нас много замечательных артистов. И сейчас благоприятный период, когда украинский музыкант может существовать и здесь, и за рубежом и вообще стать мировым певцом.
Мы слишком привыкли воспринимать певцов, позиционирующих себя мировыми, как более достойных, чем наши. Менталитет. Нужно поднимать авторитет Украины в глазах самих украинцев.