Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Духовная оборона

Я уверена, что духовная оборона государства выстраивается не во властных кабинетах, а в «Богом забытых» селах...
15 апреля, 2010 - 18:30

На днях по телевидению в новостях был сюжет из села Полонки на Черниговщине о храме, где сберегается святая десница Димитрия Ростовского, которой он писал «Житие Святых». И корреспондент отметила, что это единственное село среди окружающих, где количество населения растет... По-видимому, это и есть духовная оборона в действии?! Верующие уверены, что там, где есть намоленные церкви, жизнь побеждает смерть!

Недавно мне посчастливилось побывать в селе Белоцерковцы на Полтавщине. Село живописное. Казацкое. Основали казаки из Белой Церкви. Есть упоминания, что детство знаменитого мецената Григория Степановича, который родился в 1790 году в семье Степана Яковлевича и Прасковьи Андреевны Тарновских, прошло в селе Белоцерковцы, в имении его деда. В тех дедовых усадьбах и была возведена внуком Георгиевская церковь в 1848 году.

Есть свидетельства, что алтарь для нее вырезал крепостной мастер Яков, которого прислал Григорий Тарновский, «пан-хозяин крепостных душ», из своей любимой Качановки. Поэтому получается, что алтари в черниговской Качановке и полтавских Белоцерковцах — дело рук одного и того же крепостного мастера.

«Но, чтобы появился в каком-то месте храм, нужно, чтобы кто-то первым зажег молитвенный огонек! — мудро заметил пирятинский краевед Валерий Квач. — Для Белоцерковцев — это Иван Фальковский, монашеское имя Ириней».

Он родился 28 мая 1762 года в селе Белоцерковцы Пирятинской сотни Лубенского полка. Ученый, писатель, историк, математик, географ, астроном, профессор и ректор Киево-Могилянской академии, архимандрит, епископ.

В 1775 году Фальковский поехал с братом Степаном в Токай (Венгрия), где их отец о. Иустин получил должность священника домовой церкви Токайской комиссии по заготовке вин для царского двора.

Фальковский учился в венгерской гимназии и в университете Будапешта на средства главы русского посольства в Вене князя Дмитрия Голицына. Весной 1783 года вернулся в Киев, отказавшись от должности писаря при посольстве Русской империи в Вене, мотивируя тем, что хочет стать преподавателем на родине.

Вскоре стал преподавать в Киево-Могилянской академии математику, астрономию, архитектуру, гидравлику, оптику, историю, географию, поэзию, немецкий язык, философию.

В 1803 году стал ректором Киево-Могилянской академии. Исследователи его называют «самым дорогим приобретением академии», наиболее разносторонне одаренным ученым Русской империи конца XVII — начала XIX веков.

Фальковский много писал. Он — автор псалмов, гимнов, элегий на многих языках, составлял стихари и календари, в Киево-Могилянке открыл физико-математический кабинет, а при киевском Михайловском Золотоверхом монастыре — маленькую обсерваторию.

У него было много планов, но умер, как говорится в эпитафии, перед раскрытой Библией: «В 1823 году апреля 29 дня в неделю Фомину, на камнях в молитве к служению литургии... Если время все уносит, то дела живут вечно». Похоронен в Киеве, в Михайловском Золотоверхом».

Метафизически объединяется, что благодаря молитвам этого набожного человека в его родном селе другой небедный человек строит Храм Божий — Свято-Георгиевскую церковь.

Старожилы помнят, какие золотые зори (!) светились под банями этой церкви, какие звоны звучали!

Вспоминают, и как качались на люстре, прикрепив тросы, и как мак веяли — в храме Господнем в атеистическую эпоху сделали амбар. Помнят, как один рьяный коммунист пригнал танки, чтобы церковь пополам разорвать... А она очень крепкая, замешенная на яичных белках...

Сожгли ее по неосторожности комсомольцы, которые в колхоз на полевые работы приехали. Потом ее по кирпичам начали крестьяне по домам растаскивать.

Разрушили церковь — пришло в упадок и село... Когда-то людей на четыре колхоза было, сейчас посчитали — всего мужиков 20 наберется. Расхристанная церковь — расхристанные души...

Но так случилось, что в том расхристанном селе на Полтавщине купил один господин из Киева, экс-народный депутат и государственный эксперт по международной безопасности, заброшенную усадьбу.

Предложил и своему товарищу, народному артисту Богдану Бенюку то же самое сделать, и ведущим «5 канала». Все вместе основали так сказать культурное село! И взялись облагораживать сельское бытие. Позвали селян на субботник!

Около запущенной церкви вырубили заросли, расчистили десятилетнюю свалку, попросили благословения у владыки Полтавского и Кременчугского епископа Федора, зарегистрировали Свято-Георгиевскую религиозную общину и взялись за создание монастыря Киевского патриархата — первого на территориях Полтавской области!

Пригласили монахиню Марию. Она молится денно и нощно, вымаливая Господнее благословение для села и его жителей, и, не покладая рук, вместе с послушником Романом собственными силами проводят строительно-ремонтные работы.

Из пустующей школы мечтают сделать монастырь, чтобы и пасека была, и сад, и огород, и свечной заводик. Построен «храм знаний» в Белоцерковцах почти век тому назад, в 1913 году. Сначала это была церковно-приходская школа, принадлежавшая Свято-Георгиевскому храму, который совсем рядом возвышается на холме. Школьное здание поражает гениальностью инженерной мысли! Три класса разделены 14-створчатыми дубовыми дверями, при открытии которых образуется настоящий бальный зал! Говорят, это типичный проект для сельских школ начала прошлого века. Звучало здесь когда-то и фортепиано. Теперь «Украина» с вырванными клавишами. Наверное, символично, не до музыки в государстве. Господин, с благородными порывами и благородной фамилией говорит, что на добровольные взносы местных меценатов богоугодное дело особенно не сдвинешь. Он собирает общину вокруг церкви, привлекает всех неравнодушных, но существенного финансового результата пока нет.

Чтобы хотя бы накрыть церковь, законсервировать памятку архитектуры позднего барокко от дальнейшего разрушения, необходима значительная сумма. А чтобы школа приобрела вид обители для монахов, нужно найти еще большие средства.

Обратились ко мне. Я надеюсь, что словом, идеей, а даст Бог, и достойной суммой помогу святому делу. К тому же я по собственному опыту знаю, что такое сила телевидения!

Вспоминаю, как в 2002 году Ольга Герасимьюк, ведущая канала «1+1», родом из Пирятина, предложила генпродюсеру Александру Роднянскому поддержать инициируемую ею акцию «Подари Чернухам книгу!». Тогда сгорела в родном селе Григория Сковороды библиотека — и, благодаря каналу «1+1» и газете «День» — вся страна ее возрождала!

Как философски заметил пырятинский краевед Валерий Квач: «Бог единицам дает право быть причастным к восстановлению Храма Господнего!»

А я позволю себе прибавить, что особенно это важно для поколения, чьи деды-прадеды-бабки-прабабки из-за коммунистического зомбирования могли быть причастными к разрушению святынь, и с пятиконечными красными звездами сбрасывали звоны, разрушали колокольни, закрашивали библейские сюжеты на церковных стенах.

Поэтому особенная просьба к успешным людям, известным в обществе и рожденным на Полтавщине, поддержать Свято-Георгиевский храм в Белоцерковцах! Это может стать делом нашей чести. Ведь если спасти историческую церковь, построенную в честь Святого Георгия, зла на украинской земле должно стать меньше, и мы должны верить, что Юрий-Змееборец поможет нам победить беду в родном краю.

К восстановлению духовного оплота уже приобщились семьи Жеребецких, народного артиста Богдана Бенюка, телевизионщиков Егора Соболева и Марички Падалко, а также телеведущие Роман Чайка, Павел Кужеев, Мирослава Барчук.

Есть надежда, что духовную оборону Полтавщины усилят народный депутат Ольга Герасимьюк, госслужащий Лариса Мудрак, этнограф Алексей Доля, главный продюсер «Украина» Татьяна Гнедаш, телеведущие Константин Грубич, Илона Довгань, Роман Скрыпин, журналист Reuters Юрий Куликов и Первого Национального Ольга Скотникова, певец Олег Скрипка и поп-звезда Андрей Данилко.

В завершение перескажу одну историю, которую рассказал мне тот же пирятинский философ-краевед Валерий Квач. На Кировоградщине есть Свято-Хрестовоздвиженская церковь, архитектурная достопримечательность русского классицизма первой половины XIX века — усыпальница семьи Раевских. Один из них — тот самый легендарный герой войны 1812 года Николай Раевский. Так вот его потомки из России, с благословения митрополита Владимира, выпустили благотворительные билеты достоинством 5 и 10 гривен.

Это идея для размышления. Полтавцам стоит позаботиться о прозрачных схемах благотворительных взносов, и как вариант — выпустить памятные билеты номиналом в 10 и 100 гривен, которые распространять через газетные киоски, а достоинством в 1 000, 10 000, 100 000 и 1 000 000 гривен — в кассах банков.

Конечно, необходимо, чтобы духовную акцию поддержали и контролировали СМИ, а один из общенациональных телеканалов принял на себя обязательство в межпрограммном пространстве демонстрировать ролики о благородных людях и благом деле.

И надеюсь, со временем все новости покажут отстроенный лучшими работниками-реставраторами Свято-Георгиевский храм на Полтавщине, в сердце государства, потому что возводили его все вместе, всей неравнодушной Украиной! А там глядишь, и Господь вернется в Богом забытое село...


6 апреля 2010 года, «Украинская правда»

Леся САКАДА, активист движения «Культура объединит Украину!»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ