После полугодовой борьбы за свою телекомпанию сотрудники луганской телекомпании «Эфир- 1», исчерпав все возможные правовые методы, пошли на отчаянный шаг — 14 ноября тринадцать из них объявили голодовку. А через неделю, 20 — 21 ноября, в Луганске побывала делегация международной организации «Репортеры без границ», в составе которой были корреспондент «Дня», юрист Института массовой информации (представительство «Репортеров» в Украине) и редактор сайта этой организации.
МЭР
Утром 20 ноября «Репортеры» прибыли к помещению Луганской телекомпании «Эфир-1». Охрана из сотрудников телекомпании попросила через дверь представиться, и через несколько минут мы уже сидели в кабинете Татьяны Коженовской — законного директора телекомпании. Тут нам представили одного из главных действующих лиц этой истории Анатолия Ягоферова.
Весной депутаты горсовета приняли решение об отстранении Анатолия Николаевича от должности. После решения Донецкого суда мэр подал жалобу в Верховный Cуд. И недавно, 27 сентября, состоялось его заседание, на котором было принято решение в поддержку жалобы Ягоферова. Таким образом, дело вернулось в Донецкий суд, где вот уже месяц жалоба не рассматривается. В 1999 году А. Ягоферов заключил контракт с Татьяной Коженовской, согласно которому она была назначена директором «Эфир-1» на 10 лет. По закону никто, кроме городского головы, не может подписывать решение исполкома и решение сессии горсовета об отмене этого контракта. Собственно поэтому горсовет, возглавляемый сейчас секретарем горсовета Владимиром Пристюком, вынужден был заявить о необходимости ликвидации телекомпании «Эфир-1». Но за Т. Коженовскую и за сохранение компании горой стал коллектив.
Нам показали документальный фильм, снятый 14 апреля у входа в телекомпанию «Эфир-1». За неделю до этой даты Татьяна Коженовская пригласила Владимира Пристюка принять участие в программе «Актуальная тема» с мэром города Анатолием Ягоферовым. В назначенный день он пришел, но не один, а с группой поддержки из луганских депутатов. Объяснения Т. Коженовской, что студия не может принять всех желающих, привели к инциденту, в котором депутаты проявили себя не с лучшей стороны — ругались, угрожали, инициировали потасовку. (Эти события снимал оператор Алексей Мовсесян, которого, о чем писал «День», этим летом избили в местном парке неизвестные, и сегодня он имеет вторую группу инвалидности). Весь этот материал немонтированным был подан в эфир на всю Луганщину. Возможно, он и сыграл свою роль при принятии решения о ликвидации телекомпании «Эфир-1».
«ЭФИРОВЦЫ»
«Ликвидаторы» заверяли, что коллектив телекомпании «Эфир-1» разрознен. Это оказалось неправдой. 38 человек из 42-х штатных сотрудников присутствовали на нашей встрече. Судя по всему, коллектив сплочен и стремится к одной цели — работать в прежнем режиме, подавая информацию с разных точек зрения. Уже сам факт того, что сотрудники полгода не получают заработную плату и при этом остаются вместе, говорит о необычайной преданности своему делу.
«Идея голодовки «висела» в воздухе очень давно. Мы понимали, что наступит тот день, когда все способы борьбы будут исчерпаны и придется прибегнуть к таким мерам, которые смогут подействовать на происходящее. К сожалению, пока они плодов не принесли»,— призналась «Дню» Елена Попова, руководитель рекламного отдела, одна из голодающих. Сейчас четырехэтажное здание «Эфира-1» находится под охраной сотрудников телекомпании. Голодающие его не покидают. Под стены здания приходят луганчане, чтобы морально поддержать телевизионщиков.
По мнению коллектива, «ликвидаторы» хотели скрытно реорганизовать предприятие с целью отстранения от должности директора Т. Коженовской. «Эфировцев» собрали в горисполкоме и предложили написать заявления об уходе из городского коммунального предприятия «Эфир- 1» и переходе в тот же «Эфир-1», но уже телерадиокомпанию. По их словам, в высоком кабинете телевизионщики столкнулись с ситуацией, похожей на сюжет боевика, — игрой в хорошего и плохого следователя. Алексей Алексеев, заместитель городского головы, глава ликвидационной комиссии («хороший следователь») предложил всему коллективу работу, и когда кто-то из присутствующих высказывался «против», то уже Андрей Привальцев, директор новой ТРК «Эфир-1», сидевший рядом («плохой следователь»), кричал: «Вам не нравится?! До свидания!», — уже этим демонстрируя, как будет общаться с будущим коллективом. После многократных попыток сотрудников «Эфира-1» во время этой встречи выяснить, с чем связана ликвидация компании, депутаты отвечали совсем как в анекдоте про крокодила: «Наша телекомпания: что хотим, то и делаем». Хотя, по мнению «эфировцев», причина этого решения в одном: когда депутаты решили, что избавились от неугодного им городского головы, то «костью в горле» стала Татьяна Коженовская, избавившись от которой, будет легко найти общий язык с коллективом, поставив во главе «своего» директора. Когда возник вопрос, каким образом это сделать, они, не долго думая, вооружились словом «ликвидация».
«ЛИКВИДАТОРЫ»
Чтобы понять, из чего исходила ликвидационная комиссия, закрывая «Эфир-1», мы решили связаться с Алексеем Алексеевым — главой ликвидационной комиссии, Владимиром Пристюком — секретарем горсовета и Андреем Привальцевым — директором ТРК «Эфир-1», что оказалось непростым делом. По телефону нам сообщили, что господин Алексеев отправился в командировку в Донецк, Пристюк не может нас принять, а Привальцев «где-то есть». И тогда мы отправились в горсовет.
На пропускном пункте о нашем приходе уже знали и выдали один пропуск на троих. А. Алексеева действительно не оказалось на месте. Время его прибытия нам определили как «сегодня вечером — завтра в обед». После чего мы отправились в кабинет В. Пристюка. Референт секретаря горсовета пригласила нас присесть и подождать, но когда узнала, зачем мы пришли, сообщила, что В. Пристюк не сможет нас принять, так как у него сейчас заседание. В конце концов нас привели в кабинет, куда в скором времени пришел Андрей Привальцев.
Директор виртуальной ТРК «Эфир-1» сразу нам заявил, что никакого отношения к ГКП «Эфир-1» он не имеет. По его мнению, причины ликвидации прежнего «Эфира-1» — чисто экономические. У компании большие долги (224 тыс. грн. — долг перед кредиторами за оборудование, два заема на 105 тыс. грн. и долги по зарплате). А. Привальцев сказал, что он не журналист, а бизнесмен и подобных «проколов» у него не будет. Тематика программ новой ТРК «Эфир-1», по словам Привальцева, ничем не будет отличаться от прежней. А. Привальцев также предъявил нам ряд документов, которые дают ему право распоряжаться помещением «Эфир-1», а также оборудованием и аппаратурой. Горсовет выдал эти документы еще до окончательного решения о ликвидации телекомпании «Эфир-1».
Причину того, почему дело о ликвидации так долго не сходит с «мертвой точки», А. Привальцев объяснил тем, что: «Наши доблестные правоохранители запуганы до потери пульса. Как только раздается вопль: «Ай! Журналиста бьют!» или те начинают голодовку — так хоть всех святых выноси».
Когда мы процитировали А. Привальцеву материал Интерфакс-Украина от 15 ноября, в котором он говорит, что никакой голодовки нет, а в здании на Демехина, 23 находится только Т. Коженовская, г-н Привальцев возмутился и сказал, что никакого интервью он агентству не давал. «День» специально связался с агентством Интерфакс-Украина и там дали стопроцентную гарантию подлинности своей информации.
Утром второго дня наша делегация снова отправилась в горсовет, надеясь поговорить с В. Пристюком. В приемной нас встретила уже новая референт, которая сообщила, что у секретаря горсовета сегодня плотный график и он может уделить нам время только вечером, в 19.00. А Алексей Алексеев, по ее словам, вчера вернулся в Луганск, но сегодня рано утром снова отправился в командировку — все в тот же Донецк. Через некоторое время нам организовали встречу с членами ликвидационной комиссии. Отвечал на наши вопросы, в основном, секретарь горисполкома Сергей Тихоновский. Он сообщил, что инициатором ликвидации стала группа депутатов во главе с Валерием Галинкиным. Причина ликвидации ГКП «Эфир-1» — нарушения финансовой и организационной деятельности. На вопрос, не вызвано ли решение о ликвидации политическими причинами, последовал отрицательный ответ.
ПРОКУРОР
Прокурор Луганска Валерий Побережный официально опроверг информацию, которую якобы распространял в СМИ горсовет, о том, что по факту злоупотреблений в «Эфире-1» открыто 18 криминальных дел. По его словам, он знает только о 18 эпизодах, объединенных в одно производство по результатам проверки КРУ. По мнению В. Побережного, в конфликте с обеих сторон замешаны журналисты, а разделять их на своих и чужих он не может. В его компетенции — только правовая оценка событий. «В сложившейся ситуации проигрывают обе стороны. Лучшим решением этого конфликта будет компромисс, найденный за круглым столом», — считает прокурор.
Как стало известно «Дню», на днях областная прокуратура Луганщины отозвала постановление прокурора города Валерия Побережного, который признал незаконным заключение договора на трансляцию Луганского кабельного телевидения (ЛКТ, учредитель — облгосадминистрация) на канале телекомпании ГКП «Эфир-1».
Напомним, что договор, который был заключен с и. о. директора ГКП «Эфир-1» Василием Дуниным, назначенным на этот пост горсоветом, а затем уволенным Т. Коженовской за прогулы, сделал возможным захват 1 ноября эфирной частоты телекомпании. До последнего времени на данной частоте не выходил никто.
СЕКРЕТАРЬ ГОРСОВЕТА
Вечером мы решили воспользоваться назначенным нам приемом у В. Пристюка, который сообщил, что на финансирование телеканала «Эфир- 1» горсовет ежегодно выделял 250 тыс. грн. Депутаты горсовета, основываясь на финансовых отчетах, решили, что работа телеканала и создаваемые на нем программы неэффективны. Работа Т. Коженовской также не соответствовала требованиям горсовета и была признана неэффективной. Соответственно выходом из сложившейся ситуации есть только ликвидация телекомпании «Эфир-1» и создание нового предприятия ТРК «Эфир- 1». Господин Пристюк отметил, что в Луганске есть «нормальные каналы (ЛКТ, «Ирта», «Континент»), которые хорошо работают». «Эфир-1», по его мнению, «тоже хорошо работал, но за последнее время испортился». Причем в разговоре он несколько раз повторил, что ГКП «Эфир-1» уже ликвидировано. Создалось впечатление, что либо секретаря горсовета неправильно информируют, либо он считает его ликвидированным без решения суда. «Дело в том, что идет борьба за бесплатный телеканал на выборы. Естественно, никакого голода там нет и голодать они («эфировцы») даже не собираются. Здесь не получится того, на что они рассчитывают», — уверенно сказал В. Пристюк. Наверное, для секретаря горисполкома голодовка четырех жителей «его» города настолько мелкое событие, что он не потрудился выяснить, что же происходит на самом деле.
«РЕПОРТЕРЫ»
Пресс-конференция делегации «Репортеров без границ» для представителей луганских СМИ состоялась в помещении телекомпании «Эфир-1». На ней «Репортеры» заявили, что, проанализировав все собранные факты, они пришли к выводу, что ликвидация телекомпании «Эфир-1» носит политический характер. Фактически в этом случае ликвидация телекомпании является скрытой реорганизацией предприятия. (Напомним, что даже председатель ликвидационной комиссии Алексей Алексеев в разгар скандала в интервью «1+1» сказал, что причины ликвидации «Эфира-1» политические). Дело «Эфира-1», как справедливо заметил прокурор Луганска (и с этим согласны «Репортеры»), может решиться только в суде. Об этом же говорят и сами «эфировцы» Но заседание суда 21 ноября не состоялось — его перенесли на неопределенный срок. Показательно, что вечером того же дня во входную дверь телекомпании «Эфир-1» позвонил милиционер и потребовал подробный список участников пресс-конференции и изданий, которые они представляли. Зачем милиции понадобились подобные сведения, для нас осталось загадкой.
P.S. На момент выхода номера в Луганске продолжают голодовку четыре сотрудника телекомпании «Эфир-1»: директор, журналист, руководитель рекламного отдела и водитель. Сегодня идет семнадцатый день с начала этой отчаянной акции.
«День» выражает благодарность Институту массовой информации за предоставленную возможность принять участие в этом журналистском расследовании.