Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экран, который дышит эгоизмом

28 декабря, 2001 - 00:00

Сегодня я подставила коллектив. Совсем бессознательно. Еще раньше я посмотрела увлекательное ТВ-шоу «Слабое звено». Еще раньше — подсмотрела, что делают люди «За стеклом», а еще раньше — израсходовала кругленькую сумму на «Супер-лото»…

Так мог бы сказать рядовой человек, отреагировав на тот уровень телепродукта, который ему подсовывают едва ли не ежедневно. Но он так не скажет, поскольку привык. Привык и не заметил, как поневоле у него родились такие качества, как безумный азарт, жажда к главным призам (проще говоря, к деньгам), а также, как ни удивительно, — черты коварства, «решительного эгоизма», хитрости. При этом характерно, что рядом с этим шагают натренированный, эрудированный интеллект, глубокие знания чуть ли не в каждой сфере жизни, быстрая спортивная реакция и т. д.

Сегодня, включив вечером телевизор, рядовой человек предстанет перед альтернативой: блок новостей, «мыльная» опера, ток-шоу (на ту же «мыльную» тему), дебиловатый мультик, засаленный боевик или еще какой- то «натурпродукт», преимущественно транслируемый с нарушением авторских прав. Но все эти «релаксы» для современного человека города уже не интересны. На арену выходят сравнительно новые передачи — шоу с солидным призовым фондом.

Казалось бы, что здесь такого? Попадаешь в команду, играешь по правилам, отвечаешь на вопросы или выполняешь определенные действия, выигрываешь, забираешь приз и идешь на все четыре стороны. «Слабое звено», «Последний герой», «9-й вал«… Принцип простой — старается вся команда, а выиграет только один. Если когда-то еще актуальным был известный тост «чтобы никто и никогда не отрывался от своего коллектива», то сейчас все больше актуализируется массовый «гипериндивидуализм», опускание до уровня джунглей, где побеждает тот, кто более сильный. Но стоп. Теперь мы видим, как на экранах побеждает тот, кто более гибкий, коварный, более хитрый. Сила переходит в другой разряд, который используют только в одиночных случаях.

Здоровое коллективное мышление для большинства из нас осталось в далеком прошлом как стигма, ярлык эпохи. Новые коммерческие условия диктуют свои правила для людей, которые постепенно в личной и социальной жизни превращаются в суперэгоистов. А, может, это именно человек, обезображенный прошлой ограниченностью в желаниях, подводит все под свой общий знаменатель? Откуда, из каких глубин сознания выныривают в человеке-личности признаки человека-животного?!

И хуже всего то, что ТВ-индустрия, тщательно и глубоко изучив человеческую психологию и психологию массы, поняла, каким образом завладеть все большей и большей аудиторией. Очень простой способ — потакать грязным инстинктам индивидуальности, манить ее виртуальными и реальными выигрышами, показывать, как другие — на экране — соревнуются за него.

И опять — вот он, краеугольный камень. Будучи частью команды в подобных шоу, каждый ее участник заранее выбирает роль такого себе Иуды — изменника коллектива. А мы и не заметили, как уже давно привыкли ко всем этим играм, таким невинным и полезным на первый взгляд. Приходим на работу, в школу или куда- то еще и очень изящно и незаметно для самих себя применяем усвоенное с экранов практически. Но стоит помнить: сегодня ты самое сильное звено, а завтра — последний герой. Герой, но последний.

Елена ДУБ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ