«Правды в современном мире больше не существует. Понятие «правда», «истина», «факт» настолько размыты, что потеряли смысл. Побеждают сегодня те, кто лучше других умеет работать с инструментами пропаганды, создавая такое будущее, какое выгодно их нанимателям. А будущее это — сотни и тысячи виртуальных реальностей и «черных дыр», в которых погибают человеческие способности быть людьми, люди превращаются в объекты охоты и заработка».
Такую «веселую» картину изображают некоторые популярные блогеры; это их общая мысль, я объединил несколько постов разных авторов, которые совпадали по духу и даже букве. Сказанное ими основывается не на пустом месте. Достаточно включить трансляцию заседаний Верховной Рады, чтобы в этом убедиться. Причем в сравнении с тем, что говорилось и делалось далеко не идеальным парламентом в начале 1990-х, «прогресс» очевиден. А популярные интернет-медиа? Среди них хватает и таких, которые можно сравнить с «доской объявлений», и таких, которые специализируются на влиянии на массовое сознание и подсознание с целью «размывания» картины мира, и таких, что энергично занимаются антиукраинской пропагандой под видом «объективизма». О телевидении я лучше смолчу. Существуют и высокоинтеллектуальные медиа, которые соревнуются между собой в воспевании ничтожества мира и человека, декларируют несуществование истины и подают события и рефлексии на них в стилистике «да, но...» Подают — и получают признание, зато те, кто четко называет вещи своими именами, не прячась за «сбалансированностью» или «политкорректностью», которые, к счастью, в Украине еще не достигли масштабов общеобщественной беды.
Впрочем, идет речь не только об украинских реалиях — идет речь действительно о мире, что и доказали события последнего времени на Западе, когда слишком избирательно и тенденциозно представлено в массмедиа все, связанное с т. назв. «протестами против системного расизма» (что такое это явление — никто не может объяснить, но оно считается безоговорочно существующим, напоминая такие идеологические фантомы, как «диктатура пролетариата» или «социалистический интернационализм»; а есть же еще и «мирный погром», «справедливое возмущение налетчиков» и «молчание тоже насилие»). На Западе сейчас отброшена даже «сбалансированность», а «политкорректность» доказала справедливость афористической формулы, которую применил относительно нее лет с 15 тому назад известный правозащитник советских времен Владимир Буковский: «Политкорректность хуже ленинизма». Объектами травли становятся и простые блогеры, и известные писатели, которые просто показывают реальное состояние дел. И вообще, западные массмедиа в своей массе пустились берега — скажем, людей, которые в Лондоне собрались в защиту памятника Черчиллю от тех, кто хочет его демонтировать («расист»!), эти медиа назвали «правыми радикалами».
Не случайно 7 июля немало известных в мире интеллектуалов опубликовали открытое письмо, где, в частности, сказано: «Свободный обмен информацией и идеями, источник жизненной силы либерального общества, сужается ежедневно. Цензурность все больше распространяется и в нашей культуре: нетерпимость к противоположным взглядам, мода на публичное позорище и остракизм, а также тенденция аннигилировать сложные политические вопросы в слепой моральной уверенности. Мы поддерживаем ценность крепких и даже едких отрицаний со всех сторон. Но сейчас все больше слышатся призывы к поспешному и суровому наказанию в ответ на лишь мнимую трансгрессию слова и мысли. Редакторов освобождают за публикации контроверсийнных произведений; книги изымают за мнимую неподлинность; журналистам запрещают писать на определенные темы; профессоров преследуют за цитирование литературных произведений в классе; исследователя увольняют за распространение рецензированного научного исследования, а руководителей организаций выгоняют за то, что иногда просто случается неловкая ошибка. Какими бы не были аргументы относительно каждого конкретного инцидента, результатом имеем неуклонное сужение рамок того, что можно сказать без угрозы репрессий. Мы уже расплачиваемся за это усилением страхов среди писателей, художников и журналистов, которые боятся за свою жизнь, если они отойдут от консенсуса или не обнаружат достаточно энтузиазма в общей конвенции».
При этом меня лично поражает, что эта констатация поистине ужасающей и стремительной деградации западного общественного (не только медийного) пространства (будем надеяться, что это не навсегда, что «конца Запада» не случится), а другое. Конкретнее — реверансы подписантов заявления в сторону «мощных протестов за расовую и социальную справедливость» и более «широких призывов к большему равенству и интеграции» плюс инвективы в адрес «правых демагогов», которые, мол, всегда составляли главную угрозу свободе слова и мысли. Похоже, иначе, такого числа подписантов не было бы — ведь среди них, например, знаменитый лингвист и философ Ноам Чомски (или же Хомский), ожесточенный противник капитализма и США, сторонник режимов Путина и Асада и адепт «истинного социализма». Похоже на то, что Чемски испугался лица такого желанного им «истинного социализма», однако забыл поставить перед собой зеркало и увидеть в нем одного из наиболее влиятельных идейных отцов нынешних погромов — и уличных, и интеллектуальных.
Конечно, причины описанной только что ситуации на Западе и в Украине разные. Однако как последствия и симптомы, так и необходимость ответственных действий тех, кто способен на это, чрезвычайно похожи. Или и причины чем-то глубинным похожи, которые заложены в кризисных явлениях современной цивилизации? Не знаю.
При этих обстоятельствах нужно иметь незаурядную смелость, чтобы идти против течения. Как на Западе, так и в Украине. К счастью, у нас еще есть люди, для которых «примитивные понятия добра и зла» (как формулируют это звезды постмодерной философии) чего-то таки достойны, а миражи ползучей «постправды» — не более, чем миражи. Есть интеллектуалы, которые обращаются не к узкому кругу вроде бы «продвинутых» и «возвышенных над плебсом», а к тем, кто стремится быть не объектом манипуляции, а субъектом свободного бытия, — и личного, и национального. Есть политики, которые понимают историю как творимый людьми процесс, а не движение бездумных пешек на геостратегической шахматной доске. Потому что среди украинцев всегда есть те, кто способен «без надежды таки надеяться», проторяя — отбросив иллюзии! — дорогу сквозь хаос.