«Приготовьтесь к утренней зарядке! Откройте форточку. Выпрямите спину. Глубоко вдохните. Начинаем занятия по спортивной ходьбе. Три-четыре...» Именно так когда-то просыпалась великая страна, заряжая боевым расположением духа тело и дух многомиллионной телеаудитории. С течением времени формат таких «трудовых утр» отошел сам собою. Сейчас с телеэкранов веет гедонизмом и релаксом. Никакого напряжения. Формула такая: звезды, гороскопы, советы, непринужденные диалоги. Ведущие современного утреннего шоу красивы, улыбчивы и позитивно настроены. В этом случае так и должно быть, ведь их задача — создать легкую атмосферу, а не повысить производительность труда.
Первая в мире утренняя программа «Today» вышла в эфир в США в 1952 году. За 50 лет, испробовав разнообразнейшие подходы, телевидение выработало такой себе стереотип классической беспроигрышной утренней передачи. Она должна включать три основных характеристики: развлекать, быть фоном для новостей и одновременно источником полезных советов и информации. Если проанализировать утра на украинском телевидении, то можно заметить, что именно такой модели (с более или менее выраженными, в зависимости от аудитории, отдельными характеристиками) придерживается большинство телеканалов.
Олег ПАНЮТА был автором проекта «Утро с Интером». Сейчас Олег руководит обновленным «Завтраком с 1+1». Очевидно, ему известны все тонкости телеподъема, которые и пытался выяснить у Олега «День».
— Специалисты сферы телевидения оценивают утренние шоу как самый сложный продукт, ведь эти программы выходят в формате прямого эфира и требуют максимальной отдачи от технической и творческой команды телеканала. Сначала «Утро с Интером», теперь «Завтрак с 1+1». Почему вы выбираете формат именно утреннего шоу?
— Да, вы правы. Утренние шоу действительно очень сложный продукт. Но я выбираю этот формат по двум причинам. Первая заключается именно в сложности утреннего эфира — это достаточно серьезный жанр телеиндустрии. Он в определенной степени родственен со стилем новостей. А новости мне всегда нравились. Более того, я посвятил им немалую часть своей жизни. Поэтому могу сказать, что именно благодаря опыту работы в новостях мне нравится делать утреннее шоу. А вторая причина — это желание предоставить зрителю с самого утра определенный заряд бодрости и хорошего расположения духа. Помочь начать свой день с положительных эмоций. Внушить уверенность в то, что при любых условиях и в любой ситуации «стакан все- таки наполовину наполнен, нежели наполовину пуст». Чтобы было, как в известном выражении: «Как начнешь день, так он и пройдет». Ведь впереди каждого зрителя ожидают какие-то личные дела, будничные проблемы — разбудить ребенка (что не всегда выходит легко), отвести его в школу или в садик, и при этом не ввязаться в конфликт, проехаться в общественном транспорте со всеми его «прелестями», или простоять определенное время в автомобильной пробке, встретиться с шефом или, наоборот, с подчиненными. Но все это — потом, не сейчас. Сейчас — пока есть возможность, нужно включить телевизор, посмотреть приятную программу и улыбнуться. И с этой улыбкой на лице провести весь день.
— В чем, по вашему мнению, заключаются сложности в работе над таким продуктом?
— Сложности, конечно, существуют. И связаны они прежде всего с тем, что утренний формат — это подача информации. А ее нельзя подавать просто так, сухо и сжато. Она должна быть интересной, полезной и при этом не напрягать зрителя. Также очень важно правильно подобрать коллектив — люди должны быть профессионалами своего дела, должны быть командой. Кроме того, если делаешь утренний формат, то не можешь себе позволить ни заболеть, ни отказаться, ни перенести некоторые съемки. Программа идет в прямом эфире, поэтому нельзя расслабиться, рассчитывая на перезапись, если допустил какую-либо ошибку. А еще добавьте к этому начало в шесть утра (ведь теперь «Завтрак с 1+1» начинается в 6.00) и три часа эфира, которые необходимо отработать, обеспечить хорошим расположением духа и динамическим режимом.
Мы понимаем, что не все зрители будут смотреть утреннюю программу все три часа. Они физически этого не смогут сделать — ведь все мы люди, и утром нам нужно собираться на работу. Большинство из зрителей могут себе разрешить задержаться перед телевизором лишь на 10—15 минут. И в этом тоже состоит сложность утренней программы. За эти 10—15 минут они должны получить и подборку новостей, и хорошую шутку, и полезный совет. Конечно, есть такие, кто все эти три часа просидит перед телевизором и просмотрит всю программу. И им также должно быть интересно все это время.
— Некоторые медиа-специалисты утверждают, что утреннее шоу — это вечный жанр, который никогда не покинет эфир. Согласны ли вы с этой мыслью? Почему?
— Мне очень бы этого хотелось, ведь в таком случае я буду всегда обеспечен работой. Но если серьезно, то такое действительно возможно. Утреннее шоу — это нормальный, удачный жанр. Так же, как и новости. И оно всегда найдет своего зрителя. Каждый из нас желает получать утром именно то, к чему привык. Если человек привык встречать день с музыкой, то он, просыпаясь, прежде всего включает музыкальный канал. Кто-то начинает день с новостей и таких много, ведь новости — это не только ритуал просмотра, но и важный элемент принятия решений. Другие желают послушать полезные советы, которые помогут хорошо провести день. Кто-то любит за чашечкой кофе просмотреть легкие, необременительные сюжеты. Дети — это уже понятно, они утром хотят смотреть мультики. И вот представьте — каждый член семьи встает и старается включить что-то свое! Утреннее информационно-развлекательное шоу включает в себя все эти блоки, для любого члена семьи. Вдобавок, главная цель подачи информации зрителю — это поднять расположение духа. Поэтому, если смотреть с этой точки зрения, я могу уверенно сказать: да, утреннее шоу — это вечный жанр. Вопрос только в том, чтобы правильно его наполнять.
— Так каким, по вашему мнению, должно быть идеальное утреннее шоу — по форме и по содержанию?
— Я всегда говорю, что существует два вида утреннего формата. Первый — классический. Это когда очень много информации, советов, шуток, сюжетов, еще чего-то. Такой себе «винегрет», то есть информационно-развлекательное шоу. Второй вид утреннего формата имеет условное название «Маша и Юра шутят». Это не я придумал. Так вот, в этом формате ведущие стараются расшевелить зрителей своей харизмой, в студии постоянно что-то происходит, программа строится лишь на имидже самых ведущих. Оба эти формата имеют право на жизнь. Поэтому есть различные каналы, с разной спецификой. И каждый из них рассчитан на определенную аудиторию. В самом деле, если в какую-то молодежную программу, рассчитанную на нашу современную молодежь (которая желает шутить и танцевать), придут гости почтенного пожилого возраста, или сами ведущие будут такими, и начнут они вести такие же серьезные разговоры, я думаю, что молодежь просто переключит на другую программу. Или наоборот — канал, который рассчитан на серьезного, взрослого зрителя, начнет вместо обычного формата транслировать молодежную тусовку, от которой у старшего поколения волосы могут стать дыбом. Они же начнут звонить и жаловаться. Поэтому можно сказать, что идеальное утреннее шоу — это шоу, которое ориентируется именно на свою аудиторию.
— Использовали ли вы во время работы над новым «Завтраком с 1+1» конкретный пример?
— Понимаете, в любом случае, если работаешь над программой, что-то берешь свое, что-то смотришь у конкурентов. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что мы должны предоставлять зрителю то, чего он больше всего требует. И здесь есть определенный риск, ведь не все подойдет именно в том виде, в котором планировалось сначала. Людям присущи изменения — вкусов, привычек, потребностей. Поэтому и изменения в формате всегда возможны. И это нормальный рабочий процесс. В этом и заключается как раз особенность утреннего шоу — он как конструктор Lego, когда один блок заменяешь другим для улучшения общего результата.
— При создании хорошего и качественного утра для зрителей, на что вы ориентируетесь прежде всего? Оно должнo быть серьезным и информативным, или же легким и необременительным?
— Конечно, ориентируемся на аудиторию. Наше утро должно быть легким. С хорошими новостями, которые обеспечит «ТСН» и «ТСН Проспорт». С ненавязчивыми и полезными советами. С мультиками для детей.
Когда мы начали работать над «Завтраком с 1+1», мы сразу решили, что он будет наполнен ежедневными рубриками — авторубрика, кухонная, психологическая, туристическая, книжная, рубрика потребителя. Обязательно будет гороскоп, но не в классическом виде, когда зрителю говорят, что нужно сегодня делать, а что — нет, а в шутливом, оптимистическом. Пятницу планируем сделать более спокойной и светлой, чтобы ощущалось приближение выходных. Скорее всего, по пятницам мы будем встречаться со звездами.
Необходимо отметить, что вся информация и все советы, которые мы будем предлагать зрителям «1+1», не будут совсем новыми. Это то, о чем мы все давно знали, но немного забыли или просто не воспользовались. Это то, что зритель увидит, и что использует чуть позже. Или поделится этой информацией с друзьями и знакомыми.
— Какими должны быть ведущие, какое расположение духа они должны создавать?
— Они должны быть привлекательными. Они должны увлекать зрителя, располагать его к себе. Они должны пожертвовать частью своей жизни, здоровья и покоя ради общего результата программы. Так как главная задача ведущего — отдавая частицу позитива от себя, получить в ответ такой же позитив от зрителя. Они должны общаться в эфире — между собой и со зрителем. Так как хорошее утро начинается с приятного общения.
— То есть ваша команда соответствует этим требованиям?
— Да, конечно. Янина Соколова, Константин Онищенко и Наталья Калатай — именно те люди, которые знают, о чем они будут говорить в «Завтраке с 1+1». И знают не теоретически, а имеют определенный опыт — и опыт ведения программ, и жизненный.
— Что стало причиной вашего перехода с телеканала Интер на «1+1»?
— Причины для этого было две. Первая — это то, что по состоянию на 1 февраля руководство Интера приняло решение о смене утренней программы и подготовке нового проекта. Та программа, которую делали мы, их перестала устраивать. А вторая причина — это то, что мой контракт, который заканчивался 28 февраля, не был продлен. Знаете, наверное я скажу жестко, но если канал не заинтересован в профессионалах, в людях, способных выполнять поставленную задачу, — то это проблема канала. Я не считаю свой переход на «1+1» нелогичным, а наоборот, достаточно-таки нормальным. Так как они заинтересованы получить тот продукт, который я могу сделать — формат хорошего, качественного утреннего проекта для канала, который проявляет заботу о своем зрителе. Ведь наш зритель достоин этого.