Ни для кого не является тайной, что развлекательные программы сегодня имеют большой успех как у зрителей, так и у продюсеров этих же программ. Именно они занимают 20 процентов недельного эфира на отечественных телеканалах.
Интерес но то, что первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились еще в древнем мире. В древней Греции любимыми видами развлечений были театр и спортивные соревнования, а в древнем Риме большой популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то за спортивными и гладиаторскими турнирами могли наблюдать обычные граждане. Поэтому такой большой спрос привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Т.е., если выражаться современны ми терминами, появлялись своеобразные продакшн-студии и «звезды» (известные личнос ти). Ярким примером начала развития развлекате льных шоу, а соответственно и массового шоу, программ слу жат гладиаторские бои. Сначала на такие соревнования выдвигали рабов, поскольку это было смертельно опасно. Но далеко не все гладиаторы выступали по принуждению. Известно, что среди них были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже, когда им дарили свободу. Наиболее успешные гладиаторы получали от почитателей богатые подарки и определенный процент от участия в шоу.
С исчезновением античной цивилизации исчезли и свойственные ей зрелищные мероприятия. И только в новое время, когда начала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг, зрелища стали занимать весомую нишу в развитии шоу-бизнеса. Но к началу ХХ века возникла одна большая проблема — очень сложно, или вообще невозможно было собирать много людей на шоу. И только с появлением звукозаписывающих устройств, радио, кино и телевидения шоу-бизнес достиг масштабов «зрелища для всего народа».
Особенно стремительно развлекательные шоу начали развиваться в странах западной цивилизации в последней трети ХХ века. Люди, которые живут в странах «золотого миллиарда», проявляют желание и имеют возможность удовлетворять свои потребности в досуге. Именно для удовлетворения потребностей «массовой публики» создаются все новые способы развлечений — эпатажные зрелища, дорогие шоу, высокие технологии.
Если раньше простые люди довольствовались зрелищными проектами, в которых принимали участие не очень известные люди, например, тот же «Форт Буайяр», который с безумной популярностью прошел по восьми каналам мира в 90 х годах прошлого века,этим сегодня потенциального «клиента» уже не удивишь. Поэтому все те же продакшн- студии с большим успехом начали привлекать очень известных в стране людей.
Именно на Западе появляются всемирно известные проекты, такие как «Танцы со звездами», «Звездный дуэт», «Игры патриотов», «Повелитель горы». А мы уже, учитывая то, что такой вариант будет более дешево стоить, чем собственное производство, покупаем формат проекта и подстраиваем его к отечественному зрителю. И это касается не только Украины. Такими тенденциями «грешат» почти все страны СНГ.
Но пока что речь не об этом. Дело в том, что на Западе ничего не создается просто так. Их технологии, и в масс-медийном пространстве в частности, испокон века направлены на достижение конкретной цели. Интересно то, что, при помощи вышеупомянутых проектов, их авторы так или иначе поднимают уровень культуры в государстве. Это уже поняла та же Россия. Недавно, а именно в начале марта, на одном из центральных российских каналов стартовало развлекательное шоу «Цирк со звездами». Название поражает. А суть программы состоит в том, что артисты кино, эстрады, спортсмены и телеведущие получают возможность освоить все цирковые жанры. А именно оказаться под куполом цирка, войти в клетку к хищникам, научиться фокусам и клоунаде, стать всадниками и воздушными гимнастами. Эти трюки конечно же будет оценивать жюри. Недавно одна знакомая заявила, что там этим звездам и место. Но это с одной стороны. А если посмотреть на другую сторону медали? Уже после нескольких передач популярность не только проекта, но и циркового искусства значительно возросла. Люди опять начали ходить в цирк.
А вспомните российскую версию «Танцы на льду». Кстати, на отечественном канале «1+1» уже осенью в этом году зрители смогут увидеть украинский вариант ледовой феерии. Популярность катка как в России, так и в Украине значительно возросла. И не только у взрослых, но и у подростков, и детей.
Возвращаясь к украинскому медиа-рынку, нельзя не вспомнить «Танцы со звездами». Мало того, что миллионы людей наслаждаются искусством танца в прямом эфире, критикуют любимых и не очень «звезд», так и посещаемость танцевальных школ только в Киеве выросла на сто процентов. «В некоторых клубах началась новая жизнь. Ведь были и такие, которые находились на грани закрытия. Но после программы мы начали набирать много учеников. Большая масса людей среднего возраста решила танцевать. Кстати, есть такое понятие — школы массового обучения. Это то, чем всю жизнь занимается Григорий Чапкис. Но у них есть определенная особенность — их дети, как правило, идут в танцевальные студии и готовятся стать чемпионами. В последнее время ко мне все чаще приводят детей. Наверное, родители убедились в том, что это интересно для детей», — рассказывает Алексей Литвинов, заведующий кафедрой бальной хореографии Харьковской государственной академии культуры.
Кроме этого, с точки зрения психологии, подобные проекты являются довольно полезными. Все мы знаем, что есть такая процедура как танцтерапия. Александр Губенко, главный редактор журнала «Практична психологія та соціальна робота» рассказывает, что «ее назначение — эмоциональное расторможение человека. Перед специалистами стоит задача научить человека ощущать свое тело и тем самым укрепи ть уверенность в себе, повысить его самооценку. Еще одна функция танцтерапии — заставить энергию подсознания свободно циркулировать, создавать позитивные эмоции. А если спроецировать эти идеи на развлекательные шоу, то люди, наблюдая за жизнью звезд, отвлекаются от злободневных проблем. Кстати, и для тех, кто принимает участие в проектах, вышеупомянутые механизмы также работают».