Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Enter: Страсти по Сигету Объединить нацию с помощью... туризма

23 июля, 2004 - 00:00


Еще и сейчас существующий стереотип о советском сервисе (точнее, отсутствии какого-либо сервиса) долгие годы был одним из решающих факторов для тех наших сограждан, которые имели возможность выбирать — отдыхать в Украине или за границей.

Сейчас же на ТВ появляется все больше репортажей о деятельности отечественных курортов и туристическо- рекреационных зон. Подтекст большинства из них (а-ля «зачем отдыхать в ОАЭ, если рядом АРК?») дает основания считать, что туризм в нашем государстве справедливо избран одним из приоритетных направлений развития.

На этот раз мы предложили экспертам «Дня» поразмышлять над тем,

ЕСТЬ ЛИ ПОТРЕБНОСТЬ В ОТДЕЛЬНОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ О ТУРИЗМЕ В УКРАИНЕ? И КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Бронислав ОМЕЦИНСКИЙ, глава Государственного департамента по вопросам деятельности курортов:

— За границей, например в Австрии, Италии, на ТВ есть отдельные программы, где дается справка о погодной ситуации, условиях проживания и ценах на тех или иных курортах. Эта информация вмещается в «бегущую строку», но одновременно на экране появляется и видеоряд. Нам также следует сделать отдельную программу такого типа и транслировать ее в страны ближнего зарубежья: в Россию, Беларусь, Молдову. Такие телепередачи будут особенно актуальны после «черного пиара» со стороны соседей о плохом состоянии украинских пляжей. А такая информация ежегодно появляется в российских СМИ, потому что россиянам выгоднее, чтобы их соотечественники ездили отдыхать в Новороссийск, Сочи, а не в Бердянск и Крым. Мы должны это отслеживать и на «черный пиар» отвечать «антипиаром», давая красиво подготовленные сюжеты о привлекательности украинских курортов. Главное — чтобы это было качественно сделано. Ведь идет активный рост притока туристов и, соответственно, увеличение внутренних финансовых потоков. Поэтому наличие подобных телевизионных проектов будет только на пользу.

Для примера: недавно в рамках пресс-тура, который организовала Государственная туристическая администрация, мы посетили Каменную могилу вблизи Мелитополя Запорожской области. Посмотреть на эту уникальную памятку приезжают даже из Индии и Непала, а есть украинцы, которые о ней даже не догадываются. В общем, у нас загубили работу по историко-культурному наследию. И это тогда, когда пересматриваем отношение к определенным историческим личностям и событиям! Почему бы не связать на телеэкране страницы украинской истории с современным состоянием украинской туристической и курортной сферы?

Владимир ФЕДОРЧЕНКО, ректор Киевского университета туризма, экономики и права, профессор; президент Ассоциации учебных заведений Украины туристическо-гостиничного профиля:

— Безусловно, во всем мире такие программы готовятся на очень высоком уровне. Показываются города, рассказывается о пользе путешествий, даются ответы на вопросы зрителей. Все это носит образовательный характер, поэтому туризм в мире набирает быстрые обороты. Для сравнения: в 1950 году по миру путешествовало приблизительно 25,6 миллиона людей, в прошлом году путешествовало около 700 миллионов. Туризм в сфере услуг нынче вышел на первое место, приблизительно в 70 странах мира он является главной статьей прибылей.

Уверен, что телепрограммы о туристической деятельности в Украине могли бы повысить наш статус в этой сфере в глазах мирового сообщества. В передачах туризм должен рассматриваться не только с экономической точки зрения, но и с образовательно- культурологической стороны.

К сожалению, нынче в украинских СМИ только эпизодически освещается туристическая проблематика, и носит она только информативный характер. Это — недостаток. Ведь мы говорим о консолидации нации, но не освещаем наше историческое прошлое. Убежден, что объединить народ с помощью туризма — абсолютно реально. Ведь туризм развивает у людей доброжелательность, гостеприимство. У нас есть подоснова, чтобы развивать эту сферу деятельности, и ТВ здесь может сыграть одну из ведущих ролей.

В программах о туризме, если они таки появляются на экране, говорится преимущественно об архитектурных, религиозных сооружениях. Совсем не популяризируются наши уникальные природные ресурсы. Бесспорно, в Украину мог бы идти большой поток туристов. Однако возникает и вопрос инвестиций. Где-то 60% гостиниц, которые есть сегодня в Украине, не соответствуют элементарным требованиям. А если бы пришел инвестор, то за два-три года можно было бы все упорядочить, возобновить, улучшить. Потому, чем больше мы будем исследовать и показывать рекреационные возможности Украины, тем больше мы от этого выигрываем во всех сферах: и финансовой, и имиджевой, и культурно-просветительской.

Анна БЕЗЛЮДНАЯ, генеральный продюсер ТИА «Профи ТВ»:

— Я считаю, что в данный период времени создать программу об украинском туризме было бы полезно, любопытно, а главное, патриотично. Ведь зачастую наши сограждане, у которых есть возможность путешествовать, имеют лучшее представление об иностранных городах и курортах, нежели о рекреационном потенциале своей страны. Понятно, что сервис у нас далек от совершенства. Однако для любителей активного отдыха и для тех, кто интересуется местами, связанными с историческими событиями и легендарными личностями, в Украине есть большой выбор. Незнание страны и ее истории базируется на стереотипах, заложенных еще 10-20 и более лет тому назад. Поэтому подобный телепроект имел бы успех у многих потенциальных туристов. Кроме красивой природы и благоприятного климата Карпат и Крыма, о которых все уже знают, есть еще и живописная Волынь, Подолье... Там богатейшие, со всех точек зрения, места. Почему бы их не описать?

Однако интересная тема — это еще не хорошая передача в итоге. ТВ предполагает создание совершенного телевизионного продукта. Телепрограммы — это не просто отдельно взятая тема, это — и идея, и ход, и форма, ведь продукт должен быть интересным и зрелищным. Поэтому, что касается жанра, идеи и ее воплощения, следует серьезно подумать, ведь есть масса вариантов. И многое зависит от конкретного канала, который захочет видеть такую программу в своей сетке.

Владислав ПОНОМАРЕНКО, генеральный директор ЗАО «Приазовкурорт», доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины:

— Такая программа должна быть научно-популярной, а не носить характер досужих разговоров. Ведь курорты — это отрасль хозяйства, экономики, у которой есть свои проблемы. Считаю, что нужны выступления с экрана телевизора специалистов из МОЗ Украины и Департамента по туризму, в которых они бы рассказывали и о достижениях, и о проблемах инфраструктуры. Так как ТВ — наиболее массовое СМИ, было бы отлично, если бы оно информировало рядовых граждан страны о том, какие природные ресурсы у нас сегодня сохранены, что уникально и ценно. Нужно не просто прийти и взять интервью, а пройти «через сито» специалистов, информируя зрителя с научной точки зрения о свойствах грязи, минеральной воды, о климатических факторах, о лучших методиках лечения, оздоровления. Человек должен знать о том, что в Украине работает. Вот тут уже мы, работники курортной сферы, будем стараться и доказывать, что мы — лучше.

Например, у нас в регионе есть о чем снять целый цикл телепередач. У нас богатое прошлое: и казацкая демократия, и скифские поля, и заповедники: Аскания-Нова, Каменные могилы, Федотова коса на острове Бирючьем. Степь отличается тем, что тут всегда хорошо дышится. Здесь есть что посмотреть: реликтовые степи, ковыли, море, есть изумительные места, которые называют «украинской Швейцарией». С появлением на телеэкране проектов, о которых мы говорим, курорты привлекут не только туристов, но и инвесторов, что создаст условия для модернизации инфраструктуры.

Любовь АЧКАН, заведующая отделом курортной сферы Бердянского горисполкома:

— Неважно, какой по жанру будет телепередача, лишь бы она была. Ведь у нас так много рассказывают о Болгарии, Турции, но ничего не говорят об Украине. У нас каждый регион знаменит чем-то своим, аутентичным. Но нельзя развивать инфраструктуру, не подавая абсолютно никакой информации о туризме в Украине. На Первом Национальном канале, которому в первую очередь следует снимать подобные передачи, их не видно. У нас в стране есть огромное количество достопримечательностей, о которых не многие потребители туристической продукции имеют представление: например, то же Азовское побережье, Бердянская коса. Самое главное в курортной сфере — лечебные факторы, природные ресурсы, которые надо беречь, чтоб они оставались в Украине и работали на имидж страны. Да и о проблемах не стоит забывать. К примеру, ныне есть риск потерять клиентов из России по причине введения НДС на путевки для нерезидентов Украины. Эти препоны приведут к тому, что россияне начнут использовать свою базу для оздоровления детей. Нужно, чтобы общественность знала о проблемах туристической и курортной сферы, а также имела представление о преимуществах тех или иных мест. Тут телевизионные передачи были бы как нельзя кстати.

Олег ПИКЕРСКИЙ, генеральный директор туристической фирмы «Артекс-94»:

— Нужны не разрозненные сюжеты о туризме, которые мы видим сейчас в разных телепрограммах, а что-нибудь более профессиональное и в то же время доступное для широкого круга зрителей. У нас подобные программы разделяются либо на чисто познавательные, либо на исключительно информационные. Телепередача о туризме в Украине должна быть, на мой взгляд, и познавательной, и информационной одновременно, а также носить и рекламно-притягательный характер. Она должна вместить в себе не только рассказы о том, куда можно поехать попутешествовать, а как правильно следует это делать, какие местные законы и правила нужно знать. Зрители из такой телевизионной передачи должны почерпнуть не только картинку, но и информацию. В ней должна содержаться не чисто рекламная информация, а именно полезная: не в плане того, какой крем с собой брать (хотя это тоже немаловажно), а как планировать свои дальнейшие путешествия, что более интересно и т.д..

Сам по себе внутренний туризм нужно еще очень много популяризировать — без этого он, как и любое другое дело, не развивается. На данный момент в Украине есть всего несколько точек, куда рвутся туристы: Крым, Карпаты, Киев. Поэтому как бы мы ни старались, какие бы самые интересные места ни показывали в глубинке, на сегодняшний день для людей, особенно для иностранцев, — это Тмутаракань, как для нас город Мандалай в Бирме. Интересно или нет — неизвестно, но название экзотичное. Тем более, что рекламируй — не рекламируй наши малоизвестные достопримечательности, но иностранный турист в палатке жить не будет. Например, есть у нас много прекрасных средневековых замков, а возле них — никакой инфраструктуры. Поэтому, как ни крути, будем рекламировать те места, о которых туристы уже наслышаны, где все обустроено для отдыха. Однако думаю, что постепенно наши рекреационные возможности будут улучшаться. Например, в Карпатах уже появляется много интересных мест для наших туристов, началось вложение капитала для создания оптимальных условий для комфортного отдыха. Этому должны способствовать и телевизионные передачи.

Подготовила Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ