Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двойной капкан для Общественного

Зачем украинская власть уничтожает медиа, которые борются с оккупантом?
13 марта, 2020 - 12:41

Что бы ни думал себе Президент, признаком демократии является не только отсутствие в стране виселиц, но и наличие в ней общественного телевидения, которое служит гражданам, а не государству. После 2014 года на базе государственного телеканала УТ-1 было создано Общественное — вещатель, который объединял ряд центральных и региональных телеканалов, а также несколько радиостанций. А также руководился правлением и независимым наблюдательным советом, который состоял из некасающихся власти людей и избирался демократическим путем обществом. Основным отличием, которое должно было отличать вновь созданного вещателя от государственного телеканала, было финансирование. По этому поводу было много споров. Партийцы и местные власть предержащие неоднократно упрекали Общественное за то, что власть в его эфирах не имеет преференций. Мол, получаете деньги от государства — так и обслуживайте государство. Общественное постоянно недофинансировали. Это существенно замедляло его развитие и работу. Но закон был прописан таким образом, что повлиять на политику вещателя государство не могло. Как и не могло полностью отказать ему в финансировании. Оно осуществлялось за счет налогоплательщиков и не зависело от желания или нежелания чиновников.

По замыслу Общественное должно было стать украинским аналогом ВВС. И вот теперь вещатель оказался под угрозой полной остановки работы из-за ряда искусственно созданных проблем. Первая — задержка выплаты заработной платы через изменение главного распорядителя бюджетных средств для телерадиокомпании. Раньше средствами Общественного распоряжался  Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины. С нового года эту функцию взяло на себя Министерство культуры, молодежи и спорта Украины. Но, несмотря на то, что все необходимые документы телевещателем были поданы еще в январе, вопрос забуксовал на уровне соответствующих министерств.

И как только, казалось, были получены все необходимые согласования, произошло  изменение состава Кабинета Министров Украины. К тому же объединенное министерство опять решили разделить: отдельно на культуру, а отдельно на министерство спорта. Поэтому всю процедуру придется проходить повторно. «Оставлять сотрудников наибольшего независимого медиа страны без оплаты труда из-за затягивания документальных процедур — недопустимо в демократическом правовом государстве», — отметили в правлении.

Даже если вопрос с задолженностью зарплаты сотрудникам удастся решить, остается вторая проблема, которую также невозможно решить без вмешательства власти. С февраля все счета компании заблокированы государственной исполнительной службой Министерства юстиции Украины. Это происходит в пределах исполнительного производства относительно взыскания с Общественного долга в сумме 10,6 млн евро и 73 тыс. грн судебного сбора в интересах акционерного общества «Евроньюз». Самое интересное то, что долг образовался в 2010 году — еще до создания Общественного. «Общественный вещатель получил этот долг в наследство как правопреемник всех прав и обязанностей бывшей государственной Национальной телекомпании Украины, которая прекратила свою деятельность», — объясняют в телекомпании. Вполне понятно, что долги государственного УТ-1 перед «Евроньюз» могло бы взять на себя государство. Или выделить для этого целевую сумму из бюджета. Но суд и чиновники решили иначе. Счета заблокированы. Это ставит под угрозу трансляцию в Украине Олимпиады-2020 и делает невозможным надлежащее представление и участие украинского участника в Евровиденье-2020. Таким образом, с одной стороны, оказалась заблокированной работа и развитие двух национальных телеканалов (UA: ПЕРВЫЙ и UA: КУЛЬТУРА), трех национальных радиоканалов (UA: Украинское радио, UA: Радио Промінь, UA: Радио Культура). Никто теперь не может сказать, когда независимый вещатель сможет в полном объеме осуществлять оплату трансляций, финансировать командировку журналистов, платить подрядчикам и платить коммунальные платежи.

В конце концов, ничего нового не произошло. Тактика мягкого подавления независимого телевидения была успешно отработана на примере крымскотатарского телеканала ATR. Деньги якобы есть, но их нет. Власть выдвигает требования, которые невозможно выполнить. Как то провести открытый конкурс между производителями контента. Что для телеканала, который получает видео с оккупированного полуострова, где его, рискуя свободой и жизнью, снимают и переправляют на материк смельчаки — совсем недопустимо. Как заключать договора с теми, кто проживает в зоне, где действуют законы об экстремизме, терроризме и иностранных агентах? Записать имена этих людей в договор, значит, указать на них ФСБ. «Нет конкурса — нет финансирования. А как вы хотели? Все же по закону», — говорят чиновники. Формализированная причина отказа в финансировании становится прикрытием для власть имущих, которые фактически уничтожают вещателя. В случае Общественного создан своеобразный двойной капкан. Пертурбации в министерстве стали причиной невыплаты зарплаты более чем четырем тысячам сотрудников. Никто даже не сообщает, когда проблема будет решена. Но даже если персонал останется на своих рабочих местах, продолжение вещания делают невозможным заблокированные через судебный иск счета. Ни денег, ни новых проектов. Отвечая на вопрос, какой резерв прочности имеет Общественное, глава правления НСТУ Зураб Аласания ответил: «В настоящий момент зрители видят эфир. Таким образом продержится неделю-две». А затем? Здесь вспоминается судьба другого государственного телеканала UATV. Иновещателя, который работал на пяти языках и должен был стать контртезисом российскому Russia Today. Он был реорганизован в телеканал для оккупированных территорий.  И тоже под предлогом отсутствия денег, которые новая власть предложила использовать на что-то «более полезное», чем противодействие российской пропаганде в мире. На вещание для оккупированных территорий, к примеру. Теперь там, где еще несколько месяцев назад сообщали миру украинские новости, сегодня круглосуточно крутят старые выпуски Квартала 95 и Дизель-шоу. Не просто крутят, но и вливают весь этот юмористический секонд-хенд, в котором высмеивается Украина, на головы тех украинцев, которые остались в оккупации.

Вынужденное молчание трех телеканалов, которые зависели от государственного финансирования и создавались для того, чтобы противостоять российской и пророссийской пропаганде на внешней арене, на оккупированном Крымском полуострове и на внутриукраинском информационном поле, — это уже не стечение обстоятельств. Это тенденция. Особенно в условиях, когда финансирование олигархических телеканалов увеличивается, а пророссийская и антиукраинская риторика в их эфирах усиливается. Эта ситуация является сознательно созданной. Она свидетельствует, что негласной информационной политикой власти является открытие национального телепространства для иностранных и олигархических влияний. Деньги здесь — только средство закрыть рот. Потому что речь идет не просто о недофинансировании или задержке зарплат, но и об ограничении вещания. В случае с Общественным Украина может потерять рычаги информирования в регионах, что увеличит влияние местных царьков и усилит информационную изоляцию аудитории от центра. Мы движемся к информационной автономизации регионов на фоне увеличения российского нарратива на общеукраинском уровне и отказа от информирования жителей оккупированного Крыма. Похоже на подготовку плацдарма. Зачем власть открывает украинские информационные двери настежь? Вопрос риторический. Пора уже спрашивать, кто несет ответственность за сложившуюся ситуацию и как минимизировать будущие потери, которые уже просматриваются за такой информационной хаотизацией?

Лариса ВОЛОШИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ