Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Доступная/недоступная публичная информация

Далеко не все журналисты сегодня четко понимают механизм действия закона, а без стимулирования со стороны СМИ и гражданского общества власть вряд ли готова становиться более доступной — говорят эксперты
11 мая, 2012 - 12:04
Тарас ШЕВЧЕНКО
ВОЗЛЕ ПАМЯТНИКА РЕВОЛЮЦИОНЕРУ ЭУФЕМИО САПАТЕ В ГОРОДЕ КУЭРНАВАКА (МЕКСИКА) СОСТОЯЛСЯ ПРОТЕСТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРОТИВ УБИЙСТВА МЕКСИКАНСКИХ ФОТОГРАФОВ ГИЛЬЕРМО ЛУНА И ГАБРИЭЛЬ ХЮГО. ЭТИ ПОГИБШИЕ ЖУРНАЛИСТЫ СТАЛИ ПОСЛЕДНИМИ ЖЕРТВАМИ СЕРИИ НАПАДЕНИЙ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ МЕКСИКУ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ОПАСНЫХ СТРАН ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ / ФОТО РЕЙТЕР

Девятого мая исполнился год, как вступил в силу Закон Украины «О доступе к публичной информации».

В своем блоге на «Українській правді» руководитель главного управления обеспечения доступа к публичной информации АПУ Денис ИВАНЕСКО написал: «К годовщине действия Закона «О доступе к публичной информации» мы провели мониторинг — как он работает на уровне центральных органов исполнительной власти и областных (городских) государственных администраций. К ежедневным должностным обязанностям 343 государственных служащих относится реализация закона (ОГА + ЦОИВ). Они ежедневно получают зарплату, чтобы отвечать на запросы журналистов и граждан, обнародовать решения своих органов власти. Предоставлено 33 350 ответов на запросы граждан. Это значит, что эти люди получили от государства информацию, в которой нуждались. Возможно, не каждый остался доволен ответом, но теперь он знает, как этот механизм работает и чем может помочь».

По информации Иванеско, больше всего вопросов на протяжении года у украинцев возникло к Министерству внутренних дел (5539), Министерству юстиции (2598) и Киевской городской государственной администрации (2415). Вместе с тем на протяжении года зафиксировано 790 отказов в предоставлении информации и 123 иска в суд от недовольных авторов запросов.

В то же время 8 мая активистка движения «Стоп цензуре!» Наталия Соколенко на пресс-конференции обнародовала десять вопросов, на которые общество на протяжении года так и не получило полноценных ответов. В частности как живет Президент Украины в Межгорье? Сколько платят народным депутатам Украины и сколько тратят на содержание их помощников? Почему народные депутаты обратились в Конституционный Суд Украины, чтобы не декларировать расходы за 2011 год? Сколько бюджетных средств тратят на реконструкцию домов высоких чиновников в комплексах отдыха Пуща-Водица и Конча-Заспа? Почему государственное акционерное общество «Черноморнефтегаз» переплатило 330 млн долларов за две буровые установки? Существуют ли государственные гарантии перед Россией за долги энергетической компании ЕЭСУ? Как Государственная налоговая администрация работает с финансово- промышленными группами Украины?

После пресс-конференции журналисты с импровизированным ведром лапши и плакатами в руках «Лапшу возвращаем — информацию требуем» провели акцию под стенами Администрации Президента Украины с требованием в полном объеме обеспечить выполнение Закона «О доступе к публичной информации».

«День» поинтересовался у директора Института медиаправа Тараса ШЕВЧЕНКО, насколько действенным оказался принятый закон и выполняют ли чиновники его нормы?

— Несмотря на то, что прошел год со дня вступления в силу этого закона, власть не предприняла всех необходимых шагов для того, чтобы полноценно его исполнять, — говорит Тарас ШЕВЧЕНКО. — Невыполнение закона в значительной степени касается работы веб-сайтов, не выполняется положение о 20-дневном сроке сообщения о проектах решений и других актов до того, как их принимают.

Кстати, одним из главных нарушителей в этом вопросе является Кабинет Министров Украины, который не «вывешивает» для ознакомления свои документы.

Вместе с тем есть немало позитивных сдвигов. Ощущается более серьезное отношение государства к обнародованию публичной информации. Согласно закону, в каждом ведомстве утверждены ответственные лица, предоставляющие информацию, следовательно, прорабатывают запросы, которые к ним поступают, намного быстрее.

К сожалению, далеко не все журналисты сегодня четко понимают, что является предметом Закона «О доступе к публичной информации», и, соответственно, ставят размытые вопросы, а не просят конкретные документы. Если просить конкретные документы, то отписки невозможны: их или предоставляют, или нет.

Если документов не предоставляют, необходимо обращаться в суд. Институт медиаправа за последние несколько месяцев выиграл дела в судах относительно доступа к информации в Министерства юстиции, Министерства здравоохранения, а сегодня (разговор состоялся 8 мая. — Авт.) — в Министерства обороны Украины.

Конечно, и в дальнейшем будут отказы в предоставлении информации, но нужно не опускать рук и отстаивать свои права, в частности, повторюсь, обращаясь в суд. Без внешнего стимулирования в этом вопросе со стороны журналистов и гражданского общества власть вряд ли будет готова сама становиться более доступной в информационном плане.

Вадим ЛУБЧАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ