Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экранные рецепты женского счастья

Может ли телевидение улучшить жизнь?
8 февраля, 2008 - 00:00
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОКСАНЫ МАРЧЕНКО НА УКРАИНСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ (НА СЕЙ РАЗ — НА ТЕЛЕКАНАЛ «ТЕТ») — ПОПЫТКА ПОВТОРИТЬ УСПЕХ ОПРЫ УИНФРИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ОКСАНЫ МАРЧЕНКО

При просмотре так называемых ток- шоу, ориентированных на женскую аудиторию, становится обидно за 54% население Украины. Согласно топ-темам таких программ, украинских женщин заботят исключительно их внешность и примитивные проблемы, наподобие «Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?». Такие ток-шоу, к тому же, называют себя социально ориентированными: гламурная ведущая-кукла нахмуренно кивает, когда гость программы рассказывает о супружеских изменах... С другой стороны, нужно признать, что весь этот фарс кажется даже неплохим на фоне, к примеру, ток-шоу, предлагаемого зрителям участниками российского реалити-шоу «Дом-2». Программу «Роман с Бузовой» можно смело внести в треш-энциклопедию современного телевидения.

Телеэксперт с многолетним опытом Иван Мащенко утверждает, что ток-шоу как жанр возник на отечественном телевидении не в течение последнего десятилетия, а значительно раньше. «Все каналы такой вид программ сегодня называют по западному примеру — ток-шоу. На самом же деле этот жанр существует на нашем телевидении с давних, если можно так сказать, времен — уже в течение сорока лет. Только называется он традиционно иначе — беседа. Этот жанр ввели дикторы — Татьяна Цимбал, которая была умелым мастером. Она до сегодняшнего дня иногда ведет подобные программы на различных каналах. Можно назвать также Тамару Стратиенко, ведущую передачи художественного плана с разговорными элементами. Это в некоторой степени был украинский вариант программы «От всей души» Валентины Леонтьевой. Так что сам жанр появился на нашем телевидении не в последние десятилетия. Появилось лишь новое название».

Конечно, сорок лет назад подход к созданию подобных программ и формированию их содержания был абсолютно иным. Сейчас украинское телевидение тиражирует именно аналоги западных ток-шоу. Показательно, что все они не отличаются долголетием, хотя в случае с телевидением долгая жизнь — это вовсе не показатель качества программы. Очевидно, эфирную неустойчивость таких ток-шоу нужно связывать с примитивным — даже для массового зрителя — содержанием программ, заставляющим телепродюссеров уже после первого сезона сбрасывать нерейтинговый балласт. Впрочем, ток-шоу — а говорим мы прежде всего о женских программах — часто ругают не только за бессодержательность. Поражает, например, и отбор так называемых экспертов, которыми, как правило, выступают звезды- кочевники всех возможных эфиров. Украинская поп-индустрия «производит» не только звезд, но и специалистов в сфере психологии и социологии, которые постоянно дают советы или поучают, как правильно жить. Интересно, действительно ли есть в нашей стране те, кто считает, что ток-шоу могут что-то изменить в их жизни? И неужели есть те, кто верит, что у Лолиты или Наташи Королевой есть универсальные рецепты для решения личных проблем? Наверное, это была бы неплохая тема для социологического исследования...

Самый известный и удачный пример западного женского формата — это, несомненно, «Шоу Опры Уинфри». Несмотря на то, что передача ориентирована на женскую аудиторию, зрителями этого ток-шоу являются 99% американских семей, а еще семьи в 112 странах по всему миру. Опра — идол для жителей США еще с 1986 года — именно тогда ток-шоу ее авторства вышло на экраны впервые. Общеизвестно, что Опра стала живым воплощением американской мечты и, фактически, — совестью Голливуда. К ее критическим высказываниям прислушиваются голливудские звезды, виновато потупясь во время рассказов о своей только что преодоленной наркозависимости. При этом она очень эмоциональна и никогда не скрывает свои чувства. Телевизионщики утверждают, что именно это привлекает телезрителей в ее образе. «Телевидение очень насыщено эмоционально, — говорит социолог Светлана Бабенко, — и это эмоциональное насыщение несут слезливые сериалы, программы, ток-шоу, требующие сопереживания. Это позволяет человеку эмоционально разгрузиться или наоборот — для тех, у кого очень мало нерутинных событий в жизни, такие программы позволяют эту жизнь скрасить. Поэтому передачи, не вызывающие у человека эмоциональных ощущений, всегда остаются с неудовлетворительными рейтингами».

Что стало залогом успеха шоу Уинфри? Во-первых, формат программы. «Шоу Опры» стало не просто «развлекаловкой» и передачей с набором советов для женщин. Концепция программы очень удачно легла на социальную действительность США. Вообще социальная составляющая в программе доминантная, что, между прочим, созвучно и с судьбой самой ведущей. Опра была внебрачным ребенком и прежде, чем стать миллиардером, прошла все семь кругов расовой дискриминации. «Класс Опры Уинфри как телеведущей ток-шоу, конечно, невероятно высок — ей присущи и артистичность, и шарм. А еще очень важно, что ее программа выполняет еще и определенную задачу, связанную с проблемой дискриминации темнокожих, а также других важных общественных вопросов. Появление такой ведущей было общественной потребностью», — считает Иван Мащенко.

Именно социальная ориентированность программы неизменно делает ее рейтинг очень высоким. Благодаря этому Уинфри господствует не только в эфире США. Ее влияние давно вышло за рамки телевизионного, уже в течение двадцати лет именно она решает, что морально, а что — нет. Оценивать деятельность Уинфри — дело деликатное. В Америке ее действительно боготворят. Кроме того, у неё есть телеведущие-последователи во всем мире, в том числе и в нашей стране. Но давайте честно ответим сами себе на вопрос: есть ли на украинском телевидении хотя бы одна ведущая, которая способна завоевать такое признание, как Уинфри? «Во времена тоталитарного, советского телевидения профессия ведущего таких передач ни в коем случае не была не массовой. Если отбирались дикторы постоянных циклов и рубрик, то далеко не все могли пройти этот отбор, потому что была четкая специализация — на ведущих разговорных жанров отбирались только те, кто имел специальное образование, — как правило, актерское. Сегодня не понятно, какие роли исполняют ведущие ток-шоу — играют они самих себя или каких-то других персонажей. Иногда такие слащаво-приторные нотки бывают в их интонациях и поведении... Не понятно, к чему это...

Очень важно базовое образование ведущего в зависимости от того, ток-шоу какого направления он ведет. Искусство разговора, беседы, искусство не «поддакивания» и не навязывания, а убеждения — вот что принципиально важно. Как быть таким ведущим, чтобы полноправным участником экранной беседы был гость? Ведь часто акценты в этой паре бывают перевернуты. А зрителей интересует не ведущий (хотя нужно признать, что такой ведущий как Савик Шустер зрителей тоже интересует), а в первую очередь те, кто приглашен».

Сегодня на звание украинской Опры претендует Оксана Марченко, которая недавно начала реализацию нового проекта — «Шоу Оксаны Марченко». Программу, фактически копирующую концепцию «Шоу Опры», зрители имеют возможность увидеть и в субботу, и в воскресенье. С одной стороны, программа выходит в более серьезном — социально ориентированном формате, с другой — это развлекательное шоу с участием звезд. Авторы проекта предлагают ответы на вопросы: «Что такое счастье?», «Как стать успешным?», «Как совмещать здоровье и красоту?». Интересно, удастся ли им найти на эти вопросы универсальные ответы...

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ