Лет восемь-десять назад эта тема попала в центр внимания украинского общества. Рассекречивали документы, считали жертв, открывали мемориал. И начинали зажигать свечи в окнах в последнюю субботу ноября. Тогда и я зажгла свою первую свечу. Через многие годы была поражена, когда узнала, что идея настоящего акта национальной памяти принадлежит не отечественным историкам и не пиарщикам власти, а американцу с украинской душой — Джеймсу Мейсу.
Я открыла его для себя благодаря профессии журналиста и газете «День». Мейс будто заглядывал в душу из портрета, который висит в редакции. После прочтения «Повести о двух журналистах» мне казалось, будто он спрашивает каждого из нас: помним ли мы то, что нельзя забывать? Достаточно ли мы честны со своей аудиторией и с собой? Готовы ли бороться за справедливость, даже если окружающие считают, что ты обречен на провал?
Вот в таких образцах, как сам Мейс и как Гарет Джонс, которому он симпатизировал, нуждаются молодые журналисты, которым так легко потеряться в мире «джинсы», сплетен и инсинуаций. Меня радует, что наставники моих коллег из различных украинских университетов понимают это. Например, в Запорожском национальном университете и Острожской академии первокурсники читают и обсуждают «Повесть о двух журналистах» на парах по специальности. Второкурсники Львовского национального университета имени Ивана Франко изучают масс-медийные аспекты Голодомора. В этих и других вузах будущие журналисты ознакомляются с публицистикой не только Джеймса Мейса, но и других выдающихся личностей, читая книги из библиотеки газеты «День».
Студенты Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где я учусь, тоже изучают эти произведения на курсах истории журналистики и современной публицистики. Издания «Дня» очень помогают не только в подготовке к семинарам, но и в заполнении белых пятен в собственном понимании исторических процессов, что важно для будущих журналистов.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Творчество Джеймса Мейса пришло к нам на четвертом курсе. Я и часть моих однокурсников выбрали сборник его публицистики «Свічка у вікні» из серии «Підривна література» для итоговой работы по современной украинской публицистике. Кому-то понравился стиль Мейса, в котором сочетаются научность и публицистичность, кто-то был приятно удивлен его преданностью истории народа, с которым он, на первый взгляд, не имел ничего общего. Лично я увлечена тем, как он анализирует события тех кровавых лет и какие потрясающие и точные причинно-следственные связи устанавливает. Наверное, немногие задумывались о том, что геноцид очень сильно навредил нашему народу и даже может стоять у истоков современных проблем Украины. Хочется, чтобы этот тезис услышали не только студенты и историки, но и те, кто руководит страной.
Знакомы с творчеством Мейса и студенты, которые изучают в Институте журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко издательское дело и редактирование. Доцент кафедры ИДР Мирослава Прихода рассказывает, что несколько лет назад будущие издатели создали учебное пособие «Вік пам’яті: 1932—1933». Статьи, помещенные в нем, демонстрируют взгляд молодого поколения на тему Голодомору. Авторы попробовали осмыслить не только исторические события, но и их влияние на современность, проблему памяти как таковую. Кроме того, ежегодно в последнюю неделю ноября студенты кафедры опять обращаются к этой теме, читают и обсуждают новые публикации о Голодоморе, делятся историями собственных семей.
Понятно, что новый учебный курс, посвященный одному историческому вопросу, может не оправдать себя. Однако можно и нужно интегрировать произведения выдающихся публицистов, посвященные дискуссионным моментам истории, в существующие курсы. Ведь так можно убить двух зайцев: и показать будущим журналистам образец для работы, и пополнить их копилку знаний, дать то, чем они будут пользоваться в будущем. При таких условиях журналисты уже не будут искажать действительность из-за банального незнания прошлого.
«ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕЙСА СТУДЕНТЫ БУРНО ОБСУЖДАЮТ»
Оксана ТЕРЕБУС, доцент кафедры социальных коммуникаций Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, преподаватель курса «Публицистика»:
— Будущих журналистов мы готовим на факультете филологии и журналистики. С творчеством Джеймса Мейса студенты знакомятся в рамках нескольких учебных дисциплин, например: «История украинской и зарубежной журналистики», «Публицистика» и др. Кроме того, о его трудах обязательно вспоминаем (не только на занятиях) в дни памяти жертв Голодомора. Соблюдение человеческих моральных ценностей, профессиональных стандартов — не пустая фраза, особенно для тех, кто формирует общественное мнение, — журналистов. Джеймс Мейс на реальных фактах еще раз подчеркнул это в «Повісті про двох журналістів». Двойные стандарты, заигрывание с властью, личный комфорт не допустимы для людей этой профессии, недоговаривания, искажения фактов, «незамечание» и замалчивание реальных проблем приводят к страшным последствиям: геноцидам, войнам. На занятиях по публицистике мы обсуждаем публицистику большого количества мастеров, начиная с конца ХІХ века и до наших дней. Но студенты не всегда с удовлетворением читают те или иные тексты. А вот с упомянутыми произведениями Мейса проблем не возникало никогда, наоборот, не просто ради «нужно» читали, но и бурно обсуждали.
«ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОГАЕТ ЗАРЯДИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НЕБЕЗРАЗЛИЧИЕМ»
Юлия КОЗЫРЬ, преподаватель кафедры журналистики и филологии Сумского государственного университета:
— Ключевое в работе журналиста — внимательно вслушаться в проблему, даже если она непосредственно его не касается. Пример Джеймса Мейса позволяет на близкой нам ситуации объяснить студенту, почему это умение принципиально важно. Если бы не внимание американца Мейса к нашей трагедии, Украина (да и весь мир) до сих пор и представить не могли бы масштабы сталинского геноцида.
Но кроме того, чтобы вслушаться в проблему, нужно объяснить ее своей аудитории. Для этого журналист должен понимать не только демографию читателей, но и психологию, культуру. Украинское общество — посттравматическое — это чрезвычайно сложная аудитория. Голодомор прошел, но психологические травмы еще передаются новым поколениям, память не восстановлена, советские мифы не все развенчаны. Знакомство с деятельностью Джеймса Мейса на курсе «Международная журналистика» помогает снять (хотя бы немного сдвинуть) с будущих журналистов розовые очки, через которые они смотрят на свою профессию, и зарядить профессиональным небезразличием.
«ПУБЛИЦИСТИКА МЕЙСА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ НАШЕГО ОПЫТА»
Елена ТАРАНЕНКО, заведующая кафедрой журналистики Донецкого национального университета имени Василя Стуса:
— Когда в начале октября 2014 года мы, преподаватели и студенты ДонНУ, захваченного боевиками в Донецке, но непокоренные и исполненные мечтаний и надежд возродить университет, собирались в Виннице, нас поддержали настоящие, надежные и проверенные друзья. Среди них была и редакция газеты «День». Мне позвонила по телефону помощница Ларисы Алексеевны Ившиной и спросила, нуждаемся ли мы в помощи, в частности, в книгах «Библиотеки газеты «День». Конечно, мы очень обрадовались такому предложению и вскоре получили большую посылку. Вспоминаю, как мы со студентами распаковывали ее в абсолютно пустой комнате кафедры и почти очарованно разглядывали книги. Среди них было много мне известных, такие были у нас в Донецке — и на кафедре, и дома, внимание привлекли две, которых я не читала на тот момент, — «Сила м’якого знака» и «Ваші мертві вибрали мене...» Джеймса Мейса.
Эта книга сразу заинтересовала, прежде всего своим названием, страшным и слишком ответственным одновременно. Но этот интерес нельзя даже сравнить с тем, какие открытия она таила в себе, какие чрезвычайные вещи мы узнавали и о биографии автора, и о тех страницах нашей истории, о которых вроде бы и знали, но не смогли бы, не осмелились бы так сформулировать. Однако главное потрясение связано даже не с историей геноцида украинцев, а с жесткой правдой современности — с не преодоленной до сих пор сущностью «постгеноцидного общества». Думаю, эта книга совсем не случайно открылась нам тогда, потому что, уже имея свой горький и страшный опыт, мы совсем по-другому прочитали и главную мечту публициста — свободное общество свободных людей, и его предупреждение о рисках и опасностях пути к этой мечте.
С той уже далекой осени 2014-го публицистика Джеймса Мейса является неотъемлемой частью нашего опыта, которым делимся со студентами-журналистами Донецкого национального университета имени Василя Стуса, и в учебных курсах «Художественно-публицистические жанры», «История публицистики» и в спецкурсах, и в магистерских дискуссиях «Этнологической проблематики в СМК», и в студенческих научных исследованиях. Уже несколько магистерских работ подготовлены и защищены по материалам публицистических проектов газеты «День», думаю, будет вскоре и специальное исследование наследия Джеймса Мейса, потому что чрезвычайную актуальность этой пока непрочитанной публицистики сложно переоценить.
«ЭТО ВАЖНО В КОНТЕКСТЕ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ»
Любовь ВАСИЛИК, заведующая кафедрой журналистики Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича, доктор наук социальных коммуникаций и журналистики:
— С работами Джеймса Мейса студенты ЧНУ знакомятся при изучении спецкурса по украинской публицистике, ведь хотя он был американцем по происхождению, однако последние годы жизни жил и работал в Украине, где как историк глубоко исследовал тему Голодомора и связанные с ним изменения, в частности, и на уровне психологии общества. На тему «Публицистика Джейса Мейса» на кафедре была даже написана отдельная дипломная работа.
Будущим журналистам необходимо знать его материалы и исследования для соблюдения профессиональных стандартов, чтобы преподносить точную информацию и не манипулировать фактами. Это важно, в частности, в контексте гибридной войны, развязанной сегодня против Украины, и в контексте появления большого количества фейковой информации. В конце концов, люди страны, пережившей геноцид, должны знать свою настоящую историю без умалчиваний и белых пятен, должны избавиться от многих мифов, чтобы вернуть себе этническую память и изменить общественное сознание в ракурсе демократических ценностей.
«МЫ ГОВОРИМ СТУДЕНТАМ, ЧТО ЭТОТ АМЕРИКАНЕЦ СДЕЛАЛ ДЛЯ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НЕКОТОРЫЕ УКРАИНЦЫ»
Владимир ДЕМЧЕНКО, декан факультета систем и средств массовой информации Днипровского национального университета им. Олеся Гончара:
— Одиннадцать лет назад, когда главный редактор газеты «День» Лариса Ившина приезжала в Днепропетровск, она выступила перед студентами нашего факультета и подарила нам книги, в том числе про Джеймса Мейса. Про него мы вспоминаем в спецкурсе, посвященном публицистике. Мы говорим студентам, что этот американец сделал для Украины больше, чем некоторые украинцы. Кроме того, о нем узнают и наши первокурсники, которые слушают лекции «введение в специальность». Лично я уделяю внимание двум американским публицистам, которые работали в нашей стране. В том числе говорю и о Джеймсе Мейсе. Он много сделал для того, чтобы украинцы могли узнать свою правдивую историю, а остальной мир — о такой трагедии, как Голодомор.
От редакции. «День» направил запрос в Министерство образования и науки Украины, чтобы узнать, как на официальном уровне внедряется изучение работ Джеймса Мейса в вузах страны.